Русская линия
Русский вестник С. Матвеев04.08.2009 

Символ Нового Завета

Иисус же опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля сотряслась; и камни рассеклись.
Мф. 27, 50−51
Иисус же, возопив громко, испустил дух. И завеса в Храме разодралась надвое сверху донизу.
Марк 15, 37−38
И померкло солнце, и завеса в Храме разодралась по середине
Лк. 23, 45

Усилившиеся в последнее время на либеральных сайтах нападки на русский флаг, составляющий цвета черно-золото-белый, заставляют, как это зачастую происходит, внимательнее отнестись к этому незаслуженно забытому символу. Какой только бранью его не «украшают»: и «фашистский», и «черносотенный» и малюют двуглавого орла с отрезанными головами и крыльями.
Данная заметка не претендует на серьезное научное исследование, но приглашает к диалогу историков и богословов.
Итак, в эпиграфе — выдержки из трех Евангелий. Обращает на себя внимание последовательность повествования, как бы определяющая значимость событий, происходящих на Голгофе, в момент, который лежит в основе нового этапа исторического развития, воспитывающего и ныне мировоззрение сотен миллионов людей, настраивающее их на взаимодействие с Творцом.
В повести, заботливо предупреждающей, что за каждое слово человеку придется давать ответ, не может быть чего-либо случайного или пустого. Посему, что заставило святых апостолов обозначить сразу после исхода души Спасителя разодравшуюся завесу? Разве у Креста не было для внимания более драматичного сюжета — например, непомерное горе Матери, Пресвятой Богородицы, видящей страшное мгновение физической смерти Сына в земном поту и крови или сокрушение от беспомощности любимого ученика и смятение любящих Господа. Но святой взгляд евангелистов направлен на некую завесу в храме. В чем важность этой детали?
В 2000 г. мне довелось на Пасху быть в Палестине. В ожидании Благодатного огня, беседуя с израильтянами, я узнал, что представители ортодоксального иудаизма признают лишь два цвета — черный и белый — как основные в своем вероисповедании. И выражают эти и только эти цвета в своих одеждах! Они — как я выяснил — ветхозаветные, по сути языческие символы, отражающие единство и равновесие сил добра и зла. Возможно, именно эту завесу как символ единой ткани Вселенной (по мнению иудеев) и рассек Дух Спасителя, разъединив таким образом добро и зло и проложив свой фаворский свет между ними, отделив тьму от света золотом своего пути от земного к небесному (Я — есть Путь).
Почему именно золотым, а не зеленым или синим цветами и даже тем же красным?
Здесь позволю отступление. Не только в ветхозаветном иудаизме отражен т. н. дуализм — равновесие темного и светлого. Многие языческие символы выглядят подобным образом: и символика восточных религий и кабалистический шестиугольник, представленный в черной магии в виде наложенных друг на друга черного и белого треугольников и используемого в астрологии и алхимии и на фронтонах языческих капищ древних инков. Даже для атеистов этот символ представлен в классической философии в виде «закона единства и борьбы противоположностей». Вспомним обществоведение и научный коммунизм в школах и вузах.
Но вернемся к золотой полосе, к золотой середине нашего флага. До нас дошли изображения флагов св. Константина Великого — римского христианского императора, на которых на поле из черно-белых лучей изображен крест золотого цвета (Исх. здесь и далее труды гос. Эрмитажа, том 23 из истории русской культуры, стр. 26−41). Время этих знамен — IV век. До этой поры, в период раннего христианства, о подобных трехцветных у меня, повторяю, сведений нет. Следует напомнить, что семантика этих знамен была основана на видении св. Константину в небесах около полудня перед битвой с Максентием (языческим полководцем) яркого, сияющего как солнце креста с начертанными на нем словами «Сим знаменем побеждай» «In hoc signo vinces». Предсказание сбылось.
Основатель святой Византии — Второго Рима определил золотое трехцветие в государственном символе с двуглавым орлом, обозначающим симфонию светской и духовной власти в империи.
Известно также, что задолго до передачи от Византии России золотого трехцветия, которая произошла в конце 15 века, после победы над ордой и в знак признания независимости и самодержавия (сама себя держит), оно появлялось в Киеве и Великом Новгороде на знаменах, иконах и фресках церквей. На что указывают труды летописцев 11−16 веков:
«На Руси обращение к образу Константина было широко распространено. Уже автор «Повести временных лет» говорит о князе Владимире: «Се есть новый Констянтин великого Рима, иже крестивъся сам и люди своя: тако и с створи подобно ему». Это сравнение проходит красной нитью в древнерусской литературе. Илларион, автор «Слова о законе и благодати» (11 в.), прославлял Владимира Святославича как основателя христианства на Руси и призывал к его канонизации. Он писал: «Владимир и бабка его Ольга такие же апостолы, такие же создатели и утвердители новой религии, какими были царь Константин и его мать Елена в поздней Римской империи».
Образ Константина использовался и в процессе формирования в конце 15 в. идеологии Московского княжества. Митрополит Зосима в предисловии к «Изложению пасхалии» в 1492 г. писал: «Прослави бог православнаго перваго царя Константина… И ныне же в последняя сиа лета… прослави Бог сродника его (Владимира) еще в православии просиавшаго благовернаго и христолюбиваго великого князя Ивана Василевича, государя и самодеръжца всея Руси, новаго царя Констянтина новому граду Констянтину — Москве, и всей Русской земли и иным многым землям государя».
Обращает на себя внимание тот факт, что крест Константина во всех церемониях играет важную роль и зачастую упоминается прежде других святынь.
Таким образом, можно говорить о существовании в Московской Руси культа не только идеального государя благоверного царя Константина, но и культа креста и символики Константина как символа победоносности.
Как идеального правителя, Константина ставит в пример в своем сочинении серб Юрий Крижанич, пропагандист идеи «славянского единства», живший в России во второй половине 17 в.: «Меж христианских королей нет никого славнее Константина». Здесь следует отметить многозначность образа Константина. Это первый христианский государь, «силой креста» победивший язычников, и святой, прославившийся своим благочестием, покровитель и вдохновитель воинов, и правитель, «которого подданные любят больше, чем боятся». По словам Юрия Крижанича, «прозвище «Великий» он снискал не ратными подвигами и не битвами, а мирными деяниями».
К 50-м годам 16 в. относится грандиозная четырехметровая икона «Благословенно воинство небесного Царя», более известная под названием «Церковь Воинствующая», в которой так же присутствует золотое трехцветие.
Далее, итогом победы над польскими захватчиками и завершением смуты 1612 года явилась всенародная присяга на Соборе 1613 г. воцарившемуся Дому Романовых и, следовательно, монархическому знамени этого Дома — константиновскому золотому трехцвету, под которым, кстати, сражались дружины Минина и Пожарского. Известные прозападные симпатии Петра I отразились в привлечении красно-бело-голубого триколора (ныне государственного флага РФ), отражающего дух конституционной Голландии и республиканской Франции, но тем не менее государственным флагом оставался монархический штандарт, а триколор использовался на торговых судах, в основном внутреннего судоходства и для частного использования на домах, магазинах, лавках и т. д. Это была первая трещинка в общественном сознании о единстве царской символики и народной. К сожалению.
Высочайшими указами от 11 июня 1858 г. и 1 января 1865 г. Государь Александр II утвердил константиновский золотой трехцвет в качестве государственного флага и обозначил данные цвета национальными. При этом на совещании Госсовета им было заявлено, что царское и народное знамя должны быть едины.
Но через четверть века, руководствуясь экономическими соображениями, Государь Александр 3, принимая французскую правительственную делегацию, прибывшую в Россию для подписания кредитного договора на строительство Транссибирской магистрали, встретил ее современным триколором, схожим с национальным флагом Франции. Такой «лещ» французам и особенно банкирам понравился.
А 23 апреля 1883 г. своим указом закрепил триколор в качестве государственного флага, не отменив, однако, и золотого трехцвета.
Но республиканский флаг в народе не ужился, и до конца 19 века полновластно «царствовал» золотой трехцвет.
Борьба символов обострилась перед самой коронацией Николая 2. «Освободительное движение либералов от монархического гнета России» привело к организации при Минюсте особого совещания под председательством известного масона Посьета, на котором без учета мнений известных защитников русского флага всего лишь за четыре заседания был принят за официальный государственный флаг — триколор и отменен золотой трехцвет. Вот так, пользуясь лукаво некоторым юридическим промежутком в официальном закреплении властных полномочий от отца к сыну, либералам удалось расширить трещину в единстве царской власти и народа. Можно усомниться, что символика так уж влияет на ход политической жизни государства, но вот приведу два «случайных» сюжета.
1. Коронация Николая II под современным триколором закончилась Ходынской трагедией.
2. В 1897 году в Базеле на I съезде сионистов был принят в качестве государственного флага современный государственный флаг Израиля, имеющий основу цветов молитвенной шали «талес» и двух наложенных друг на друга треугольников. Символ был утвержден за полвека до создания государства Израиль в 1948 году.
Поучительно, не правда ли?
Под влиянием ли трудов известного духоносного борца за чистоту символов св. праведного Иоанна Кронштадтского, который 6 ноября 1906 г. самолично освятил золотой константиновский трехцвет со словами: «Я за честь считаю для себя освятить это знамя» (из материалов учредительного съезда Союза Русского Народа), или по велению своего чуткого сердца Николай II учредил 10 августа 1910 года новое совещание при Минюсте по рассмотрению возвращения золотого трехцвета в качестве государственного флага Российской Империи.
Совещание работало 2 года, собрав в своем составе авторитетнейших исследователей для сбора исторических данных, и в итоге большинством голосов утвердило золотой трехцвет главным символом государства Российского, оставив при этом для частного употребления, а также исключительно для торговых судов во внутренних водах государства современный триколор.
Однако в результате бюрократических игр, найдя какие-то недочеты в постановлении совещания, Минюст приостанавливает подачу документов для утверждения высочайшим указом Государя и настаивает на пересмотре дел уже в особой комиссии при Морском министерстве под председательством адмирала Григоровича. Следует отметить, что данное ведомство славилось своей особой коррупционностью и пользовалось обширной финансовой помощью западных стран, особенно Франции. Крейсер «Автора», кстати, был построен на средства российско-французского акционерного общества. «Заболтав» проблему, ничего не добившись, особая комиссия в ноябре 1913 года возвращает в Минюст все материалы.
12 августа 1914 года, за два дня до начала войны, Царь Николай 2 дает распоряжение Минюсту утвердить золотой трехцвет, но война и Госдума вносят свои коррективы в зависший вопрос. Через полтора месяца после начала войны, в которой союзниками России были Англия и Франция, имеющие в своих государственных символах либеральные красно-бело-голубые цвета, вынудили Государя издать указ о сохранении символики, утвержденной совещанием от 1896 г. под председательством Посьета.
Без натяжки можно сказать, что такая лютая брань между константиновским золотым трехцветом и либеральным триколором неслучайна. После того, как символ единения Царя и народа был убран, в духовном плане был сделан еще один шаг навстречу грядущей катастрофе.
Итак, что несет в себе попираемый ныне с такой яростью величественный и торжественный константиновский золотой трехцвет:
1. Невозможность злу спрятаться под доброй личиной современной толерантности (разрыв завесы).
2. Золото победоносного креста, явленного св. Константину в полуденном небе сиянием звезд.
3. Утверждение монархической власти на земле по принципу небесной.
4. Единение этой власти с народом.
5. Путь от земного к небесному через Христа и Его Святое Воскресение.
Так просто и понятно!

С. А. МАТВЕЕВ

Яркой иллюстрацией и подтверждением всему выше сказанному может служить произошедший в этом году в первую неделю Великого поста акт публичного осквернения русского имперского флага молодыми кавказцами у главного входа на ВВЦ.
Намалевав на флаге свастику, под лезгинку и матерную брань, они принялись топтать национальный символ древней империи. Милиция, призванная пресекать подобные проявления экстремизма, и пальцем не пошевелила, чтобы пресечь варварскую акцию.

P. S. Во время подготовки этой статьи редакция получила информацию о том, что в Париже в рамках культурного обмена прошла «Неделя русской культуры» — именно русской, не российской. Тем оскорбительнее выглядит тот факт, что на флагштоках павильона, где проходили выставки и концерты, развивался не официальный триколор РФ, а черный квадрат на голубом фоне.
Просим г. Авдеева, министра культуры, главы ведомства, отвечающего за мероприятие, а, следовательно, и за официальную символику этого мероприятия, дать ответ редакции «Русского Вестника», что означает и что символизирует это странное (мягко говоря) знамя. И какое отношение имеет русская культура к «черному квадрату»?

http://www.rv.ru/content.php3?id=8064


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика