Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииСвященник Димитрий Куминов20.02.2006 

Современное юношество

Начинается вторая приуготовительная седмица перед Великим постом. В воскресение, 19 февраля в нашей Церкви читается на Литургии Евангельский отрывок о блудном сыне (Лука. XY, 11−32).

Притча о блудном сыне показывает два рода людей: старших и младших. Ветреная молодость, наклонность к неразумным поступкам, когда делаешь не то, что нужно, а что нужно — не делаешь. С другой стороны, Евангелие внушает родителям быть строгими к своим детям, чтобы они не стали блудными.

Евангельский отрывок комментирует секретарь Епархиального управления священник Димитрий Куминов:

«Евангельское чтение о блудном сыне располагает к глубоким размышлениям.

Действительно, из родного дома уходит младший сын, потому что ему стал невыносим родительский надзор. В юноше закипели страсти, ему понадобилась свобода, и вот он уходит. Для свободного удовлетворения страстей нужны средства, поэтому, уходя, он забрал с собой свою часть отцовского имения.

Счастливое время — юность. Почти все вспоминают о нем и хотели бы его вернуть. Но время юности не только счастливое, но и опасное. Если не сдержать юность, дать ей полную свободу, не следить за ее стремлениями, за каждым ее шагом, то юность зачахнет подобно нежному цветку, поблекшему от губительной росы. Нет уже румянца на лице юноши, уже потухли глаза, некогда сиявшие невинностью и весельем, уже не так бережно относится он к своим родителям, не любит долго быть с ними, спешит куда-то подальше от них и надолго скрывается из дома. Не влечет его в храм Божий, скучной и тяжелой кажется молитва.

Это плохой признак. Значит, страсти победили его, плохое товарищество увлекло к себе, светские развлечения, чувственные греховные удовольствия стали его пищей. К несчастью, именно такой является значительная часть современной молодежи. Печальнее всего то, что юноши и молодые девушки не осознают в этом греха, они легко смотрят на все святое и церковное. Многие из них считают, что все позволено, ни в чем нет греха, и можно жить, как хочется.

Многие родители жалуются на непослушание, своеволие детей. Очень мало теперь найдется молодых людей, для которых слова родителей имели бы важность и силу. Одни стремятся к скорому обогащению любым способом, другие проживают имущество родителей. Неверие, сомнение в самых основных истинах христианства, неуважение к уставам Церкви, желание испытать все, стремление к блудной жизни с самых ранних лет и при этом нелюбовь к браку — все это замечается в нынешнем молодом поколении. Последствия такой жизни — нищета, болезни, преждевременная старость и ранняя смерть. Вот конец, к которому приходят на наших глазах многие и многие люди нынешнего времени.

Неправильное отношение современной молодежи к жизни происходит, прежде всего, от неправильного воспитания в детстве. Родители стараются дать ребенку образование. Однако, обучая многому, забывают главное: не стараются укрепить в нем веру, вселить благоговение к святыни. Они надеются, что ребенку все даст школа, учителя, и не хотят заняться им сами. Родители легко смотрят на капризы и шалости детей, не стремятся на первых порах искоренять в них плохие наклонности, часто намеренно отдаляют от Церкви.

Иногда родители сами не ходят в храм и поэтому не побуждают к этому детей. При таком отношении родителей, ребенок растет в полной бесконтрольности, и часто плохое в нем берет перевес над добрым. А когда ребенок выходит из детского возраста, то портится окончательно.

Много вреда приносят для молодого человека плохие товарищи. Плохой товарищ — это яд для юности. Общаясь с плохим товарищем, юноша видит и слышит много вредного для себя. Плохие разговоры и плохой пример сильно действуют на человека, не утвержденного в добре, не имеющего в сердце страха Божия. И вот юноша, не имея силы противодействовать внушениям товарищей, падает.

Пагубно действует на человека большая часть того, что предлагается средствами массовой информации. Евангелие или жития святых пренебрегаются, как нечто несерьезное. Зато книги или фильмы, в которых представлены со всеми прикрасами пороки, в которых проводятся противоестественные и противохристианские мысли, многими воспринимаются с жадностью. Как же сохранить непорочность сердца, возлюбить добродетель, стать верующим христианином, добрым семьянином, когда нет необходимого понятия о достоинстве и красоте христианской добродетели, когда из книг или фильмов в уме осталось лишь то, что разрушает добродетель, разрушает всякую религию и нравственность?

Часто подростки погибают от окружающих их соблазнов. Юное воображение и без того пылко, молодая кровь возмущает мир души, а тут еще в наличии все средства к тому, чтобы сильнее разжечь это воображение. Вокруг сейчас столько заведений, где можно свободно предаться влечению страстей. Голос совести в человеке тогда заглушается неутомимым потоком желаний. И хотя греховные желания не новы сами по себе, наш век породил и порождает многочисленные вариации на эту тему.

Человек привыкает ко греху, и призывы отвергнуть его воспринимаются как посягательство на личную жизнь и свободу. Кому-либо может показаться, что это и есть единственно возможная форма существования. В такой ситуации плохо наставленный, мало приученный действовать разумно и прислушиваться к своей совести в детстве, молодой человек увлекается развращенными товарищами в места этих удовольствий и всей душой предается им. На удовольствия он тратит большую часть своего времени и средств. Теперь он потерян для Церкви, для семьи, для самого себя. Нет сомнения в том, что люди, делающие из своих личных материальных выгод доступным для человека всякое развращающее его удовольствие, все, что губит нравственность и молодость, ответят перед Богом еще в этой жизни. Таким людям, по слову Спасителя, лучше бы надеть камень на шею и утонуть в море.

Спасти своих детей от разврата и погибели могут родители. Пока дети при них, родители должны обращать на них самое строгое внимание, приникать к ним со всей любовью своего сердца, следить за каждым их шагом, взвешивать каждое слово, вслушиваться в их разговоры и суждения и каждую ошибку исправлять с кротостью и терпением. Необходимо чаще обращать мысли детей к духовному и вечному, чаще указывать им на Христа, Его учение, на звание христианина, которое они носят. Нужно прививать детям любовь к молитве, к храму, уважение к церковным установлениям. Родители должны наставлять своих детей и словом, и своим личным примером. Примером нужно учить их любить ближних, помогать бедным, прощать обиды. Родителям следует указывать детям на пример конкретных людей, чтобы они видели пользу благочестия и пагубность порока.

Жизнь так коротка. Будет жалко, если кто-нибудь из нынешних молодых людей только под конец увидит, что в мире жил и действовал не он, а некий набор личных недостатков или грехов. Увидит, как-то, что он прежде считал самим собой, на самом деле окажется всего лишь системой кривых зеркал, в которых любой грех или недостаток искривлял реальность. И тогда, наверное, умирать будет действительно страшно».

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1235


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика