Русская линия
Православие.Ru Емил Трайчев17.02.2006 

Болгарское богословие должно быть живым и действенным
Интервью с деканом Богословского факультета Софийского университета доц. Емилом Трайчевым

Доц. Емил Трайчев
Доц. Емил Трайчев
— Господин Трайчев, каким был прошедший 2005 год для болгарского Православия и, конкретнее, для болгарского богословия?

— Мы являемся свидетелями того, что уже осознается необходимость в проведении регулярных встреч между разными институтами и организациями с целью обсуждения современных богословских проблем. Наш Богословский факультет играет ключевую роль в развития этих процессов сотрудничества. Взаимные контакты между богословскими школами или между их представителями способствуют ознакомлению с общими проблемами, связанными с богословским образованием в глобальном плане, а также решению специфических проблем болгарского богословия.

— Если можно воспользоваться языком журналистов, то какая, по вашему, в прошедшем году на Богословском факультете была «хорошая новость» и какая — «плохая»?

— Хорошей новостью было то, что в первый раз в своей десятилетней истории богословие в Болгарии получило свой Специализированный научный совет, который вправе присуждать научные степени и звания. Это дает возможность всем, кто обучается в богословских образовательных учреждениях, пойти трудным путем богословской науки и раскрыться в научном плане. Это особенно важно и в плане европейской образовательной ориентации Болгарии.

Плохая новость — это продолжающийся кризис болгарского богословия. Православная академическая жизнь в Болгарии в последние годы не была объектом серьезного анализа и обсуждения. Болгарское богословие не может продолжать быть пассивным; оно должно оживить в себе тот динамический дух, который присутствует в лучших образцах болгарской духовности.

— В прошлом году слышались упреки в том, что болгарские студенты богословия не достаточно готовы отвечать на вопросы современности. Как Вы это прокомментируете?

— Проблема образовательного уровня студентов в нашей стране имеет общий характер. Она не касается только богословов. В этом плане, реформы в высшем образовании, хотя и направлены на улучшение подготовки студентов, не всегда достигают своей цели. Все эти процессы отражаются на качестве и уровне знаний студентов на Богословском факультете.

— Вы декан Богословского факультета в Софии, а также преподаете в Велико Тырново и Кырджали. Есть разница между студентами и уровнем образования на разных факультетах и филиалах?

— Я бы сказал, что разницы между студентами нет. Даже если мы сопоставим успеваемость воспитанников Богословского факультета в прошлые годы и сегодня, то не найдем отличий. Есть как хорошие, так и плохие периоды. 1991 год поставил перед богословием в Болгарии серьезные проблемы. Решением для них было либо сделать факультет более открытым, либо более закрытым. Была выбрана вторая альтернатива. Я считаю, что в этот период отечественного богословия Богословский факультет не сумел адекватно ответить новому социальному климату в стране, не сумел занять свое заслуженное место среди других образовательных учреждений. Закрытость очень плохо отразилась не только на качестве преподавания, но и на образовательном уровне студентов. Студенты были целыми днями погружены в учебные занятия, и им просто не оставалось времени читать, размышлять, обсуждать, знакомиться с новыми тенденциями в православном богословии, что особенно важно в любой богословской школе.

— Вам принадлежит мысль, что преподаватель на богословском факультете должен быть молитвенником, высоко нравственной и духовной личностью, ответственным и реалистом в отношении проблем. Таковы преподаватели факультета?

— Налицо нехватка ярких примеров. Молитвенная жизнь имеет основополагающее значение, но, нужно знать, что вместе с этим она является путем, достижением, проникновением, ответом на всю природу человека, на призыв Бога. С другой стороны, этот вопрос в большой степени связан с отношениями между Церковью и богословским образованием в нашей стране.

— Другая тема, которая обсуждается в обществе, касается подготовки священников. Насколько хорошо в практическом плане подготовлены болгарские богословы, чтобы стать священниками?

— С течением лет картина одна и та же. В каком-то смысле она не отличается от той, что была в прошлом. Сегодня встречаются как священники, очень хорошо подготовленные в практическом плане, так и те, кто недостаточно внимательны и старательны в своем служении. Не надо забывать, что богословие — один из фундаментов европейского образования, наряду с юридическими науками и медициной. Эта триада в человеческой жизни адресована человеку и его возможностям для осуществления в своей жизни высоких целей, стоящих перед этими направлениями образования. В практическом плане мы встречаем как хороших и плохих юристов, так и хороших и плохих врачей.

— Почему, по-вашему, есть нехватка священников, хотя каждый год студенты заканчивают наши богословские факультеты?

— Священство относится к глубоко личного расположения человека, которому богословие должно вспомоществовать… Священник — это образ Христа. Несмотря на завершение своего богословского образования, многие студенты с трудом достигают настоящего понимания священства, его исключительной роли в современном мире и его центрального значения в развитии духовного роста народа и т. д.

— Возвращаются ли закончившие Ваш факультет богословы работать преподавателями в системе высшего образования?

— Многие из закончивших в прошлые годы Богословский факультет становятся преподавателями, другие становятся на путь священства, третьи становятся учителями или реализуют себя в других сферах церковной и общественной жизни страны.

— В какую сторону развивается болгарское богословие?

— Болгария — маленькая страна, хотя во многих отношениях у нас есть грандиозные амбиции. Болгарское православное богословие должно быть живым и действенным. В последние несколько лет все больше развивается обмен лекторов и студентов между отдельными богословскими школами. Черпая православную духовность и литургический опыт из Церкви и богатого святоотеческого наследия, болгарское богословие все более декларирует и выражает свое православное свидетельство в современном мире.

— Духовники часто говорят, что между Церковью и богословами нет связи. Как можно прокомментировать этот упрек?

— На состоявшемся в Софии IV конгрессе высших православных богословских школ — самое значимое международное событие во всей 80-летней жизни Богословского факультета — митрополит Пергамский Иоанн Зизюлас, представитель Константинопольского Патриархата, очень своеобразным способом обратил внимание на следующий непреложный факт: «Без богословия Церковь мертва и осуждена на секуляризацию и потерю сущности. Но и богословие без Церкви есть ничто иное, как болезненная попытка искать бесконечное решение проблем человечества». В синергическом подвиге смыслом богословия и Церкви является созидание тела Христова.

— Как, кроме благословления, Священный Синод помогает Вам в Вашей работе?

— Священный Синод дал нам помещение и исключительные условия для осуществления богословского образования. Ни один факультет или богословское образовательное заведение в Болгарии не имеет такой прекрасной базы. Богословский факультет — жемчужина в короне Альма Матер — Софийского университета.

— Ваш комментарий по обсуждаемой теме «за» или «против» богослужения на церковнославянском языке?

— Это богословский вопрос, требующий серьезной и углубленной дискуссии.

— Другой вопрос, обсуждавшийся в прошлом году — о введении в школах предмета посвященного вероучению. Каково Ваше мнение?

— Речь идет о введении в болгарских школах предмета «Религия». Этот вопрос стоит перед власть предержащими в нашей стране, чтобы быть окончательно разрешенным. В этом плане позиция Богословского факультета тверда. Богословие — мощный образовательный и креативный фактор.

— В самом конце 2005 года разгорелась дискуссия об узаконении церковного брака. Каково Ваше мнение?

— Я считаю это шагом вперед в отношении осмысления христианских ценностей в современном обществе.

— Как Вы оцениваете духовное состояние современного православного болгарина?

— Духовное состояние современного болгарина является зеркальным отображением действительности — тотально дезинтегрированной и до боли конфронтационной. Мы на пороге кризиса человечности. Нужны истоки любви, теплоты и бескорыстной жертвы, которые будут озарять сердца людей и преображать их в новую тварь.

Религия БГ

Перевод с болгарского специально для Православие.Ru

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=481&did=1799


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика