Русская линия
Российская газета Василий Анисимов05.08.2009 

Вера в аренду
Украинский раскол правильнее называть отколом

Вчера Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, продолжая свой визит на Украину, начал турне по Донбассу. Этот день в графике пасторского визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был особенно насыщенным: сначала праздничная литургия и крестный ход в знаменитой Святогорской лавре, а затем посещение кафедрального собора в Горловке.

О завершенной «киевской» части визита наш разговор с руководителем пресс-службы УПЦ, референтом Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира Василием Анисимовым.

Российская газета: Завершилась киевская часть визита, прокомментируйте ее итоги.

Василий Анисимов: Два с половиной дня визита в Киев были праздником нашей Церкви, нашей тысячелетней веры православной. Визит носил сугубо пастырский характер, что означает свидетельствование нашей веры в Господа Иисуса Христа совместными с Патриархом службами и молитвами, участием в проповедях. Святейший Патриарх во время пребывания в Киеве много служил, проповедовал, выступал. Замечательной была его беседа в прямом эфире на студии А. Довженко с творческой интеллигенцией Украины, России, Белоруссии, а также выступление на встрече с украинским епископатом, духовенством, преподавателями и студентами киевских духовных школ. Широкий резонанс в прессе получили его речи, произнесенные у памятника Крестителю Руси, при возложении венков к памятнику жертвам голода, на приеме в честь его визита, в Покровском монастыре столицы.

РГ: Одна из главных тем, обсуждаемых прессой, — это раскол?

Анисимов: Раскол у нас правильнее будет назвать «отколом», попыткой и стремлением украинских властей и политиков отколоть от единой, рожденной в Киеве Русской православной церкви ее украинскую часть и на ее основе создать свою, государственную «церковь», причем на националистических, русофобских началах. Две отколовшиеся ее части, раскольничьи структуры, зарегистрированные в Украине как «Украинская автокефальная церковь» и «Украинская православная церковь — Киевский Патриархат», объединяют 15−20 процентов православных верующих Украины. Это очень заполитизированные структуры, одна более умеренная, вторая — агрессивная, русофобская. Обе они были созданы политиками и всемерно поддерживаются центральной властью, которая и при Кравчуке, и при Кучме, и при Ющенко проводит прораскольничью политику.

РГ
: Как поделены главные храмы Киева?

Анисимов: Когда в 1992 году власть организовывала филаретовский раскол (УПЦ-КП), ни один столичный приход или монастырь в него не вошли. Тогда при помощи боевиков УНА-УНСО у нас отобрали кафедральный Владимирский собор и здание экзархии на Пушкинской. Затем власть незаконно передала раскольникам два-три десятка древних храмов и монастырей столицы, включая Андреевскую церковь, Выдубицкий монастырь, восстановленный Михайловский Златоверхий, церковь Богородицы Пирогощи и другие.

РГ: Как юридически возможны захваты церквей?

Анисимов: Юридически это никак не возможно. Все захваты — антизаконны. Дело в том, что украинское законодательство, принятое в 1992 году, не вернуло Церкви статус юридического лица, и власть, и расколы всячески этому противятся, потому что в этом случае УПЦ будет претендовать на все имущество репрессированной Русской православной церкви, правопреемником которой в Украине она является. Поэтому храмы у нас передают в аренду или пользование не Церкви, а общине. Храмовая война начинается, когда власть регистрирует раскольничью общину и она начинает претендовать на храм общины канонической церкви. Как правило, власть принимает сторону раскольников.

РГ: Строятся ли на Украине новые храмы?

Анисимов: УПЦ — крупнейшая Церковь Украины, у нас 12 тысяч приходов, 200 монастырей, храмов не хватает, особенно в городах, поэтому везде идут стройки, реставрации. Сегодня у нас строится около двух тысяч храмов, но общины бедные, поэтому стройки везде превращаются в долгострои. В целом мы не восстановили и половину «дорепрессивного» количества православных храмов и монастырей. Беда пришла с другой стороны. Ежегодно население сокращается на 300−400 тысяч человек, в основном сельское. Повсеместно вымирают села, и уже построенные или восстановленные храмы некому и не на что содержать.

РГ: В прессе цитируют митрополита Владимира, который говорит о том, что автокефалия Украинской православной церкви это дело будущего, сейчас нужно разобраться с внутренними проблемами…

Анисимов: УПЦ является автономной частью единой Русской православной церкви. Чтобы этот статус поднять до автокефального, т. е. создать отдельную Поместную церковь, необходимо согласие на это всей Церкви. Но подавляющее большинство епископов, священников и верующих УПЦ дорожат тысячелетним единством с Русской православной церковью. Почему Православная церковь, лежащая в основе восточнославянской православной цивилизации, должна дробиться? Какие в этом смысл и польза? Святейший Патриарх Кирилл заявил, что «время разделений уже минуло».

http://www.rg.ru/2009/07/31/cerkov.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика