Русская линия
Фонд стратегической культуры Лиляна Булатович17.08.2009 

Турция снова на Балканах! А где Сербия?

Когда официально объявили о визите министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглы в Сербию, невозможно было и предположить, что он станет во всех смыслах «историческим».

Ранее аналогичные визиты уже случались. В апреле 2003 г. в Сербии побывал турецкий премьер Реджеп Эрдоган. Четыре года назад страну посетил тогдашний шеф дипломатии, затем президент Турции Абдулла Гуль. Тогда турецкий президент выразил поддержку процессу интеграции балканских стран в европейские и атлантические структуры ради лучшего будущего всего региона. Вероятно, во имя той же цели Турция одной из первых признала независимость Косова — всего лишь через день после одностороннего решения властей Приштины. Фактически одобрив раскол Сербии, Анкара — по логике, известной ей одной, — уведомила Белград, что надеется на улучшение отношений с ним и желает видеть прочный мир и стабильность на Балканах.

Но вернемся к визиту А. Давутоглы. В ходе него министры иностранных дел обеих стран посетили Нови Пазар, чтобы встретиться с представителями городских властей и лидерами крупнейших бошняцких партий — Расимом Ляичем и Сулейманом Угляниным (они же — министры сербского правительства). С высоким гостем был заключен договор о том, что Турция профинансирует строительство автомагистрали через территорию Санджака (полиэтнический регион, не имеющий никакого административного статуса, разделенный после 2006 г. между Сербией и Черногорией, большинство населения составляют славяне-мусульмане, неофициальная столица — Нови Пазар. — Ред.).

Глава сербского МИДа Вук Еремич по этому поводу заявил: «У сербов и бошняков — общее будущее, думаю, что мы показали, что можем быть едиными, друзьями, и стратегически можем вместе работать над осуществлением общих целей и интересов. Когда речь идет о Санджаке, Турция — друг и союзник. Санджак — приоритет для Турции, но, прежде всего, для Сербии». Еремич оценил визит министра иностранных дел Турции в Нови Пазар как исторический для отношений Белграда и Анкары.

Давутоглы согласился с коллегой, добавив, что существует совместное видение будущего развития сербско-турецких отношений и что Санджак будет располагать экономической поддержкой Турции, которую долго ждать не придется. Кроме того, он отметил, что чувствует себя в Санджаке не в гостях, а дома, и объявил о скором визите в Сербию президента своей страны.

Встреча в Нови Пазаре дала возможность для публичного примирения мусульманских министров в правительстве Сербии, глав «санджакских» партий — Р. Ляича и С. Углянина. Ляич призвал турецкие компании включиться в приватизацию оставшихся в общественном секторе фирм: «ФАП», текстильного комбината «Рашка» и комбината «Войин Попович». А Углянин заявил: встреча в Новом Пазаре показала, что «Санджак и бошняцкий народ — мост дружбы между Сербией и Турцией».

Согласие, установившееся между санджакскими политиками, просто поразительно. Оно не наблюдалось аж со времен основания СДА (Партия демократической акции. — Ред.) в Сараево и Новом Пазаре в 1991 г. под руководством Алии Изетбеговича.

Все жертвы забыты, главное — цель! А цель представляется весьма осуществимой именно сейчас. Момент связан с намерением правительства Сербии провести кантонизацию государства. Как только проект закона был обнародован, турецкий посол в Белграде ясно высказался в том смысле, что территории с большинством мусульманского населения должны стать единым регионом, а депутаты Бошняцкого списка С. Углянина и СДП (Санджакская демократическая партия. — Ред.) Р. Ляича заявили, что они не поддержат новый закон о регионализации до тех пор, пока шесть т. н. санджакских общин в Сербии не будут объединены в один регион! Государственный секретарь по региональному развитию заверил, что правительство Сербии выполнит их требования. «Это будет устроено отдельным предписанием после принятия Закона о региональном развитии в Скупщине Сербии», — заявил депутат Джуджевич, председатель Бошняцкого национального веча (который на территории Санджака ввел «День памяти жертв геноцида в Сребренице»).

В ответ на подобную перспективу Скупщина общины Нова Варош отреагировала единогласным решением не принимать присоединения к «бошняцким общинам», региональным центром которых предполагался Нови Пазар. В срочном порядке депутаты взялись обсуждать место Нова Вароши в будущей регионализации Сербии, объявив, что традиционно их община «экономическими, коммуникационными, культурными и любыми другими связями ориентирована на Златиборский округ и Ужицу». Подобные действия были расценены в Санджаке как скандал.

Иного трудно было ожидать. Ведь еще до этого Бошняцкое национальное вече обнародовало Декларацию о положении бошняков в Сербии, в которой указывалось, что «санджакские бошняки — часть бошняцкого национального корпуса, матричным государством для которого является Босния и Герцеговина; их национальная идентичность и автохтонное происхождение на территории Сербии неоспоримо»! Выражалась благодарность «государству Сербия и его учреждениям за приложенные в предшествующие несколько лет значительные усилия в направлении улучшения и прогресса положения и прав бошняков в Сербии», говорилось о том, что «ради более эффективной и действенной реализации прав меньшинств бошняков необходимо создать условия, конституционные и законные, чтобы в процессе децентрализации и регионализации общины Нови Пазар, Тутин, Сьеница, Нова Варош, Приеполе и Прибой оказались в составе одного региона»!

Вече высказалось за то, чтобы босанский язык стал официальным во всех общинах и городах, в которых бошняки проживают в «значительном процентном соотношении», в связи с чем необходимо учебный предмет «Босанский язык с элементами национальной культуры» трансформировать из факультативного в обязательный — «Босанский язык и литература»! Проанализировав учебники по языку и литературе, истории искусства, географии, Вече пришло к выводу, что они «еще страдают искривленными и фальсифицированными историческими фактами, пренебрежениями к идентичности и истории бошняков и своего рода языком ненависти и дискриминации, когда речь заходит о бошняцком национальном сообществе».

Так шаг за шагом, ловкостью и лукавством десятилетиями выстраивается новая история, подготавливаются новые решения исторического значения.

Тем сербским руководителям, которые готовы потакать санджакским сепаратистам, следует напомнить особенности столкновений, имевших место в 80-е гг. прошлого века, между лидерами сепаратистского движения шиптаров в Космете по поводу отделения края от Сербии, точнее — способа реализации этой идеи. Фадиль Ходжа, как Р. Ляич сегодня, выступал за постепенное строительство необходимых государствообразующих институтов, возможность для чего предоставило формирование административной единицы Санджак. И это оказалось весьма успешным. Заметим, что С. Углянина называют санджацким Ясиром Арафатом!

Т. н. Санджак сегодня располагает собственными великолепными университетами, частными и государственными, у него есть свои «национальный праздник», флаг, устав. И есть защитник — Турция!

Чудное время настало для сербов: где они были изначально — там их всё меньше! Где их бьют — там же называют агрессорами! Где они выдержали и пока живут — им обещают, что это ненадолго!

А вот турки из матричного государства веками неуклонно рассчитывают на «своих», будь те мусульманами по вере или национальности, босанцами или бошняками. И работают на своё возвращение на Балканы. Кажется сегодня: кто бы ни разинул рот на расшатанную Сербию, имеет шанс отгрызть свой кусок!

Во всяком случае, жду появления граффити: Турция на Балканы — Санджак в Европу!

А Сербия?!

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2393


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика