Русский дом | Протоиерей Александр Шаргунов | 17.08.2009 |
Когда это было, чтобы дети кончали жизнь самоубийством и в таком огромном количестве — тысячи детей и десятки тысяч взрослых!
14−27 августа — Успенский пост
О СПАСЕНИИ НАШИХ ДЕТЕЙ
В праздник Успения Божией Матери, предваряемый праздником Преображения Господня, Церковь возвращает нам свет, погашенный грехом Адама. В Божией Матери Бог в совершенстве осуществляет Свой замысел творения и искупления. В Ней — вся красота мiра, преображённого и возведённого на высоту, превосходящую наше разумение. Мы видим, что Она, как и мы, — человеческое творение, чьё смирение возвысил Христос и тем спас человека навеки от сил тьмы и зла благодатью Креста Своего. И как никто другой, Она ходатайствует за нас перед Своим Божественным Сыном.
Не потому ли в центре Успенского поста — за воскресной литургией после Преображения — нам предлагается Евангелие о значении поста и молитвы? Может быть, Церковь особенным образом хочет напомнить нам в эти дни, что наше избавление от скорби за погибающих наших детей должно совершаться постом и молитвой, и упованием на всесильное заступничество Пречистой.
Господь со Своими избранными учениками сходит с горы Преображения, где им приоткрылась завеса, и они увидели за человечеством Христа Его Божество. Они услышали глас Отца Небесного, коснулись вечной жизни, непостижимого покоя, радости, для которой и создан человек. И первое, что они встречают, сходя с горы, — мiр, такой, какой он есть сейчас — в его непросветлённости, подчинённости князю тьмы, с его беснованием, болезнями, маловерием.
Отец с плачем бросается к ногам Спасителя, прося исцелить своего ребёнка, которого бес бросает то в огонь, то в воду. И говорит, что это беснование происходит с ним с раннего детства. Когда ученики спрашивают у Спасителя: «Почему мы не могли исцелить его?» — Господь отвечает: «За неверие ваше, потому что род сей изгоняется только молитвою и постом».
Горе этого человека было велико, и оно научило его молиться. Как говорит преподобный Силуан, скорби и опасности многих научили молиться.
«Господи! — сказал этот человек, — помилуй сына моего. Он беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду». Две тысячи лет назад это был редкий случай. А сегодня — это картина того, что происходит с нашими детьми и молодёжью. Двойное горе для родителей, когда их дети болеют — чуть ли не каждый второй, по статистике, рождается больным физически. Но несравненно большее — когда они поражены грехом и при этом не хотят и не могут молиться.
У этого мальчика, мы видим, «плохо с головой», вернее — с душой. Сатана крепко «приложил к нему руку». Как страшно беснование наших детей: откровенное кощунство, сквернословие, разврат, пьянство, наркотики, — они становятся опасными и для себя, и для окружающего мiра! Всё чаще мы можем видеть открытый сатанизм. И молодые люди очень часто заболевают психически и кончают жизнь самоубийством.
Когда это было, чтобы дети кончали жизнь самоубийством и в таком огромном количестве — тысячи детей и десятки тысяч взрослых!
Этот человек в Евангельском повествовании разочарован в том, что ученики Христовы не помогли ему. «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его», — говорит он. Христос дал власть Своим ученикам, Церкви, изгонять бесов. И ученики Его успешно делали это. Но теперь — бессильны.
Как часто люди, глядя на то, что происходит сегодня в России, говорят, что Церковь оказалась неспособна повлиять на духовное состояние народа! И тем не менее, многие в глубине, наверное, думают: «Здесь только немощные служители Христа, а если бы мы к Самому Христу могли пробиться, то всё было бы по-другому». При этом они не понимают, что именно здесь в Церкви — Сам Христос, Живой, Победитель ада и смерти, и всякого греха. Здесь Сама Божия Матерь, всегда ходатайствующая за нас пред Господом. Но другое дело — когда мы становимся преградой на пути ко Христу в Церкви для людей, идущих к Нему.
Слова этого человека — суд над Церковью и призыв ко всем нам быть достойными своего Господа. Напоминание о том, что народ, несмотря на своё смятение, никогда не теряет веры во Христа Бога.
Мы снова слышим сегодня обличение, с которым Христос обращается ко всем нам: «О род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе терплю вас?» (Мф. 17, 17). Сам Христос свидетельствует, что Он как бы бессилен совершить чудо там, где царствует неверие, потому что чудо — это не просто внешнее сокровище, которое тебе дали в руки, и ты принял его. Ты должен принять его глубиною своей жизни, самым главным, что в тебе есть — умом, и совестью, всем своим существом.
Мы живём в мiре, где всё находится под влиянием различных ситуаций, иногда каких-то неразличимых нами факторов. Мы замечаем всё внешнее, можем определить, от кого зависит то или иное событие. Мы помним, что Господь управляет всем. Но бывают времена в жизни отдельных людей, семей и целых обществ — сейчас это происходит с нашим народом, — когда кажется, что не Бог, а бесовские силы господствуют в мiре. Из-за умножения грехов исполняется в реальности то слово, которое говорит Писание о князе мiра сего как о том, кто обретает власть над душами человеческими, над людьми, оттого что люди сами доброй волей, своими грехами предают себя в рабство сатане (Рим. 6,16).
«Доколе терплю вас!» — говорит Господь, и мы видим, как непереносим для Него грех. И одновременно мы знаем, как Господь наш долготерпелив и многомилостив. Нет ничего выше на свете, чем Христово терпение. И перед лицом безумия этого мiра, перед нашим маловерием и неверностью будем всегда надеяться именно на это бесконечное крестное Божие терпение, взывать о милости ко Господу, чтобы и нам услышать о наших детях, о каждом беснующемся юноше: «Приведите его ко Мне сюда». Христос — в святом гневе против греха и нечестия, против маловерия окружающего мiра и, порой, самой Церкви. Но Его доброта не может от этого умалиться. Наоборот, Он исполняется ещё большим состраданием ко всем.
И сегодня эти слова учеников Христовых, которые они говорят Ему после того, как все расходятся: «Почему мы не могли изгнать его?» — да станут нашими словами, нашей молитвой и болью. Почему так произошло, что мы оказались неспособными защитить наших детей?! Может быть, ещё можно всё исправить, если мы услышим от Господа всё объясняющий ответ.
А ответ это простой и ясный: за неверие ваше. Там, где нет веры, ничего быть не может. Там ничего не может измениться, там будет только всё хуже и хуже, потому что власть тёмных сил будет только укрепляться. Люди сами будут добровольно своей собственной жизнью утверждать эту бесовскую власть. И земная власть будет дана Господом такая, какую мы заслуживаем. Да и в Церкви Господь даёт нам таких пастырей, каких мы заслуживаем. Как говорится, каковы послушники, таковы и старцы.
Мы видим неверие и развращённость народа, которое обличает Спаситель, и маловерие учеников Христовых. И беда будет, когда одни будут обвинять других, говорить, что такая у нас Церковь, такие у нас епископы, священники, что ничего не может измениться. Если бы другие были у нас священники, то, конечно же, всё было бы другим. А священники будут говорить, что такой у нас народ, который уже развращён десятилетиями атеизма и сейчас не сопротивляется насаждаемому сатанизму.
Святая Церковь говорит нам о том, что наша вина — каждого из нас, а не кого-то другого — в том безобразии, которое сегодня мы наблюдаем. Мы призваны молиться молитвой, которой мы молимся каждый воскресный день, прославляя в нашем храме святых Царственных мучеников и новых мучеников и исповедников Российских: «Да изведет Господь на жатву делатели Своя, сиесть да не оскудевает Церковь пастырьми добрыми, которые имеют просвещать светом истинный веры столь великое множество людей, вере ненаученных или от веры отвратившихся».
Мы неверием своим виноваты в том, что происходит с нашими детьми. Преподобный Амвросий Оптинский увидел среди толпы, теснившей его, одного человека, который на руках нёс психически больного ребёнка, и спросил: «Воровал чужое добро?» И тот сказал: «Воровал, батюшка». — «Вот Господь тебя посещает болезнью, страданием твоего сына».
Рассказывал преподобный Паисий Афонский, наш современник, что к нему обратился один человек с просьбой помолиться о его сыне, больном раком. Отец Паисий сказал ему, что Господь исполнит его прошение, если он откажется от своей греховной преступной страсти. Тот, любя своего сына, с помощью Божией отказался от неё. И Господь даровал исцеление его сыну. А потом он опять взялся за своё, и вернулась та же самая болезнь к его сыну. Поэтому каждый из нас пусть знает, каково наше участие во всём, что происходит с нашими детьми.
Бывает, Господь даёт особые испытания людям, которые живут, несомненно, достойной жизнью, посещая их неверием детей. Так было, например, с детьми отца Валентина Амфитеатрова и с детьми святого епископа-врача Луки (Войно-Ясенецкого). Дети их выросли неверующими. Это бьио постоянной болью, крестной мукой для этих праведников.
Но если жизнь наша чиста, и если молитва ко Господу нелицемерна — а она нелицемерна, когда мы устремляемся к правде Христовой, — тогда это испытание будет во благо, в конце концов, и детям, пока неверующим. Может быть, даже до смертного часа. Кто знает, каким будет этот смертный час? Может быть, внезапно он настигнет их и, несомненно, настигнет их родительская молитва. Когда они, пройдя через всю бездну грехов, уже глубоко осознают мерзость неверия и в последнем своём обращении ко Господу, как разбойник благоразумный, будут спасены.
А самое главное — за молитву таких людей будут спасены дети других родителей. Потому что на самом деле все дети России — это не просто «чьи-то» или «ничьи» дети (мы говорим не только о двух миллионах беспризорных, но о всех детях) — это наши дети, дети Церкви. Это должно быть нашей личной болью.
Когда будет такая устремлённость к чистоте жизни и молитва за детей, тогда Господь и начнёт совершать невозможное. Тогда мы засвидетельствуем, что имеем веру нашу, тогда будут спасаться и наши собственные дети, и все дети России. Потому что таким страданием, таким постом — то есть всецелым воздержанием от всякого греха и участием даже телом нашим в молитве, — таким постом и такой молитвой мы будем приобщены Кресту Христову, о котором говорит сегодня Господь, совершая чудо исцеления. Потому что только Его победой над смертью, над диаволом, только Его воскресением и нашей подлинной приобщённостью к этой победе, предстательством Богородицы и молитвами тех, кто являет нам истинный образ христианской семьи — Царственных мучеников, прежде всего, — совершится преображение нашей России, будет у нас иное будущее, которое мы называем нашими детьми.