Русская линия
Православие и современность Федор Кондратьев17.02.2006 

Нравственность — понятие абсолютное

В прошлом номере нашей газеты мы публиковали статью Ф.В. Кондратьева, руководителя экспертного отделения Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, посвященную проблеме деятельности тоталитарных сект. Сегодня речь пойдет на несколько иную тему, связанную с непосредственной деятельностью профессора Кондратьева. Около 40 лет он занимается судебной экспертизой и наблюдал за многими печально известными преступниками и серийными убийцами. Тема нашей беседы — психические отклонения человека и криминальная агрессия в обществе.

— Федор Викторович, Ваши пациенты — это люди, совершившие преступления. Наблюдая их многие годы, что Вы можете сказать о душевном здоровье нашего общества в целом, о его нравственном уровне?

— Нравственный уровень общества снижается. Это не пустые слова, это выводы из моей практики. Преступления, которые десятилетие назад казались безумными по своей безмотивной жестокости, стали банальными. И чем моложе возраст убийц, тем ярче проявляется жестокость, чаще отсутствует мотивация преступлений, и, одновременно, тем реже они сопряжены с глубокой психопатологией. Почему? Поведение человека нельзя свести только к физиологии и психологии. Человеческая личность — сложное единство духовного, душевного и физического. У нас сейчас в обществе явный перекос в сторону физического, попытки представить человека как исключительно физиологическое существо.

Кроме того, всегда в соответствии с духовной жизнью общества изменяется содержание бредовых идей наших пациентов. Например, сатанизм, к сожалению, получает все более широкое распространение в обществе. И это не может не отражаться в фабулах переживаний психически больных. Поэтому перед врачами встал вопрос о разделении сатанизма реального, сатанизма как мировоззрения и сатанизма психопатологического. Это для судебной психиатрии явилось новой проблемой. Для современного образованного человека кажется нелепым верить в могущество сатаны, посвящать свою жизнь фанатичному служению во имя его славы, совершать дикие сатанинские ритуалы. Такая позиция может привести к предположению о психопатологии и, в частности, к ошибочной диагностике шизофрении.

— Почему сатанизм становится популярным среди людей, психически здоровых?

— Повышается уровень агрессии в обществе. Триллеры все меньше отличаются от нравов обыденной жизни, документальные репортажи с места убийств и самоубийств легко перепутать с сюжетом очередного боевика, идущего по тому же телеканалу. Когда ужас становится повседневной пищей и когда «вызывающее возбуждение убийство» становится не только фантазией, но и приемлемой реальностью, тогда можно утверждать, что деструкция духовности у молодежи выведена на стартовую позицию, с которой самотеком пойдет процесс саморазрушения. Идеология гедонизма — сатанинский соблазн, она не может не уничтожать самих искателей «быстрого счастья».

— Каково, по вашему мнению, влияние религии на душевное здоровье человека?

— В конце XIX века, во время «торжества» атеизма, великий русский психиатр С.С. Корсаков не побоялся написать: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку».

Когда центром вселенной предстает человек, а счастьем провозглашается удовлетворение своих потребностей, человек не может не чувствовать, хотя бы подсознательно, ущербности такой идеологии. На фоне материального достатка в западных странах стала катастрофически развиваться психическая депрессия. Злоключения человека и общества начинаются тогда, когда появляется стремление иметь сверх необходимого и достаточного для обыденных потребностей. Разрушение религии, духовной основы единения нации делает ее народонаселением, ограниченным интересами хлеба, зрелищ и секса. Что сейчас в нашем обществе и происходит.

— Федор Викторович, в чем специфика Вашей работы?

— В отличие от психиатра-терапевта, цель которого излечить больного, судебный психиатр должен знать комплекс причин совершенного преступления, профилактику его рецидива. Не каждый преступник — сумасшедший, и не каждый психически больной человек — потенциальный преступник. В самом по себе психозе криминогенности нет, иначе все параноики и шизофреники стали бы преступниками. А они очень часто ведут праведный образ жизни.

Я абсолютно убежден, что причина наблюдаемого в настоящее время роста криминальной агрессии — в духовном вырождении. Имеющая сакральную основу альтернатива «давать другим» или «брать себе», «быть создателем» или «быть потребителем» никогда не достигала крайностей в менталитете общества за всю историю человечества. Только в настоящее время цивилизация столкнулась с цинично обнаженной популяризацией сатанинского соблазна: «Ты центр вселенной» и поэтому «Бери от жизни все — здесь и сейчас», для тебя запретов нет. Результат нравственного нигилизма, духовной опустошенности, концентрация мотиваций на упомянутых соблазнах, гордыни с отсутствием понимания «почему нельзя, если я хочу» — вот основа роста криминальной агрессии и у психически здоровых, и у психически больных.

— Не боитесь ли Вы своих пациентов?

— Существует мнение, что душевно больные люди общественно опасны. Я 40 лет занимаюсь судебной экспертизой, проводил исследования криминального поведения таких больных и заявляю, что процент общественно опасных среди них не больше, чем среди обычных людей. Скажем, у больного галлюцинации, он слышит голоса, которые ему приказывают убить. Но это не значит, что он пойдет и убьет. Выбор в любом случае делает сам человек. Был случай, когда больной, спасаясь от бреда, уехал далеко на Север, там успешно работал и получил за это государственную премию. Несмотря на патологическую мотивацию.

Психиатрия знает много примеров, когда бредовые больные находят социально приемлемые способы защиты от мнимых врагов или безобидных попыток внедрения своих бредовых прожектов. Но нахождение этих способов возможно только тогда, когда уже имеются социально приобретенные константы нравственного поведения. Нельзя, например, назвать актом криминальной агрессии убийство, которое совершено психически больным в остром состоянии. Да, это — убийство, причина — острый психоз, но в его основе лежат исключительно патобиологические механизмы. Фактически это такой же несчастный случай, как наезд на человека по причине сломавшегося руля: жертва есть, а умысла нет. Здесь нет участия личностного фактора, и поэтому это не криминальная агрессия, а трагическое совпадение — случайная жертва оказалась в соприкосновении с потенциальной опасностью. Неотложная госпитализация и лечение — единственное, что можно сделать для профилактики убийств, совершаемых такими больными.

Я ввел в психиатрию понятие нравственной конституции. Что это такое? Вот представьте себе: в палате лежат больные с органическими поражениями мозга. Они пребывают в вегетативном, то есть растительном состоянии. И вот одному больному родственники приносят гостинцы. Он, радостный, идет в палату, прижимая к груди кулек с конфетами и яблоками. Другой больной подставляет ему подножку. Владелец кулька падает, конфеты в одну сторону, яблоки в другую, он плачет, тот, кто подставил ножку, смеется, а третий больной помогает собрать гостинцы в кулек и первого утешает. Напоминаю: у всех троих примерно одинаковые органические поражения мозга, но почему же люди так по-разному себя ведут? Получается, что нравственность — вещь надфизиологическая.

Зачастую психически больной человек — изгой в обществе и семье. Это унижает достоинство и нередко провоцирует ответное криминально-агрессивное действие. Образуется порочный круг: психическое заболевание — госпитализация — сложности с трудоустройством — снижение социальной адаптации — социальная дискредитация — алкоголизация или наркотизация — ухудшение психического состояния с развитием оппозиционного отношения к обществу — криминальная агрессия — госпитализация. Затем хождение по кругу повторяется, только с еще большими проблемами на каждом витке.

Психически больные люди так же, как и здоровые, агрессивны, когда их провоцируют, когда с ними плохо обращаются. А ведь у русских людей считалось, что таких обижать — грех.

— Как же относиться к душевнобольным людям?

— Как к людям. Спокойно, доброжелательно. Душевнобольные люди своим своеобразием украшают и обогащают нашу жизнь. Например, при шизофрении высказывания человека часто парадоксальны — неожиданно шизофреники позволяют взглянуть на вещи с другой стороны. Один человек с диагнозом «шизофрения» долгие годы с успехом вел раздел каламбуров в газете. Многих великих людей нельзя назвать полностью вменяемыми.

— А что нужно, чтобы успешно бороться с криминальной агрессией?

— Нужно понять, что криминальная агрессия — проблема не только судебной психиатрии, это проблема нашего общества, она создана нашим обществом и без духовного оздоровления общества не решаема.

Беседовала Алиса Орлова

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/97.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика