Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург10.02.2006 

10 февряля — память преподобного Ефрема Печерского

Преподобный Ефрем Переяславский, память коего ныне, происходил из знатного рода. Он был казначеем великого князя Киевского, Изяслава Ярославича. Хлопотливая и шумная жизнь при дворе великокняжеском наконец стала ему в тягость, и он решился удалиться от мира. Пришел он однажды к преподобному Антонию Печерскому и стал умолять его принять к себе в пещеру. Преподобный Антоний принял его, и скоро Ефрем был пострижен в монашество. Образование, опытность, строгая благочестивая жизнь отличали преподобного Ефрема от всех других иноков, и он скоро был избран на святительскую кафедру в г. Переяславль. Тут для преподобного Ефрема открылось широкое поле деятельности к славе Божией и ко спасению вверенной ему паствы. Он имел большие средства, принесенные из мира, и все употребил на дела благочестия и благотворительности. В продолжение 13 лет строил храмы, благотворительные учреждения, больницы, в которых бесплатно лечились больные, и город Переяславль так украсил подобными зданиями и учреждениями, что он стал неузнаваем.

По кончине тело преподобного Ефрема оказалось нетленным, сначала почивало в созданной им церкви святого архистратига Михаила, а во время нашествия татар было перенесено в Печерский монастырь, где почивает и до сих пор.

Итак, преподобный Ефрем во время своего святительства всего более заботился об устройстве храмов и благотворительных учреждений. Что может быть прекраснее подобной заботы и подобного употребления земных сокровищ? Блага земные — дар от Бога — и вот, к Богу же чрез благотворения они и возвращаются. Любя Бога, строят храмы, — по любви к Нему же созидаются и богадельни, больницы, приюты и другие подобные им места. Лучшего дара нельзя принести Господу Благодетелю нашему за все Его бесчисленные милости, преизобильно изливаемые на нас. Счастлив тот, кто понимает правильно, по-евангельски, назначение сокровищ земных и правильно, благоразумно расточает их.

Вот благодетель устроил храм, — начинается в нем совершение богослужения, приносится бескровная жертва; добрые христиане посещают его, — и сколько отрады получает каждый своему сердцу! Приходит он отрешенный от забот житейских, погружается весь в Бога, слушает хваление Его, слово Божие, и так будто не на земле он, — все только небесное, божественное, ничего мирского. Вот Спаситель, вот Божия Матерь — наша первая Ходатаица, вот апостолы, преподобные, святители, мученики — все жители мира небесного, — и успокаивается дух странника земного среди такого святого общества. Посмотри на других — все погружены также в небесное, очи возведены у всех горе. И отрадно делается ему. А когда сделается он созерцателем Таинства таинств, присутствуя за Божественной литургией, когда видит духовно своего Спасителя, то как бы снова исходящего с проповедью к миру, то идущего снова на заклание за грехи наши, что бывает на великом входе, то, как на тайной вечере, снова приглашающим всех к принятию Тела и Крови Своей, то поучающим, то являющимся по воскресении, — скажите, можно ли описать радость духа верующего, духовного созерцающего все это? У грешника льются слезы, ему противен становится любимый его грех, и как часто из храма он возвращается новым, другим человеком, и сам постепенно начинает преобразовываться в храм духовный. Ужели мало вам всем этого для того, чтобы понять, какое великое благодеяние в деле спасения каждый новосозидаемый храм!

Другой, или то же самое лицо, устраивает на богоданные средства благотворительное учреждение — богадельню. Не один десяток лиц после бурного плавания по морю житейскому пришли сюда найти покой себе. Все у них готово, и пища, и одежда, и сухо и тепло у них, — трудятся, которые могу трудиться, остальным — немощным — один покой. Скажите, какое благодеяние может сравниться с этим благодеянием? Всю жизнь проведшие в нужде, в заботах, в скорбях, в трудах имеют возможность остаток дней своих прожить без печали, в единственной заботе о своей душе. Тот, кто не имел одной свободной минуты подумать о Боге и Его милостях, о душе и спасении ее, теперь может каждую минуту употреблять на это — не милость ли, не благодеяние ли это для бедных, престарелых и нуждающихся? Прежде, быть может, слово ропота срывалось с уст их; а теперь одни слова сердечного благодарения ко Господу слышатся от них. А говорить ли здесь о других подобных учреждениях — больницах, приютах? Сколько льется доброго, полезного для души тех, которые пользуются этими милостями, — и исчислить нельзя. Но, спасая других, благотворитель спасает прежде всего себя самого.

О, дай Бог, чтобы больше и больше было подражателей преподобного Ефрема в деле благоустроения храмов и благотворительных учреждений! Много ныне этих подражателей. Мы счастливы, что живем в такое время. Дай Бог, чтобы не охладевал, а еще более возгорался во всех дух благотворительности.

http://orthodox.etel.ru/2004/05/k_10efrem.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика