Русский дом | Валерий Ганичев | 21.08.2009 |
Начало 30-х годов для СССР означало, что советская власть, существовавшая к тому времени в стране уже 15 лет, укрепилась довольно основательно, несмотря на катастрофический голод 1933 года, перегибы и «разгибы» коллективизации. На глазах «оторопевших» Европы и Америки, переживавших тогда небывалый экономический кризис, возрастала индустриальная мощь нашей страны. В США, с презрением относившихся к советской России, под ударами Великой депрессии и нарастающего социального протеста признают Советский Союз и устанавливают с ним дипломатические отношения. Европа «отрыгнулась» на экономический кризис фашизмом. Запахло новой мiровой войной.
Внутри партии коммунистов сторонники Троцкого, мировой революции, левого безответственного бунтарства, выжидающего своего часа сионизма — Бухарины, Зиновьевы, Радеки, отодвинутые с первых главенствующих мест в правительстве, — готовились к реваншу. В стране же выстраивалась линия национальной, внутренней опоры. Большая часть наших руководителей начинала понимать, что мы в предстоящей схватке с мiром фашизма и капитала не можем рассчитывать на помощь мiрового пролетариата, должны опираться на свой народ, свою экономику, историю, культуру.
А в это время Наркомпрос, где пыталась верховодить Н.К.Крупская, «изгонял» из школьных библиотек Александра Сергеевича Пушкина и других «непролетарских» писателей. Но патриотическая группа руководителей страны дала сигнал издания классиков отечественной литературы миллионными тиражами, создания библиотек для школьников, крестьян, комсомольцев, красноармейцев из произведений Н. Гоголя, Л. Толстого, А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Лермонтова, И.Крылова.
Книги произведений Пушкина заполонили страну в 1937 году. А представляете, что было бы, если бы в эти годы Россия получила бы в качестве чтения американские комиксы, детективы сегодняшних дамочек, литературу ужасов, насилия, порнографии? Тогда Олеги Кошевые и Зои Космодемьянские не выросли бы в нашей стране к началу мировой войны.
Возрождались исторические традиции, выковывавшие характер русского народа-победителя над иноземными захватчиками.
Революционеры всех эпох потеснились, уступая место св. Александру Невскому, Суворову, Кутузову, Петру Первому. В письме руководителей страны — Сталина, Жданова, Кирова — говорилось о том, что надо уважать историю страны и её героев: военных, учёных, деятелей культуры.
I съезд советских писателей стал полем идейной схватки многих сил, и не только внутри страны. Немалая часть русских писателей, не принимая действия советской власти в водовороте исторических событий, покинула Россию. Русская литература в изгнании многие годы сохраняла дух, стиль, образ отечественной классики. Среди них — великие И. Бунин, И. Шмелев, И.Ильин.
Кто-то возвращался на Родину (А. Толстой, И. Куприн, М. Горький). На территории же советской России, как казалось многим, литература никогда не возродится. Лидеры тех, кто объявил себя «пролетарскими» писателями, не принимали никакой преемственности и провозглашали: «Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы…» Беспощадные «пролетарские» писатели, подлинные «неистовые ревнители» только себе присвоили право считаться представителями литературы. Все эти Авербахи, Лелевичи, Безыменские, Либединские, Уткины, Ермиловы распинали любые попытки национально мыслить, глубинно всматриваться в жизнь, сделать её предметом художественного осмысления, поиска истины. Всё в литературе было подчинено идее мiровой революции, уничтожения «до основания» старого мiра и броска в грядущее. Не замечали выдающихся рассказов М. Шолохова, сквозь зубы говорили о таланте Л. Леонова, В. Шишкова, с презрением называя их «попутчиками».
Магистральная дорога литературы оказалась в руках РАППа, ВОАППа, МАППа — так называемых пролетарских организаций писателей. Они захватили почти все литературные и общественно-политические издания, размахивая дубинкой критики, избивали всех непокорных, нестандартных, пытающихся создавать национальную литературу. Как это напоминает 80—90-е годы, когда всё общество и, естественно, литературу загоняли в русло «демократии», заставляли присоединяться к «истинной цивилизации». Удивительно, менялись лозунги, но не меняются методы «неистовых ревнителей», наряжающихся то в одежды пролетарские, то в либеральные, то в демократические.
Как я понимаю, в те 30-е годы в недрах власти, общества многие задумывались о судьбе России, искали стратегические и тактические ходы для её возрождения без реставрации дореволюционного строя.
Общество было тогда неоднородно, немало было людей, являвших собой основу дореволюционного строя. И хотя к 1936 году было объявлено в Конституции о равенстве всех людей, на деле этого не было. В 60-е годы я встретился с одним крупным учёным, который ругал советскую власть. Я осторожно спросил: «У вас вся грудь в орденах, вы лауреат Государственной премии и так ругаете советскую власть, почему?» — «Я и в 30-х годах ругал власть, но когда понял, что впереди война, что там, на Западе, Россию никто не спасёт, решил укрепить Отечество, создавать новую технику». Думаю, что такое настроение было характерно для многих людей в 30-е годы. И для писателей, обладавших талантом. Это не могли не заметить власти. Первым предупреждением «неистовым ревнителям» стало в 1932-м году партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», по которому было принято решение ликвидировать ассоциацию пролетарских литераторов и объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в единый Союз советских писателей. М. Горький, которого считают инициатором этого решения, выступал всё-таки в поддержку РАППа, в который, по его словам, «объединены наиболее грамотные и культурные литераторы-партийцы».
По-видимому, идея объединить писателей возникла в руководстве страны и в первую очередь у Сталина. Нет сомнения, что это было продиктовано желанием «приспособить» литературную организацию к общегосударственным нуждам и попыткой обуздать «неистовых ревнителей» троцкистско-бухаринского эшелона.
Съезд открыл 17 августа 1934 года своим докладом А.М.Горький. Он к этому времени возвратился окончательно в Советский Союз. Конечно, можно скептически и критически отнестись к I съезду писателей, но он всё-таки развернул панораму действующей, прорастающей, многообразной литературы страны. Назвал ли он все достойные имена? Да нет, естественно. Рапповщина не сдала свои позиции, троцкистско-бухаринская оппозиция дала свой «бой» на съезде.
Можно приписывать «перегибы» Сталину, но не надо забывать, что с основными докладами, кроме А. Горького, выступали Н. Бухарин (о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества), К. Радек (о мiровой литературе и задачах пролетарского искусства). А ведь именно Н. Бухарин ещё в 1927 году опубликовал знаменитые «Злые заметки» о Сергее Есенине. После этого почти на 30 лет Есенин исчез из издательских планов, школьных учебников и хрестоматий. Бухарин был беспощаден и к Маяковскому. Столь же жесток был к русским поэтам К.Радек.
Они хотели сформировать свой ряд признанных поэтов и руководителей, близких им по духу. М. Горького использовали, чтобы давить на Сталина и Жданова. Но разговор о литературе, художественном творчестве, народных истоках, русской истории, таланте и языке всё-таки состоялся, несмотря на громкую пролетарскую риторику рапповцев. М. Горький сказал: «Начало искусства слова — в фольклоре. Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творчества нашего настоящего».
От троцкистско-бухаринского покровительства уходило большинство литераторов. Конечно, Союз писателей в немалой степени был подчинён государству и партийному руководству, но условия для творчества, материальная опора писателям была дана.
Многие, наверное, успели подзабыть, что до Великой Отечественной войны Союза писателей России не существовало. Был созданный Алексеем Максимовичем Горьким Союз советских писателей, имевший республиканские отделения во всех советских республиках, кроме России. Такое странное положение являлось следствием политики, заложенной ещё в послереволюционные 20-е годы Троцким и его соратниками, мечтавшими о всемирном интернационале и ненавидевшими всё русское. Русский народ, самоотверженно нёсший на своих плечах тяжесть развития нашего государства, оказался в ущемлённом положении. Другие национальные образования, входившие в состав СССР, развивались, поддерживалась их национальная культура и самосознание, а в Российской Федерации не было не только своего писательского союза, Академии наук, но даже и коммунистической партии Российской Федерации, что для того времени — просто удивительно. Русское самосознание не только не развивалось, но напротив, угнеталось, считалось шовинистическим, националистическим, хотя по отношению к другим народам Советского Союза это называлось развитием национального самосознания и национальной культуры.
Но после войны отношение к русскому народу стало меняться. Русский народ показал свою самоотверженность, свою коренную сущность государствообразующего народа, именно русский народ внёс основной вклад в Победу, и именно русских людей больше всего погибло в войне. Переломным, наверное, стал исторический тост генералиссимуса Сталина «за великий русский народ». Возрождение русского самосознания в СССР уходит своими корнями в Великую Победу. На этой волне в 1957—1958 годах и был создан Союз писателей РСФСР — ныне Союз писателей России. Возглавил его выдающий русский писатель Леонид Соболев (кстати, беспартийный).
В первые годы деятельности происходило создание областных отделений Союза, формирование органов управления, воссоединение писателей в единый общественный организм. Тогда же выкристаллизовалась и духовно-идеологическая составляющая деятельности СП России. И хотя ни в каких постановлениях съездов или программных документах отразить её не представлялось возможным, но некоторые изданные в то время книги, в том числе и вышедшая в 1957 году книга Владимира Солоухина «Владимирские просёлки», несли в себе мощный заряд русской идеологии. Вот тогда и появилась группа писателей, которые не боялись произносить и писать слова Русь, Россия, русский… По сути своей, созданный Союз писателей РСФСР стал единственной легально действующей организацией, вставшей на защиту русских в Советском Союзе.
Хрущёв со своей взбаломошенной политикой немало вредил русскому народу, этим же отличалось его окружение. Кроме того, он негативно относился к поколению победителей. Расправился с маршалом Жуковым. Патриотизм тогда был явно не в почёте, особым гонениям подвергалась Православная Церковь. В годы правления Хрущёва было уничтожено православных храмов больше, чем в 20—30-е годы. После того, как за вульгарность и волюнтаризм в политике Хрущёв был смещён со своих постов, дышать стало легче.
Так получилось, что к началу перестройки русское движение возрождения пришло несколько растерянным и разобщённым, а потому и проиграло «битву за умы» «перестройщикам» и либералам-западникам. Но к 1994 году Союз писателей России, уже очистившийся от антирусских настроений, на своём съезде провозгласил свои основные принципы:
— следовать традициям классической русской литературы;
— утверждать реализм как главное художественное направление;
— утверждать нравственность;
— бороться за чистоту русского языка;
— быть державниками.
С этого момента, можно сказать, наступил третий этап в истории Союза писателей России, когда наш творческий союз стал союзом писателей-единомышленников, объединённых идеей духовного возрождения России.
Когда в 2005 году в Кремле Президент Путин вручал мне Орден Почёта, я поблагодарил его и сказал, что считаю этот орден «наградой Союзу писателей России, который стремится продолжать традиции русской классической литературы, литературы нравственной и духовной, Союзу, который стоит на страже русского языка, языков народов нашей страны. Нация сохраняется, если даже полностью изменится её экономическая основа. Нация сохраняется, если изменяется государственное устройство, даже если исчезнет государство. Но если пропадает язык, нация перестаёт быть таковой. Остаётся народонаселение. Сегодняшнюю награду мы оцениваем как заботу общества и власти о русском языке, о нашей духовной скрепе, о нравственной основе литературы».
Мы работаем по многим направлениям, но главное, стремимся, чтобы наш Союз всегда участвовал в созидательных акциях во благо Отчизны. Мы являемся соучредителями Всемирного Русского Народного Собора, который возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Я сам — заместитель его. Союз писателей России самым активным образом участвует в организации и работе Соборов, начиная с момента его образования — с 1993 года. На каждом из них мы рассматриваем главные, самые животрепещуще вопросы жизни русского народа — духовное возрождение, проблемы русского языка, русской национальной школы, здоровья нации, Православие, положение русских в мiре в конце XX — начале XXI века. Постоянно проводятся круглые столы с участием духовенства, писателей, представителей патриотических кругов, интеллигенции.
Нынче вмешательство власти в литературное дело не так ощутимо, но экономический диктат значительно жёстче и неотступнее. Все созданные, в том числе за счёт писательских средств, Дома творчества (за исключением Переделкино) изъяты, издательства стали частными, писатели потеряли социальный статут, ибо Закон о творческих союзах, несмотря на обещания всех законодателей, до сих пор не принят. Пытаются отнять у нас и Дом писателей России.
Но русская литература жива. Семь с половиной тысяч литераторов объединены в Союз писателей России, который причисляет себя к продолжателям традиций русской классической литературы, людям державной и нравственной позиции. И для нас I съезд советских писателей 1934 года — исторически важная веха, заставляющая вспомнить всю сложность пути отечественной литературы, чётко видеть те усилия, которые прилагались и прилагаются многими наследниками пролеткульта, чтобы увести её с пути служения народу и своему Отечеству.