Русская линия
Православие.Ru Дарья Огранович22.07.2009 

Песнь русского изразца

В Москве, в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации (Леонтьевский пер., д. 7), проходит юбилейная выставка художника-керамиста Вадима Сташкевича. Основу экспозиции составляет ретроспектива русского изразца, начиная с XVI века, копии и подлинники старинных изразцов, современные работы художника.

Из истории изразца

Изразец — это керамическая плитка из обожженной глины, на лицевой стороне которой располагаются рельеф, роспись, эмаль. Искусство изразца было известно еще в домонгольской Руси. Само слово «изразец» перекликается со словом «образец». Так в старину назывались керамические украшения для облицовки фасадов храмов и дворцов, печей и парадных покоев. Для этого требовалось тысячи одинаковых плиток, поэтому слово «образец» со временем приобрело новый смысл — «модель», «лекало», по подобию которых создавались новые изделия.

Первые изразцы (цветные плитки с орнаментальным узором и изображением мифологических животных) появились на Руси в XI веке, о чем свидетельствуют археологические находки в старинных русских городах. Во время монгольского нашествия русская культура и ремесла пришли в упадок, в том числе исчезло искусство изразца, которое возобновилось в основном как терракотовое украшение храмов лишь в XV—XVI вв.еках.

В следующие сто лет изразцы становятся элементами внутреннего интерьера, с фасадов зданий они перемещаются внутрь построек. В эпоху правления Петра I изразцы принимают новый — европейский — облик: поверхность пластины становится гладкой, ее покрывают белой эмалью, а затем расписывают. Однако копии с голландских изразцов, или «кафлей», приобрели самобытный русский характер и были признаны шедеврами изразцового искусства. К концу XIX столетия изразец упрощается, а к ХХ веку практически исчезает.

Художник Вадим Сташкевич

Московский художник-керамист Вадим Сташкевич известен за рубежом более как художник, возрождающий русский авангард. Выставки Вадима проходят с неизменным успехом в Швейцарии, Германии, Италии. Несколько лет назад художник обратился к почти утерянной традиции русского изразцового искусства, что стало новым витком его творческого поиска.

Глядя на художника — молодого человека, по внешнему облику принадлежащего к кругу модных современных деятелей искусства, сложно представить, что последние несколько лет Вадим провел в стенах монастырей, изучая искусство изразцов прошлых веков, работая в керамических мастерских. Представленные на выставке работы выполнены и расписаны художником вручную.

Нам удалось побеседовать с художником на выставке в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации.

— Вадим, как давно вы занимаетесь живописью и керамикой? Откуда черпается идеи для творчества?

— Живописью я занимаюсь десять лет. Сюжеты работ — отголоски мифов, легенд, сказаний, преимущественно народов Севера. Со временем в моих работах все больше и больше появлялось древнерусских мотивов. Еще одна грань моего творчества — керамика, в частности изразцы. Я изучал историю русского изразца, и оказалось, что расцвет этого искусства приходился на правление царя Алексея Михайловича, на время патриарха Никона. Со ссылкой патриарха Никона производство изразцов приостанавливается и возникает вновь позднее в Ново-Иерусалимском и московском Андреевском монастырях. К сожалению, в результате реформ Петра I русский изразец утратил свое лицо, на смену ему пришли голландские и немецкие изразцы. А история изразца очень древняя и уходит корнями в Китай.

— Как и где вы создаете свои работы?

— Мне приходится работать с разными мастерскими и фабриками, потому что в одном месте невозможно изготовить изделия по разным технологиям.

Со своими эскизами и набросками я ездил по городам, общался с мастерами. Я хотел, чтобы работы были выполнены в технике поливной Скопинской керамики или «Кирилловской мозаики» (это свод символических изображений княжеских украшений XII века), но оказалось, что в таких техниках уже никто не работает. Технологическими приемами, которые нужны при создании моих работ, современные мастера не владеют. Мне пришлось долго искать тех, кто помог бы осуществить мои замыслы.

Я много ездил по России, изучал изразцы храмов, жил в монастырях, учился у лучших школ керамической поливы и покраски. Так случилась, что судьба привела меня в Ярославль, где мои эскизы заметил один человек. Позднее выяснилось, что это один из самых видных на сегодняшний день мастеров. Его зовут Евгений Дмитриевич Тарабин. Он восстанавливал старейшие церкви в Ярославле и в Московском Кремле. Именно он предложил мне помощь. Благодаря ему, часть моих работ изготовлена по технологии XVII века. В это же самое время мне протянул руку помощи замечательный мастер из Нового Иерусалима Николай Любимов. Так что последние два года я большую часть времени проводил в монастырях и в мастерских.

— Чем отличаются ваши авторские работы от старинных изразцов, представленных на выставке?

— На этой выставке я попытался объединить лучшее, на мой взгляд, что было в русском изразце. Но меня больше интересует культура до XV века.

Особенность моих изразцов заключается в том, что их размер больше, чем тот, который традиционно использовался когда-либо. Некоторое мои работы — это копии старинных изразцов, которые хранятся в двух-трех музеях, и многие люди их просто никогда не видели. Многие символы, изображенные на изразцах, очень древние и несут в себе важную информацию.

Что касается сюжетов, то часть работ я посвятил Андрею Боголюбскому, который был известен строительством белокаменных соборов. Эти изразцы выполнены в белом фарфоре. Фарфоровых изразцов такого размера больше нет. Полгода ушло на консультацию с технологами и на эксперименты, но я добился того, чтобы изделие выглядело именно так. Обычно изразцы делаются из красной и белой глины.

— Расскажите, пожалуйста, о технологии производства изразца.

— Прежде всего, эскиз будущего изразца надо нарисовать на бумаге, потом изразец в объеме лепится из пластилина, затем пластилиновая модель заливается гипсом. Чем мельче рисунок на изразце, тем дольше и сложнее его делать.

После высыхания гипса создается форма, в которую забивается глина. После чего с техническими мастерами обсуждается цвет будущего изразца, то, как он должен быть покрашен. На этот этап уходит много времени. Затем изразец обжигается в специальной печи.

— Где вы обжигаете ваши изделия?

— Я всегда мечтал работать в технике Скопинской керамики — такие изделия делали только в городе Скопин Рязанской губернии. Это можно сделать только на том месте, на той земле, где существовала данная традиция. Для выполнения изразца в технологии XVII века нужно, чтобы в создании изделия участвовало несколько мастеров. Поэтому я стал интересоваться и искать те уникальные школы и места, где когда-нибудь было керамическое производство. Выяснилось, что на сегодняшний день сохранилось слишком мало таких мест.

Часть моих работ сделано в Новом Иерусалиме, часть в московском Андреевском монастыре, часть в Ярославле. Для изготовления изразцов используются разные глины и краски, разные печи. Оказалось, что на производство изразцов влияют и климатические условия, и время года.

— На выставке представлена изразцовая икона. Расскажите о ней.

— Изразцовых икон, насколько я знаю, очень мало. Их всегда было мало. Живя в монастырях, я выяснил, что это было всегда уникальным явлением. И большинство изразцовых икон никогда не выносится из монастыря или храма. К выставке я выбрал наиболее любимый мною образ Богоматери Знамение нижегородской иконописной школы. Эта икона изготовлена специально для выставки в московском монастыре Андрея Стратилата, там, где в 1658 году благословил и освятил печи для обжига изразцов патриарх Никон.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/31 238.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика