Русская линия
Русская линия25.07.2009 

Заседание государственного антинаркотического комитета от 26 июня 2009 года

В Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, отмечаемый ООН с 1987 года, состоялось заседание Государственного антинаркотического комитета. Его участники обсудили и приняли за основу Концепцию государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

С докладом о наркоситуации в России и проекте Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации выступил Председатель Государственного антинаркотического комитета — Директор ФСКН России Виктор Иванов. Он отметил, что со времени принятия в 1993 году Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации в нашей стране и в мире произошло серьезное ухудшение наркоситуации. Возникли новые вызовы, для отпора которым требуются новые подходы и формы работы. Вместе с тем, благодаря усилиям медиков, ученых, работников специальных служб наработан уникальный опыт.

Распространение наркотиков в нашей стране стало острейшей проблемой, фактором подрыва демографического, социально-экономического и оборонного потенциала России. Наркомания приводит к деградации людей, сокращению численности населения, снижению потенциала развития и конкурентоспособности страны. Наркотики ежегодно уносят 30 тысяч молодых жизней — в среднем свыше 80 человек в сутки. Армия наркоманов насчитывает от 2 до 2,5 миллиона человек, преимущественно в возрасте 18−39 лет (средний возраст умирающего наркомана — 28 лет), и каждый год пополняется 80 тысячами новобранцев.

По доле населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, наша страна опережает государства Евросоюза в среднем в 5−8 раз, а, например, Германию — в 20 раз. Этот скачок произошел менее чем за двадцать лет. Сегодня совершенно очевидно, сказал Виктор Иванов, что государству необходимо принятие решительных экстренных мер, чтобы предотвратить надвигающуюся национальную катастрофу.

В проекте Концепции подчеркивается, что в России наркоситуация предопределяется героиновым давлением из Афганистана. Колоссальный поток так называемых тяжелых наркотиков афганского происхождения привел к тому, что 90 процентов наших сограждан, страдающих от наркозависимости — потребители именно афганского героина.

В непосредственной близости от России складированы колоссальные запасы опиатов. Они, по оценкам специалистов, достигают триллиона разовых доз. Этого объема количеству наркоманов, равному по численности сегодняшнему населению России, хватило бы на 100 лет. Геополитической особенностью сегодняшней наркоситуации стала глобальная героиновая агрессия.

С 2001 года производство опиатов в Афганистане, по данным ООН, выросло более чем в 40 раз.

Анализ наркопроизводства в Афганистане свидетельствует о сложившейся там специализации сфер и технологических этапов производства, то есть о своего рода разделении труда. На сельскохозяйственном Юге страны, где сконцентрированы иностранные коалиционные силы и идут интенсивные боестолкновения, процветают обильные наркоплантации.

В то время как на Севере, в провинциях Балх, Бадахшан и других относительно спокойных территориях, контролируемых «Северным альянсом», осуществляется промышленная переработка южного урожая опия-сырца в героин. Благодаря тесному союзу полевых командиров «Северного альянса» с боевиками «Объединенной таджикской оппозиции» образовался по сути плацдарм или своего рода «аэродром подскока» по целенаправленной отправке героина в Российскую Федерацию. Этот союз «Северного альянса» с «Объединенной таджикской оппозицией» передает затем эстафету находящимся в Ферганской долине одиозной террористической организации «Исламское движение Узбекистана» и структурам группировки «Хизб-ут-Тахрир», которые, используя разветвленную транспортную инфраструктуру Казахстана, переправляют наркотики через границу России.

Международное многоформатное сотрудничество в сфере борьбы с афганским наркофеноменом, к сожалению, малорезультативно. По оценкам ООН, количество жертв наркоагрессии, исходящей с территории Афганистана, составляет 16 млн. человек. Это неоспоримый аргумент в пользу того, чтобы внести в повестку одного из ближайших специальных заседаний СБ ООН предложение повысить статус проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.

По мандату ООН в Афганистане находятся Международные силы содействия безопасности. Было бы логично определить политико-правовой механизм их действий по борьбе с наркотиками, включить в их мандат задачи и ответственность по ликвидации инфраструктуры производства наркотиков в Афганистане.

Следует обусловить предоставление Россией транспортных коридоров для сил НАТО в Афганистане обязательствами по уничтожению посевов, лабораторий, складов и прочей инфраструктуры афганского наркобизнеса, что полностью отвечало бы интересам российского общества и положило бы начало реальному оздоровлению наркоситуации как в России, так в среднеазиатских и европейских странах.

В проекте Концепции нашла отражение необходимость принятия экстренных мер по обустройству государственной границы Российской Федерации. 7,5 тысячи километров российско-казахстанского участка границы не представляют собой ощутимого барьера на пути наркотрафика. Лишь несколько процентов контрабанды наркотиков выявляется на государственной границе.

Виктор Иванов отметил, что Евросоюз свою внешнюю границу держит на замке. В результате наркопоток, идущий из Центральной Азии в Западную Европу по так называемому Балканскому маршруту, сейчас в значительной мере перенаправляется опять-таки на Россию, в том числе — как через казахстанскую, так и через прозрачную российско-украинскую границу.

Исключительно важным является упорядочение миграционного законодательства. Выдавливаемые из транзитных стран гастарбайтеры все активнее рекрутируются в ряды наркокурьеров. Двадцатипроцентный прирост в этом году числа иностранных наркокурьеров, арестованных в России — красноречивое свидетельство этой динамики. Давно назрел вопрос о переходе к общемировой практике, регламентирующей возможность пересечения государственной границы только при наличии заграничного паспорта. Наш правовой беспредел — поистине режим наибольшего благоприятствования для наркодельцов.

По сравнению с прошлым годом количество изъятий крупных оптовых партий увеличилось на 64 процента. Это иллюстрирует наряду с повышением эффективности работы правоохранительных органов увеличение героинового давления на нашу страну и расширение масштабов оптовых поставок героина из Азии.

Наркотики продаются, в основном, там, где есть потенциальный покупатель. Это, в частности, окрестности школ, других учебных заведений, дискотеки. Необходимо защитить наших детей от наркоторговцев. Настало время законодательно установить механизм отзыва лицензии у учреждения массового досуга молодежи в случае выявления фактов распространения наркотиков.

На заседании ГАК отмечалось, что одной из ключевых характеристик сложившейся в стране наркоситуации является несоответствие законодательного и правового обеспечения проводимой государством антинаркотической политики. В настоящее время почти каждое десятое судебное решение выносится по наркопреступлениям. В 2008 году за незаконный оборот наркотиков в нашей стране осуждено 102 тысячи человек, за последние пять лет — более полумиллиона. Наказание должно быть адекватно содеянному, а это уже вопрос качества законов. Законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют не граммы, а десятки и сотни килограммов. Мелкие распространители по сути приравнены к оптовикам.

Речь на заседании ГАК шла и о необходимости создания новой системы учета наркозависимых и вовлеченных в употребление наркотиков. Меры по медицинскому освидетельствованию лиц, работающих на опасных техногенных производствах, неэффективны. Система учета серьезно подорвана. К примеру, из всех водителей, задержанных ГИБДД в состоянии наркотического опьянения в 2007—2008 годах, а это 1 миллион человек, всего лишь около трех процентов находится на наркоучете.

Имеющиеся данные от разных ведомств с трудом поддаются анализу, поскольку они основаны на разных методиках. Практически о реальной ситуации можно судить весьма приблизительно. Международный опыт, в частности опыт США, показывает, что система учета не просто может сочетаться с демократическими устоями общества, соблюдением прав человека, но и необходима для защиты личности. В рамках новой антинаркотической политики необходимо создать действенную систему учета, основанную на современных принципах и методах.

Легальный оборот наркотических средств и психотропных веществ нуждается в совершенствовании. Для предотвращения злоупотреблений в этой сфере необходимо создать нормативно-правовые механизмы, облегчающие доступ нуждающимся в наркосодержащих лекарственных препаратах по медицинским показаниям, а также создать условия для развития отечественного производства наркосодержащих фармацевтических препаратов и субстанций для того, чтобы заместить их импорт.

Новая Концепция определяет целью государственной антинаркотической политики искоренение незаконного распространения наркотических средств, формирование в обществе нетерпимости к употреблению наркотиков, повышение уровня здоровья общества. В Концепции определены три главных направления: сокращение предложения наркотиков; сокращение спроса на наркотики; совершенствование организационного и правового обеспечения антинаркотической деятельности.

Концепция включает в себя видение различных аспектов проблемы, определяет направления общей работы как внутри страны, так и на международной арене. В дальнейшем она станет фундаментом Стратегии государственной антинаркотической политики на период до 2020 года.

По второму вопросу повестки дня заседания с докладом «О состоянии и основных направлениях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту» выступил член Государственного антинаркотического комитета Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А. П. Торшин.

Он отметил, что отсутствие стратегии межведомственной работы по нормализации наркоситуации, бессистемность профилактических мер воздействия способствовали усилению влияния в различных регионах страны организованных групп, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков. За относительно непродолжительный период организованная наркопреступность сформировалась в достаточно мощную силу, которая последовательно принимает все более масштабный характер и опасные формы. Рост наркотизации обусловил и рост общеуголовной преступности. Несовершенство отдельных положений законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, способствует возникновению условий их поступления в незаконный оборот и препятствует выполнению уполномоченными федеральными органами исполнительной власти своих функций.

В этой связи, подчеркнул А. П. Торшин, необходимо активизировать разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере.

Управление по взаимодействию с общественностью и СМИ ФСКН России

Впервые опубликовано: http://www.narkotiki.ru/gnk_6688.html

https://rusk.ru/st.php?idar=156101

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика