Правая.Ru | Елена Малер-Матьязова | 10.02.2006 |
На этой неделе 7 февраля 2006 г. Русская Православная Церковь была лишена одного из самых знаменитых своих храмов Западной Европы — храма Покрова Богородицы и святого Александра Невского во французском городе Биаррице. По недавно принятому решению местного французского суда храм Русской Православной Церкви передан в ведение «Константинопольского» Патриархата, вопреки позиции абсолютного большинства общины храма, подчиняющегося юрисдикции Московского Патриархата.
Корни конфликта, возникшего между Русской и «Вселенской» Православными Церквами, уходят в историю западноеропейской архиепископии Русской Церкви. Как известно, исторически западноевропейская архиепископия была основана святейшим Патриархом Тихоном в 1921 г. для русских эмигрантов и находилась в Московской юрисдикции. Но в 1931 г. по просьбе архиепископа Евлогия (1868−1946) Константинопольский Патриарх Фотий II, вопреки церковным канонам, принял русскую архиепископию в юрисдикцию Фанара, и приход в Биаррице, наряду с другими приходами, временно прекратил подчинение Русской Церкви. Этот шаг был справедливо осужден как Московским Патриархатом, так и Русской Зарубежной Церковью. Вместе с тем митрополит Евлогий, возглавивший созданный таким образом Экзархат, отмечал, что речь ни в коем случае не идет о разрыве с Русской Православной Церковью, но лишь о временном и вынужденном перерыве официальных административных отношений. По прошествии времени на этой территории появились епархии и других Поместных Церквей, а значит территории различных юрисдикций, что привело к полной разрозненности русской православной паствы.
В целях упорядочивания сложившейся ситуации в 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием к архипастырям и приходам русского церковного рассеяния, призывая к восстановлению церковного единства русской диаспоры. Послание Патриарха Московского вызвало огромный положительный отклик и решение большинства русских приходов воссоединиться с Матерью-Церковью — т. е. перейти под юрисдикцию Московского Патриархата. Конфликт начался в связи с неожиданным и необоснованным яростным отказом нового руководства Экзархата соборно рассмотреть и обсудить послание Патриарха Московского, обвинением Русской Православной Церкви от имени архиепископа «Константинопольского» Гавриила Команского в экспансии и претензиях и оказания жесткого давления на клириков, стремящихся воссоединиться с Русской Православной Церковью. В результате такого отпора отдельными приходами были приняты самостоятельные решения о воссоединении с Матерью-Церковью.
В 2004 году решение о переходе под юрисдикцию Московского Патриархата было принято приходским собранием русского храма в Биаррице:
-1 ноября 2004 в ходе епархиального пастырского собрания настоятель храма отец Георгий (Монжош) выступил с твердым заявлением о необходимости возвращения в лоно Русской Православной Церкви;
— выступление настоятеля храма вызвало жесткую реакцию председательствующего епархиального архиерея — архиепископа Команского Гавриила, который потребовал отставки отца Георгия с места настоятеля, что и было осуществлено 16 декабря 2004 года;
— несмотря на это, 26 декабря 2004 г. отец Георгий провел приходское собрание храма, на котором абсолютным большинством было принято решение о воссоединении прихода с Русской Православной Церковью, после чего 27 декабря 2004 г. приход в Биаррице был принят в юрисдикцию Московского Патриархата;
— 30 декабря 2004 г. «Константинопольский» архиепископ Гавриил назначил нового настоятеля храма — протоиерея Алексия Струве, который вскоре 21 января 2005 г. вместе с членами приходского совета выступил против решения приходского собрания и обратился в суд с просьбой об его отмене;
— через год 12 декабря 2005 г. местный суд города Байонна удовлетворил требование членов приходского совета и отменил решение приходских собраний о возвращение в лоно Русской Православной Церкви;
Весьма неожиданные подробности произошедших событий нам стали известны благодаря комментарию самого отца Георгия (Монжоша), смещенного настоятеля русского храма Покрова Богородицы и святого Александра Невского.
Во-первых, отец Георгий дал разъяснение конфликтной ситуации, возникшей между приходом своего храма и «приходским советом». По его словам, действительно абсолютное большинство общины храма приняло решение о необходимости возвращения в юрисдикцию Московского Патриархата. Против же этого решения выступили около 15 человек — представителей так называемого «приходского совета» храма, привилегии которого заключаются в том, что в соответствии с Уставом 1928 года только его члены имеют право голосовать и принимать то или иное решение относительно храма; а особенность его заключается в том, что в соответствии с тем же Уставом принятие новых членов в общину, имеющих право голосовать, происходит только по благословению архиепископа «Русского экзархата Константинопольского Патриархата», претенциозно именующего себя «Вселенским». Сторонников «Вселенского» Патриархата, по словам отца Георгия, в его приходе очень и очень мало, но ни один из них, само собой разумеется, не может получить членство в приходском совете. В результате приходской совет храма реализует не политику своих прихожан, а политику Стамбульского (т.н. «Вселенского») Патриархата, которые в последнее время диаметрально расходятся: большинство прихода желает воссоединиться с Русской Православной Церковью, основавшей западноевропейскую архиепископию для русских эмигрантов, из-под юрисдикции которой храм временно и вынужденно в свое время вышел; в то время как «приходской совет» желает удержать русский приход в юрисдикции Стамбула, превратив, да еще и против воли, его подчеркнуто временное положение в постоянное.
Во-вторых, отец Георгий подтвердил факт задействования в создавшейся конфликтной ситуации французских спецслужб. Действительно, по сведениям, совсем недавно появившимся во французской прессе, в разрешение возникшего в Биаррице судебного спора вмешалась французская контрразведка DST: один из ее агентов прибыл в Биаррице для расследования дела о попытке «захвата Москвой контроля над западноевропейской Православной Церковью». По информации же отца Георгия, совершенно неслучайно новым настоятелем храма был назначен священник Алексий Струве, в мирской жизни являющийся сотрудником одного из ведомственных подразделений — а именно, главой кабинета директора Агентства по международному развитию предприятий, ведомственном подразделении министерства экономики. В этой же связи появилась информация о том, что определенное отношение к Биаррицу имеет Министр Обороны Франции Мишель Аллио-Мари, в первой половине 1990-х годов являющийся членом городского правления Биаррица, а до сегодняшнего дня — вице-мэром одного из близких к Биаррицу курортов. Есть свидетельства о том, что местный католический епископ неоднократно принимал о. А. Струве в сопровождении М. Аллио-Мари.
Также отец Георгий рассказал о том ужасном положении, в котором он оказался в результате сложившейся конфликтной ситуации. По его словам, в скором времени после перехода его прихода под юрисдикцию Московского Патриархата по отношению к нему и членам его семьи (жене и двум детям) начали появляться угрозы; были осуществлены случаи уличного нападения; а недавно был совершен поджог его машины, в которой по счастливой случайности не оказались члены его семьи. Поданные отцом Георгием жалобы и заявления в соответствующие правоохранительные органы пока ни к каким результатам не привели. Удивительно жестким по отношению к отцу Георгию оказалось и решение суда, в соответствии с которым он будет должен освободить занимаемые им служебные помещения, сдать административные вещи и банковские документы в «немедленном исполнении» — то есть буквально в течение следующей недели, в связи с чем отец Георгий не исключает возможности остаться без места и средств к существованию, просто не успев их найти.
И, наконец, наиболее ошеломляюще выглядят сведения отца Георгия относительно отношения к Русской Православной Церкви и России, сложившегося внутри «Константинопольской» архиепископии. По его наблюдениям и сложившемуся убеждению, отношение к Русской Православной Церкви со стороны «Константинопольского» Патриархата никак нельзя назвать братскими. Среди православных русских приходов Западной Европы постоянно тиражируется позиция, согласно которой Россия и Русская Церковь являются не только «юридическими», но и идеологическими наследниками советского строя, в связи с чем русские приходы, перешедшие в юрисдикцию Московского Патриархата, между собой называются «грязными» и «просоветскими», а их позиция обвиняется в работе на «советского КГБшного Патриарха». Ну а, как можно догадаться, область юрисдикции «грязной» «советской» «КГБшной» Русской Церкви может вызывать вопросы. Подобная оценка современной России и Русской Церкви выливается в постоянные призывы о необходимости «освобождения» из лона «советской Русской Церкви» как можно большего числа ее западноевропейских приходов и введение их в ведомство «Константинопольского» архиепископа; а также о необходимости «освобождения» из зоны ее влияния других Поместных Церквей, в связи с чем, по сведениям отца Георгия, некоторые священники «Константинопольской» архиепископии призывали участвовать в «демократизации» России и принимали участие в событиях «бархатных революций» в Грузии и на Украине.
Позиция и политика, проводимая представителями «Константинопольской» «русской архиепископии», является, по мнению отца Георгия, вопиюще оскорбительной по отношению к Русской Православной Церкви. И верхом этого оскорбления может стать возможное переосвящение ныне закрытого и опечатанного русского храма в Биаррице, которое якобы планируется «Константинопольским» архиепископом Гавриилом после его нового открытия под юрисдикцией на этот раз «правильного» Патриархата. В свою очередь, отец Георгий призывает серьезно осмыслить позицию и политику, проводимую «Константинопольским» Патриархатом, давно уже должным назваться не Константинопольским, а Стамбульским, в соответствии с зоной своего влияния — поскольку он окормляет малочисленную греческую общину Турции, и в соответствии с проводимой им раздорной, конфликтной политики, противоположной подлинной константинопольской.
По мнению отца Георгия, русская православная общественность должна адекватно выступить в защиту русского православного храма в Биаррице, защищая не только юрисдикцию Московского Патриархата, но и важнейший объект русской дореволюционной истории и культуры. Ведь храм Покрова Богородицы и святого Александра Невского был построен в последнем десятилетии XIX века с целью пастырского окормления многочисленных русских, приезжавших во французский курортный город. Необходимый участок земли был выкуплен Российской Империей, средства на строительство храма были пожертвованы гражданами России, храм был построен русским архитектором Н.Н. Никоновым и французом Тисне, в дар для строительства храма свои полотна принесли русские художники И.К. Айвазовский и К.Е. Маковский. Строительство Храм завершилось в 1892 году, после чего он стал центром российской жизни в этой части Западной Европы и принимал таких деятелей русской культуры, как А.П. Чехова, А.А. Блока, В.В.Набокова, И.К.Айвазовского и многих других. Но дело не только в том, что храм в Биаррице неразрывно связан с русской дореволюционной историей и культурой: по сведениям отца Георгия, относительно этого храма было составлено завещание двоюродного дяди последнего Российского Императора Николая II, в котором говориться о том, что этот храм принадлежит и должен принадлежать Русской Православной Церкви; об этом обстоятельстве было забыто только потому, что это завещание, по словам отца Георгия, было выкрадено одним из представителей «Константинопольской» архиепископии…
Вся вышеизложенная ситуация, возникшая вокруг храма Русской Православной Церкви в Биаррице, в очередной раз подтверждает нежелание «Константинопольского» Патриархата изменить проводимую им политику относительно приходов Русской Православной Церкви и выстраивать с ней равные братские отношения. А проблема заключается не столько в том, что из-под юрисдикции Московского Патриархата будет выведен очередной приход, сколько в том, что проводимая «вселенским» патриархом Варфоломеем и его парижским ставленником епископом Гавриилом (главой «русской архиепископии в Париже») политика подрывает позиции и силы Вселенского Православия на политической карте мира. С этой раздорной политикой «Константинопольского» Патриархата весь православный мир сталкивался на протяжении всего XX века.
Можно вспомнить агрессивную вероотступническую политику Фанара первой половины XX века, осуществляемую известным Патриархом Мелетием IV, который, хотя в последствии и был справедливо анафематствован, все же подорвал единство православного мира, расколов его календарной реформой на «старостильников» — приверженцев канонического юлианского календаря — и «новостильников» — приверженцев нововведенного «новоюлианского», а в сущности григорианского календаря. Также можно вспомнить проводимую «Константинопольским» Патриархатом в течение всего прошлого века своего рода «колониальную» политику вмешательства на территорию юрисдикции других Поместных Православных Церквей, особенно Русской: это и вмешательство Фанара в области юрисдикции Московского Патриархата в Эстонии в 1995 г., поддержавшего самостийную Эстонскую Апостольскую Церковь, и на Украине в 1995 г., признавшего «Украинскую автокефальную Церковь в США», и в Венгрии в 2004 г., предъявившего претензии на русский Свято-Успенский Собор Будапешта, наконец, в Православных приходах Америки и т. д.
Поразительно, что до сих пор в качестве оправдания подобной церковной политики Фанар руководствуется своим особым статусом «Вселенского Патриархата», при этом, не только, мягко говоря, «превышая полномочия», поскольку Вселенский Патриархат является первым среди равных, тогда как Фанар ведет себя как главенствующий Патриархат, как «Папа» над всеми православными Поместными Церквами, но и категорически не соответствует этому статусу, так как в который раз демонстрирует свою явно раздорную и совершенно деструктивную для единства Вселенского Православия политику. На самом же деле, политическое и стратегическое значение Вселенского Патриархата состоит, прежде всего, в осуществлении мировоззренческого и политического единства между Поместными Православными Церквами, что действительно осуществлялось подлинным Константинопольским Патриархатом до падения Византии, а в дальнейшем унаследовавшим его миссию Московским Патриархатом.
Примечательно, что развернувшийся вокруг храма Русской Православной Церкви в Биаррице конфликт происходит синхронно с открытием 13 февраля в Париже большой выставки под названием «Церковь и духовное возрождение России», которая посвящена активному религиозному возрождению современной России, признавать которое «Константинопольская» архиепископия так агрессивно отказывается…
Следует отметить и очевидный факт — пребывание Русской архиепископии в составе «Вселенского» Патриархата не имеет никаких исторических и канонических оправданий. Это — грех раскола с Матерью-Церковью. А грех раскола не смывается даже мученической кровью.