Русская линия
НГ-Религии16.02.2006 

Ситуация, в которой проигрывают все
Религиозные деятели и интеллектуалы: взгляд на «карикатурную войну»

Мировые СМИ, политики, общественные и религиозные деятели, интеллектуалы склонны расценивать нынешний конфликт вокруг публикации карикатур на пророка Мухаммеда как новое проявление конфликта цивилизаций, неизбежного при тесном соприкосновении исламского и западного миров. «НГР» попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию представителей религиозных организаций России, а также известных российских писателей.

Всеволод Чаплин, протоиерей, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Верующие любой религии имеют право оспаривать действия, которые они считают кощунственными, оскорбительными для их религиозных чувств. Нужно иметь в виду, что для верующих людей их святыни, священные символы и понятия имеют большее значение, нежели их собственная честь или государственные символы. Поэтому для того, чтобы избежать актов насилия, закон должен защищать святыни и религиозные символы в той же мере, в какой он защищает от надругательства государственные символы или личность от оскорбления.

Конечно, то, что происходит сегодня в мусульманских странах, не может вызвать одобрения. Я надеюсь, что лидеры протестующих и сторонники безграничной свободы прессы все-таки смягчат свою позицию. Только это позволит остановить эскалацию напряженности. Не думаю, что мир вернется к тем временам, когда защите религиозных чувств можно было уделять гораздо меньше внимания по сравнению с защитой личности или государства.

Бесспорно, есть силы, которые могли бы выиграть от конфликта цивилизаций, чтобы столкнуть Европу и мусульманский мир. Если использовать в таком конфликте религиозные чувства, то конфронтация превратится в мощнейший пожар. Именно поэтому сегодня верующие должны с особой бережностью относиться друг к другу и не допускать слов и действий, которые столкнут цивилизации друг с другом.

Адольф Шаевич, Главный раввин Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)

Безусловно, оскорбления чувств как верующих, так и неверующих недопустимы. Однако за столь бурной реакцией на публикацию карикатур явно стоят политические игры. Ведь сама публикация имела место в сентябре прошлого года, и только сейчас мы видим ответ.

Я не считаю, что по-настоящему религиозные люди станут устраивать погромы дипломатических представительств даже в том случае, если они действительно оскорблены. Я считаю, что людям, совершающим акты вандализма в мусульманских странах, в действительности наплевать на религиозные ценности. Это проявление низкого уровня культуры. Кто-то, безусловно, стремится навязать мировому сообществу свое видение ситуации и свой образ жизни.

На мой взгляд, можно и даже нужно жить по своим религиозным законам, но это не означает, что следует давить на людей, которые придерживаются других взглядов и культурных ценностей. Должно быть некое взаимопонимание и взаимоуважение, а в том, что происходит сейчас, ни понимания, ни уважения не наблюдается. В этой ситуации проигрывают все.

Если оскорбляются чувства верующих, то религиозным организациям следует обращаться с жалобами в международные организации, например в ООН. Именно на этом уровне должны приниматься решения.

Лев Аннинский, писатель, литературовед

Карикатуры — это повод для разжигания конфликта. В европейской прессе могут появиться карикатуры на кого угодно: на Мухаммеда, на Христа, на Господа Бога. И никто столь пристального внимания на это прежде не обращал! Корни той ситуации, которую мы сейчас наблюдаем, — в гигантском росте энергетики южных народов. Эта энергетика ищет выхода, и это страшно.

Мне кажется, что ислам для южных народов является формой реализации энергии. По сравнению с западным миром у исламского мира есть и перевес в плане рождаемости, и в то же время готовность идти на смерть ради воображаемой жизни. У нас недостаток сил, у них — избыток. Любая улыбка карикатуриста может стать поводом для агрессии. Вот что пугает, а не тот факт, что одни что-то нарисовали, другие опубликовали, а третьи извинились за нарисованное и опубликованное.

Повторюсь: роль религии в этом противостоянии — это форма реализации накопленных сил.

Людмила Улицкая, писатель

Мне кажется, что конфликт цивилизаций, свидетелем которого мы являемся, — это проблема не религиозная, а ментальная и психологическая. Огромное количество антиклерикальных и антирелигиозных карикатур появлялось и раньше, и это всегда травмировало низшие слои общества, людей, не защищенных культурой.

Господа Бога человеку оскорбить картинкой невозможно. Но картинкой можно нанести травму представлениям человека о Боге. Великие пророки — иудейские, христианские, мусульманские — не равны Богу, они его посланники, представители, говорящие от имени Бога.

Мы фетишизируем образы Бога, которые сами создаем и сами выстраиваем в своем сознании. В то же время дзен-буддист, например, не выстраивает фетиша из своих верований. Я думаю, что и пророк Мухаммед явно стоит выше того уровня, на котором работает карикатура.

Я убеждена в том, что как бы по поверхности мы ни рисовали эту картину и как бы мы ни пытались рассматривать ее как религиозный конфликт — это все ложно, потому что позади этой декорации стоит все-таки геополитика, нефть, деньги, бедность восточного мира. И все это гораздо более существенные вещи, чем тот религиозный конфликт, о котором постоянно говорят.

Опрос подготовили Марк Смирнов, Станислав Минин

http://religion.ng.ru/facts/2006−02−15/2_situation.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика