Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииПротоиерей Иоанн Муханов21.02.2006 

«Руководитель — слуга всем тем, кем он руководит»

Давно хотелось поговорить с отцом настоятелем Свято — Троицкого Кафедрального Собора протоиереем Иоанном Мухановым, Слава Богу, повод побеседовать представился: день рождения протоиерея. Беседовали в Доме Притча там, где должен был сорок лет назад родиться Иван Муханов — его родители жили в этом доме. Но отца направили служить на приход в Палкино, куда он и уехал с беременной женой. Четыре класса будущий настоятель отучился в Палкинской школе. Потом семья перебралась в Печеры, где отец Ивана служил в храме Сорока мучеников, сам он неплохо закончил школу, хотел стать детским врачом, но в медицинский институт не поступил. Служил десантник Муханов в армии под Псковом, в разведроте.

Вы настоящий скобарь, батюшка?

Я бы так не сказал. Мои родители из Курской и Брянской земель. Познакомились в Псково — Печерском монастыре, единственной тогда обители в российской провинции, где можно было исполнять послушание, помолиться. Их познакомил брат моей мамы, ныне наш старчик Архимандрит Лев.

Вы, как и другие наши батюшки, выросли в благочестивой семье, а что такое «благочестивая семья», как Вы ее определяете?

На этот вопрос может ответить любой человек на земле, если его спросить об этом. Каждый член семьи содержит в себе благочестие, то есть помнит о том, что мы — люди и должны хранить свою честь и нести благо людям. Вот это и выражается словом — благочестие. У моих родителей были те же качества, что и у других: все родители любят своих детей и желают им добра. Но наша семья — семья священнослужителей, которые всегда были при церкви, всегда служили Богу.

В вашей семье присутствовал Бог?

Бог присутствует в любой семье, только некоторые семьи сами Его отталкивают, а некоторые просят Господа, чтобы даже по их грехам Он не оставлял. Мой папа был священник, и у нас в семье было трое детей, были еще две сестры, осталась Таня, и, так случилось, она с двумя сыновьями живет в моей семье.

А еще сестра?

Наша Машенька, она была старшенькой, прожила всего три месяца. Как говорит Татьяна: проехала жизнь на прекрасном экспрессе: земля — небо. Родилась, крестилась, причащалась и ушла ко Господу, она легко «проехала», но она у нас есть, мы ее поминаем и помним нашу сестреночку. А мы движемся на товарном, измученном, в теплушках.

Вы с детства собирались в священники?

Нет, хотел быть врачом. Но я с младенчества в храме, помогал отцу в алтаре, сестра — на клиросе. Учился, у нас был прекрасный класс, хотя я не был октябренком, пионером и, конечно, не был комсомольцем, был обычным мальчишкой, хорошо учился, и у нас были великолепные отношения в классе, до сих пор я рад всем своим одноклассникам. Закончил еще и музыкальную школу по классу баяна.

У Вас было счастливое детство?

Абсолютно, и я благодарен Богу, что у меня так все сложилось. И в армии у меня не было проблем, наоборот, узнав, что я из семьи священника, ко мне относились с уважением.

После армии, отец Иоанн, куда направились?

Потом трудился в Псково — Печерском монастыре, выполнял там послушания, а затем служил шофером у Наместника монастыря, тогда Архимандрита Павла (ныне Архиепископ Рязанский и Касимовский). И когда я соприкоснулся с Церковью конкретно, даже в качестве водителя, понял, что не могу трудиться в миру. Я поступил в Санкт — Петербургскую семинарию. Учился два года, когда в Пскове произошла смена Архиереев, и я приехал представиться нашему Владыке Евсевию, будучи студентом, но уже у меня был семья, и должен был родиться ребенок. Мне Владыка предложил перевестись на экстернат, вернуться в Псков, и будет благословение на хиротонию. Когда он меня спросил о моих пожеланиях, я ему ответил трижды: «Как благословите Вы, Владыка» — не дерзнул и никогда не дерзну говорить о каких — то своих пожеланиях в жизни.

Перевелся на экстернат, вернулся в Псков, и на Иоанна Кронштадтского 2 января был рукоположен во диакона, а 15 января на Преподобного Серафима Саровского рукоположили во священника, и направили в Великие Луки в Казанский храм. Что интересно, там же начинал и мой папа. Затем вернули во Псков, Владыка благословил работать в Епархиальной канцелярии секретарем, а вскоре в 1996 году благословляет меня быть настоятелем Свято — Троицкого Кафедрального Собора.

А Ваш папа не был настоятелем Троицкого Собора?

Нет, он служил в храмах Великих Лук, Палкино, Печерах, в Эстонии, а затем служил в Пскове в Димитриевском храме. Поднимал храм на острове Колпин, потом попросил у Владыки восстанавливать храм на Мишариной горе в Пскове Апостола Иоанна Богослова. Сколько я помню, всю мою жизнь, когда папа был во Пскове, мы проходили через Пскову, мама тогда жила в том районе, мимо оврага и храма Иоанна Богослова, видели его почти уничтоженным, разрушенным, и отец останавливался и напоминал мне: «Видишь, какой храм? А он был построен в честь любимого ученика нашего Господа — Иоанна Богослова». Всегда останавливался перед ним и кланялся, и я вместе с ним.

И Владыка дал ему храм на восстановление?

Да. Если рассматривать людей в духовном смысле, то они делятся на тех, кто смотрит на землю, и периодически обращают свой взор к небу, а есть те, кто смотрит в небо, и иногда — на землю. Отец относился ко вторым: смотрел в небо, но проявлял и человеческое. Была у него надежда только на Бога, ничего больше не было: ни средств, ни материалов. Сегодня храм Апостола Иоанна Богослова из лучших среди восстановленных в Псковской епархии, учитывая то, с чего начинали, конечно, не в последнюю очередь молитвами отца Ионы. Он был молитвенник, надеялся на Бога и молился Ему всегда, и об этом скажут все те, кто его знал. Да и Господь помог своему любимому ученику — Иоанну Богослову, и храм восстановили. Люди живут людьми — Господь помогает через людей.

А кто помог деньгами, отец Иоанн?

Отец человек был деятельный, настырный, без комплексов, когда дело касалось помощи Церкви, он обращался ко всем. Однажды познакомился с Борисом Анатольевичем Федюком, руководителем кампании Технология металлов. Борис Анатольевич потом признавался, что батюшка его уговорил съездить на храм, а когда он его увидел, то понял, что помогать надо. Поэтому Борису Анатольевичу поклон нижайший от всех тех, кто любит этот храм. Многие помогали его восстановлению, но прежде это его заслуга, его детище, его труды.

Папа, человек деятельный, но более духовный, чем земной, не было в нем хозяйственной жилки. Пришлось мне вести строительство храма от начала с 1993 года, когда папа был жив, и потом, когда он скончался в 1999 году, до 2003 года, почти десять лет. Мои родители и похоронены возле храма св. Иоанна Богослова, мне дорог этот храм, дорог и близок Борис Анатольевич. Пока длилось восстановление, мы стали с ним друзьями, и я благодарен Богу за это и за его добро: человек он замечательный. Помогал он и Кафедральному Собору, помогал и храму Преображения Господня в Прибуже, там сейчас великая бедность, а настоятель храма Архимандрит Лев стал духовным отцом Бориса Анатольевича.

Отец Иоанн, Вас можно увидеть за рулем, Вы любите машины?

Скорее, любовь к технике, я с детства люблю конструировать, ремонтировать. Помню, сам заработал на мопед, разносил телеграммы два месяца, мопед стоил 140 рублей. Я его за короткое время с друзьями растрепал, потом мы его ремонтировали. Была у меня и профессия — водитель, мне было интересно разбираться в машинах. Раньше ведь не было сервиса, и все умели сами. Помню, 21 — ю Волгу папы я полностью сам перебрал, менял двигатель, конструировал все сам. Будучи священником, я перебрал старую 24 -ю Волгу своими руками. Было сложно материально, и я до восьми часов был в Епархии секретарем, а потом переодевался и ремонтировал машины до двенадцати, до часу ночи. После армии я стал строить — вот это действительно моя привязанность. Мне и друзья мои говорят, что я вечный строитель. По жизни я строил немало: родительский дом перестраивал своими руками, купил себе в Пскове старый домишко и до сих пор, уже десять лет строю.

На моих плечах, благословение Божие, оказалась семья сестры с двумя детьми. Получилось, что в семье у меня трое детей и две женщины, жена и сестра, были еще и старенькие родители. Сестра сейчас работает в соборной прачечной, убирает в Соборе, а до этого воспитывала детей, матушка, моя супруга, регентствует в храме. У священников скудные доходы, и мы с друзьями когда — то решили заняться перегоном машин, чтобы как — то зарабатывать, понимая, что совсем нет никаких финансов. Вот так стали появляться какие — то копейки, потом можно было и машину купить.

Сейчас у вас уже гораздо получше машина Тойота Лэнкрузер Прадо.

Я, как настоятель, часто бываю в междугородних переездах, и очень часто ломался, особенно в зимний период, и только чудом, Господь всегда помогал, удавалось как — то благополучно завершать поездки. Однажды на девятой модели сломалась помпа, как это могло случиться, не понимаю. Но наши отечественные машины вызывают удивление — сломался шток в полтора сантиметра. А машину заводить больше нельзя, декабрь, снег, до Москвы около ста километров, и кто может остановиться?

Приятель сказал: нам может помочь, батюшка, какой — нибудь добрый местный житель и на Ниве. Минут через 15 едет местный житель на Ниве, поднимаем руку, он тормозит: довез нас до Москвы, предлагали деньги — не взял. Вот такое чудо. Я очень много езжу, мне нужна иностранная машина, и я зарабатывал на такие машины. Позже стало понятно, что лучше ездить на вездеходе: и дороги оставляют желать лучшего, и семья большая, и постоянные перевозки разных предметов церковных. К тому же, я занимаюсь строительством, у меня есть лицензия, строительная группа, где я в качестве менеджера, прораба. Всегда зарабатывал сам, потому что помнил, что нужно содержать семью, своих близких.

Так что на Тойоту Лэндкрузер с механической трансмиссией я заработал сам, а пожертвования, могу, как перед Богом сказать: мне лично помогали редко. Часто и много я брал в долг у близких людей, у меня и сейчас есть долг, заработаю — отдам. Но хочу сказать, что основное в моей жизни — стройка. И не только личное строительство, а, прежде всего, строительство в Церкви — храм Иоанна Богослова, Троицкий Собор, в котором проведены глобальные ремонты. Представляете, провести отопление в Соборе? Не представляю. Пробиваются стены, ремонтируется каждый сантиметр Собора и внутри, и снаружи. Нам помогало государство, ремонтировала Псковреконструкция, но я все вижу, что правильно и что неправильно сделано, у меня большой практический опыт в строительстве, и могу показать, где сделано абсолютно безграмотно.

Разве не Вы контролировали?

Там были свои прорабы, но это не помешало им оштукатурить стены цементом, вместо раствора. Давно мне хотелось провести отопление, но чтобы его провести, нужно, в первую очередь, привести в порядок стены, окна, двери. А двери были в Соборе ветхие, рассыхающиеся, оконные рамы гнилые, особенно верхний ярус в куполе, там даже невозможно было стекло установить, когда оно вылетало от удара птицы или ветра. Мы забивали их просто фанерой. Были в хаосе и приделы Собора, нижний храм Преподобного Серафима Саровского, все было в ветшайшем состоянии, позолота закрашена, резьба переломана, в алтарях какими — то тряпицами были облачены все престолы, к киотам не прикасались. И это был наш Кафедральный Собор в начале 90- х годов.

Это понятно — десятилетиями в Соборе ничего не ремонтировалось. Сейчас в Соборе отремонтированы все храмы: св. Александра Невского, Казанской Божией Матери, Серафимовский, маленькие «внутренние» храмы Равноапостольной Ольги и Благоверного Князя Всеволода — Гавриила. Установлены в алтарях новые позолоченные престолы, приведены в порядок все киоты, выполняются новые; установлены осмысленно, со вкусом иконы, отремонтированы клироса, проведена великолепная работа по раке, в которой покоятся мощи наших псковских Святых: она отреставрирована и обложена серебром. Там, где был каменный пол, положена плитка. Заменена в Соборе полностью электропроводка, крестообразно теперь у нас висят соборные люстры, освещая все четыре стороны главного храма. И сегодня много текущих дел: мы реставрируем иконостасы Ольгинского и Всеволодовского храмов. Реставрация иконостаса Собора — это тоже глобальная работа.

Вокруг иконостаса Троицкого Собора ходит много толков, говорят о его гибели из — за проведенного отопления, объясните, пожалуйста, отец Иоанн, ситуацию?

Он находится в печальнейшем состоянии не из — за отопления, разумеется, а потому что не ремонтировался сотни лет: здание промерзало зимой, сушилось, опять промерзало, намокало — это все равно, что дерево хранить в сарае. На сегодня, милость Божия, что есть отопление и есть возможность наши иконы сохранять. Дай Бог, отреставрируем, и будем хранить. Для этого и крыша нужна Собору надежная, покрыть его медью — моя мечта и наша надежда, покрыть однажды и на триста лет.

Отец Иоанн, Вы отремонтировали и Колокольню с Домом причта в Кремле, какие там службы располагаются?

Дом причта привела в порядок немецкая сторона почти десять лет тому назад, но затем и мы сделали ремонт и перепланировку нашего Соборного дома. В нем, помимо канцелярии, актового зала, просфорни, трапезной, кухни, прачечной и других служб, находятся два прекрасных класса Воскресной школы. В последние два года ремонтировали и нашу Колокольню. Сейчас там мы поместили Епархиальную информационную службу, паломническую службу «Вертоград», библиотеку, будет там находиться церковный музей, архивная часть.

Отец Иоанн, что значит быть настоятелем Кафедрального Собора Псковской епархии?

Настоятель — это руководитель, и мне приходится руководить соборным обществом числом более ста человек. Но руководитель, в первую очередь, слуга всем тем, кем он руководит. Именно слуга. Естественно, у меня есть забота о том, чтобы у просфорниц была мука, у священнослужителей — все принадлежности для свершения Богослужений, чтобы у них была возможность содержать свою семью, а у уборщиц была тряпочка для мытья полов, и хорошая. Соборная территория — огромная, и надежные тряпки для нас проблема, настоятель должен позаботиться и об этом.

Так что роль суть слуги, в сущности, для всех этих ста человек заключает в себе настоятель — для диаконов, священников, хоров, служителей в наших лавках, уборщиц, охраны. Все службы ничего не делают без благословения настоятеля: любая покупка, даже швабры — только с благословения настоятеля. Сначала ко мне обращаются наши службы со своими проблемами, я думаю, как их решить и поручаю, что и как делать, благословляю, что — то делаю сам. Но, конечно, самое важное в деятельности настоятеля — следить за чинопоследованием и благоговейным совершением Богослужений в храме. Духовная сторона — основное. И с благословения нашего Владыки, находясь в этой должности настоятеля, я никогда не говорил нашим священникам, что я — главный над ними. Я равный, но среди равных — старший.

А благоукрашение Собора вплоть до букетов цветов на Богослужениях, которые отличаются особенной красотой, тоже Ваша забота, батюшка?

Все это настоятель, даже, если я в поездке, никто ничего не делает без согласования со мной, моего благословения. И за эти десять лет, что я нахожусь в должности настоятеля Собора, полагаю, что у нас довольно правильно устроена соборная жизнь, и как религиозной организации, и как просто трудового коллектива. У нас, правда, низкооплачиваемая работа.

Ну что ж, во Славу Божию люди трудятся, а это совсем немало.

Да, я и говорю, если кто хочет, или есть необходимость зарабатывать деньги, то у нас такого не будет, по крайней мере, в ближайшее время, чтобы в Соборе можно было зарабатывать. Но все социальные льготы у нас есть. На сегодня, Слава Богу, в нашем Троицком Кафедральном Соборе сложилась благополучная ситуация — вся система обслуживания Собора работает.

А кто оплачивает охрану федеральной территории Кремля?

Оплачиваем мы с помощью наших друзей. Государство отказалось охранять территорию федерального памятника.

Вообще из каких средств, отец Иоанн, складывается финансирование содержания нашего Кафедрального Собора?

Только из пожертвований. Но вот отопление, ремонты фасада, внутренние какие — то ремонтные работы, электропроводка — это государственное финансирование. Первые же наши средства те, что собираются в самом Соборе, и это все расходуется. Есть и добрые люди, которые нам помогают, такие как я уже назвал: Борис Анатольевич Федюк, Павел Павлович Мельников («Авар») нам никогда не отказывают в наших конкретных просьбах. Раку нам помог отреставрировать один мне близкий человек из Санкт — Петербурга, он пскович. Я сам не богатый человек, но уже сбился со счету, вспоминая те суммы за десять лет, которые жертвовал в Собор, бывало, нечем заплатить служащим, занимал и раздавал зарплату. Так что основные ремонты и предметы благоукрашения Собора — это соборные пожертвования, государство, одноразовая помощь. К 300 — летию Собора в 1999 году мы обратились ко всему городу, и все организации откликнулись, кто дал три тысячи на подсвечник, кто больше. Я благодарен всем руководителям.

Какие отношения у Вас, как настоятеля, с нашей властью, с прессой?

Губернатор не церковный человек, поэтому здесь нет никакого общения. Но, как и в стране, так и у нас, сложились довольно благоприятные отношения с властью. А со средствами массовой информации: я вел много лет передачу на радио «Благовест». Теперь у нас появилась информационная Епархиальная служба, и эту передачу ведет ее руководитель священник Андрей Таскаев.

Как Вы, как настоятель, относитесь к тому, что на логотипах и эмблемах своей продукции бизнесмены используют изображение Троицкого Собора?

Но Троицкий Собор является символом нашей земли, и я, в принципе, за его использование в эмблемах псковской продукции. Мы, в свое время, говорили, что нельзя в логотипе алкогольной продукции использовать изображение куполов, имена Святых в названии водок. Как-то однажды в представительской папке Псковрегионгаз увидел развернутые фотографии Троицкого Кафедрального Собора — на папке, на блокнотах и т. п. и только внизу скромно — Псковрегионгаз. Здесь все — таки есть несоответствие, дизайнерам надо быть внимательнее и не перебарщивать.

В рекламе своей продукции многие организации используют эмблему Троицкого Собора, а вот помочь материально, или прийти в храм помолиться?

Вы знаете, многие не видят проблем Собора, его нужды. А если еще у настоятеля появилась хорошая машина, никто и не подумает, что она нужна для дела, для перевозок на все случаи соборной жизни. На самом деле, если бы псковичи помнили, что Троицкий Собор — это наша великая Святыня, символ Дома Святой Троицы на земле и помогали бы ему, Собор был бы еще краше, еще замечательнее. Кто — то считает, например, что тысяча рублей на венчание много. А хор, а свет во всех люстрах в 200 лампочек, а вино? Пожалуйста, можно венчаться в другом храме, где дешевле и скромнее. Ну, а для кого — то тысяча рублей на венчание: дешево.

И могу сказать псковичам: псковичи Собор не содержат — его содержат иногородние. Какой — то доход есть, но содержится Собор не на средства псковичей, и если вдруг прекращается паломничество в Собор, Собор еле — еле выживает. Я могу привести и сейчас множество проблем, которые необходимо решать, хотя многое сделано за эти десять лет. Не все понимают и знают, что мы живем только на пожертвования.

И если бы были пожертвования в Собор достаточные, у нас давно бы уже была православная гимназия, православный детский садик, в котором мы бы помогали родителям выращивать детей с помощью Божией, содержали бы православный дом для престарелых, и я хотел бы закончить там свою жизнь в старости, в кругу своих сверстников, вместе с ними докатиться на коляске до храма и помолиться. Зачем быть обузой детям, если есть православный дом для стариков? Была бы и столовая для неимущих. Помогите нам, и мы все организуем, и будем отчитываться за каждую копеечку. Сегодня пожертвований хватает, чтобы только содержать Собор.

Каков режим у настоятеля Собора?

Если у меня нет Богослужений — подъем в восемь часов, в девять часов я уже в Соборе, это вам скажет каждый, и уезжаю из Собора практически в одиннадцать часов вечера, иногда бывает пораньше.

Прослеживая свою жизнь, отец Иоанн, давая ей какую — то внутреннюю оценку, и тому, чему Вы служите, чтобы Вы могли сказать нашим людям?

Жизнь любого священника должна показывать людям, как он исповедует веру Православную, он должен нести пример жизни людям. Один старчик сказал: «дом священника — дом с увеличительными стеклами», потому что священника видят не просто как человека, а как священнослужителя. А наше священническое служение — предстоять перед Господом и за всех молиться Ему, чтобы не было хаоса, убеждать людей совершать как можно меньше дел греховных, недобрых. Грех отталкивает от нас благодать Божию, а Господь нас не отталкивает, мы сами от него отходим, и тогда нам трудно. Священник стоит на службе для того, чтобы донести человеку, что без Бога нельзя жить на земле: без Бога не до порога, а с Богом — за моря.

Как успевает отец настоятель быть умелым и рачительным хозяином Троицкого Собора ему только известно и Богу, особенно, если учесть, что он еще и семинарист — заканчивает семинарию в Троице — Сергиевой Лавре. Архиепископ Евсевий, поздравляя настоятеля Собора протоиерея Иоанна Муханова с сорокалетием, отметил его десятилетние труды в благоукрашении Собора подарком настоятелю — иконой Святой Живоначальной Троицы.

Если позволительно будет сказать, у протоиерея есть любимый Святой -Преподобный Серафим Саровский. Они с ним почти земляки, есть и какая -то похожесть в человеческом типе, опять же рукополагали во священника диакона Иоанна Муханова на Серафима Саровского, а нижний храм в Троицком Кафедральном Соборе освящен в честь Преподобного и называется просто -Серафимовский. Вот так и соединяются пути — дороги Бога и человека, надо только это замечать и не сворачивать.

Информационная служба Псковской епархии, организованная по совету отца Иоанна Муханова и благословению нашего Владыки Евсевия поздравляет отца настоятеля и надеется сообща соработать Богу — каждый в своем деле. Поздравляем Вас, дорогой батюшка, с днем рождения!

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1244


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика