Православие.Ru | Архимандрит Нектарий (Серфес) | 09.07.2009 |
С самого первого дня православное монашество было нацелено на полное самоотречение ради Бога, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Любовь к Богу, горячее желание покаяния и очищения от греха, а также стремление достичь душевного покоя составляют триаду восточного православного монашества. Характерные черты этой жизни — целомудрие, бедность и послушание.
Аскетизм, тишина, работа, любовь, пение псалмов, молитва, пост и благотворительность ведут к совершенствованию, духовной радости и познанию Бога через благодать. Так идет православная монашеская жизнь, столь напоминающая земную жизнь Христа Спасителя и труды святых апостолов. Корни ее уходят еще во времена Иисуса Христа — как по своим законам, так и по деяниям.
Вполне естественно, что на Кипре, близком к великим аскетическим центрам Востока, должно было начаться развитие монашества очень рано, с IV века.
Считается, что монашеству на Кипре положил основание преподобный Иларион, прибывший из Газы. Плывя из Сицилии, он высадился на Пафосе вместе с Исихием, одним из своих знаменитых учеников, в 364 году по Р.Х., в надежде найти тихое место, где можно было бы посвятить себя молитве. Он поселился на Пафосе недалеко от города. Однако вскоре о нем все узнали, и к его уединенной келье стали во множестве приходить люди. Из-за этого преподобный даже хотел вернуться в Египет, но ученик его Исихий убедил просто уйти в менее доступное место — на вершину крутой скалы, возвышающейся над селом Епископи, которая и до сих пор носит название Айис Ларкос. Там он упокоился в Господе и был похоронен в 371 году по Р.Х.
Известно, что в это же время великий святой из Малой Азии Николай, архиепископ Мир Ликийских, в течение недолгого периода жил отшельником на Пафосе. С ним был преподобный Евтихий, с которым он основал монастырь Иареону, ныне являющийся частью Киккского монастыря. Сведения о строительстве монастыря Иареону преподобным Евтихием и святителем Николаем Чудотворцем были обнаружены Ефремом Афинским в древней пергаментной рукописи, которая в то время находилась в ризнице монастыря. Известно также, что церковь была построена из камней храма «языческой богини» (то есть храма богини Геры, возведенного последним правителем Пафоса Никоклисом).
Святитель Епифаний, другой ученик святого Илариона, взял на себя управление Архиепископией Констанции (Саламина). Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии.
На сегодняшний день мы не располагаем достаточной информацией о том, когда и какие монастыри прежде других были основаны на острове. Существуют, однако, различные церковные предания, связанные с жизнью и подвигами святых на Кипре, причастных к основанию монастырей.
Так, во времена святого Константина Великого было построено два крупных монастыря. Кошачий монастырь святого Николая Чудотворца в Акротири был основан первым византийским наместником Кипра Калокером в 327 году по Р.Х. по приказу Константина Великого. Если верить этой информации (опубликованной Дж. Джакеттом в «Истории Кипрской Православной Церкви»), то монашество появилось на Кипре до прибытия святого Илариона на остров.
Согласно тому же источнику, вся территория вокруг монастыря была наводнена ядовитыми змеями, число которых катастрофически умножалось из-за продолжительной засухи. Пытаясь справиться с этой напастью, Калокер приказал выпустить на полуостров кошек, чтобы те покончили со змеями, — отсюда название мыса Гата на Акротири (то есть «Кошка»).
Кошачий монастырь святого Николая Чудотворца, один из самых древних, действует и по сей день.
Второй монастырь того же периода (IV век) — Ставровуни. Он стоит на одноименной горе в окрестностях Ларнаки и посвящен святому Кресту. Церковное предание считает, что он был основан святой Еленой, матерью Константина Великого, когда та останавливалась на Кипре, возвращаясь из Святой Земли, где ею был обретен честной Крест Христов. На Кипре Крест таинственно исчез, но чудесным образом был обнаружен на вершине Олимпа (как тогда называлась гора Ставровуни), где располагался языческий храм. После этого чуда святая Елена построила там церковь и посвятила ее этой святой реликвии.
В VI веке процветал монастырь апостола Варнавы. Он был основан в конце V века архиепископом Анфимием на деньги императора Зенона (474−491) и знати, в трех километрах к западу от Саламина.
Согласно преданию, записанному монахом Александром, который жил в этом монастыре в середине VI века, апостол Варнава трижды являлся в видении архиепископу Анфимию, открывая местонахождение своего гроба. В сопровождении духовенства Анфимий направился к месту, которое было так чудесно указано, и нашел сундук, подписанный собственноручно Варнавой, со святыми мощами и копией Евангелия от Матфея. Анфимий сразу отправился с драгоценными реликвиями в Константинополь, чтобы сообщить об этом удивительном случае. Император Зенон, в знак той важности, которую он придавал находке, подтвердил автономию Кипрской Церкви и предоставил кипрским архиепископам определенные права, которые они сохраняют до сих пор. Они получили право ставить свою подпись красными чернилами — знак отличия, которым пользовались только императоры, право ношения пурпурной накидки по праздникам и право носить императорский скипетр вместо обычного архиерейского посоха.
Копия Евангелия от Матфея, представленная Анфимием императору, была доставлена в часовню святого Стефана в императорском дворце в Константинополе, где по нему читали ежегодно в Страстную пятницу.
К VII веку относятся сведения о монастыре в Симвулии, что в нескольких милях к западу от Куриума, как о уже давно существовавшем к тому времени. Епископ Пафоса Феодор был монахом в этом монастыре перед тем, как стать священником, а затем епископом. Указание на это имеется в проповеди, произнесенной им в церкви святителя Спиридона Тримифунтского 14 декабря 655 года.
Набеги арабских фанатиков Аллаха (VII-X вв.) вынуждали монахов покидать Сирию и Палестину. Многие из них нашли убежище на Кипре. В годы иконоборчества, которое потрясло всю Византийскую империю, многие защитники икон, аскеты и монахи из Малой Азии также прибывали на Кипр, где могли не опасаться преследований. Этот поток беженцев привел к созданию новых монастырей. Арабские набеги, гонения и прочие несчастья, с которыми сталкивались жители островов (в том числе и серьезные стихийные бедствия, такие как землетрясения и засухи), способствовали развитию монашества, так как эти катастрофы понимались как проявления Божественного гнева. Это побуждало многих посвящать жизнь свою Церкви, искать приюта в монастырях или же завещать им свое имущество.
Монастырь Мегалос Агрос был основан, по всей вероятности, примерно в конце VIII века, в эпоху иконоборчества. Есть предание о том, что основателями монастыря были 40 монахов, бежавших вместе с игуменом Феофаном из монастыря с одноименным названием в Кизике. Они привезли с собой икону Богородицы. Эти монахи нашли убежище в монастыре святого Николая Чудотворца в Акротири, где оставались до тех пор, пока не был построен монастырь Агрос. Этим объясняется тесная связь между этими двумя монастырями, существовавшая вплоть до XVI века, так что даже их доходы считались общими. Подобным образом и другие монастыри основаны были монахами из иных земель, которые привозили с собой иконы Пресвятой Богородицы, по преданию, чудом извлеченные из моря.
Монастырь преподобного Антония уже существовал в епархии Хитрии (Китреи) во времена арабских набегов (VII-X вв.). Он стоял на высоком крутом пике Пентадактилос; в нем жило небольшое количество монахов. Должно быть, монастырь был полностью уничтожен довольно рано, поскольку упоминаний о нем нет ни в одном документе времен Лузиньянов (1192−1489). Однако об этом монастыре говорится в житии святого Димитриана, который служил там игуменом, пока не стал епископом Хитрии в 885 году.
Фрески в церкви (прежде — монастыре) Панагии Асину, как установлено сегодня, восходят к 965 году, поэтому основание его также датируется X веком. Стегийский монастырь святого Николая Чудотворца — XI века, и доказательством этому также служат фрески в церкви. Одно старинное здание монастыря свидетельствует о существовавших ранее кельях, сейчас, к сожалению, находящихся в руинах, как и церковь Панагии Асину.
Монахи-беженцы, вероятно, также основали монастырь в честь иконы Божией Матери «Катаркотисса», что недалеко от Ларнаки, и монастырь в честь иконы «Апосинтиотисса», что недалеко от Сихари, а также обители в честь икон «Антифонитиса» и «Пантадактила».
Среди великих деятелей кипрского монашества следует упомянуть святого Георгия Хозевита, который провел свою юность на Кипре, жил отшельником в Святой Земле, а затем продолжил подвижническую жизнь в монастыре Хозева в ущелье Вади Кельт в Иордании. Были еще преподобный Георгий Кипрский, живший отшельником в течение многих лет в горах Малой Азии и ставший известным благодаря своей борьбе с еретиками-иконоборцами в VIII веке, и святой Афанасий, основатель монашеской общины на горе Афон, который нашел приют в Лерейском монастыре на Пафосе во второй половине X века.
Когда во второй половине X века противостоянию византийцев и арабов на Кипре был положен конец и византийцы завладели островом, император всячески старался поощрить монашество на Кипре. По его указу основывались новые монастыри, делались вклады, оказывалась поддержка субсидиями, предоставлением льгот и различных привилегий. Так что некоторые монастыри были созданы на императорские средства. Из них наиболее известен Киккский монастырь. В этом монастыре, хорошо известном в православном мире, хранится одна из икон, приписываемых святому апостолу и евангелисту Луке. Монастырь был основан в Марафасе примерно в конце XI — начале XII века во время правления императора Алексия I Комнина (1080−1118), когда его наместником на Кипре был Мануил Вутомитис.
Император по просьбе отшельника Исаии, жившего в пещере на горе Кикко, отправил в дар острову икону Пресвятой Богородицы из императорского дворца в Константинополе. Отшельник, получив Божественное откровение, чудесно исцелил дочь императора, страдавшую от неизлечимого недуга. И хотя императору жаль было расставаться с драгоценной святыней, он все же со всеми почестями отправил икону на Кипр, присовокупив и средства, необходимые для строительства монастыря, куда священная реликвия должна была поместиться на хранение. По просьбе отшельника Вутомитис подарил монастырю еще и три деревни. Этот подарок впоследствии был подтвержден императорской хартией.
Другой монастырь, основанный императором, — это обитель в Махерасе, по святости и важности уступающая только Киккскому монастырю. Она расположена на склонах горы Киония. Необычное название — Махерас, то есть Нож, — предположительно, произошло от имени первого обитателя горы, на которой он был построен, или же, как гласит предание, от чудотворной иконы, принадлежавшей обители, которая первоначально была обнаружена в пещере вместе с ножом, зарытым перед входом.
Первым, кто пришел в эти места, был старец Неофит, изгнанный сарацинами из Иордании в XII веке. Он приехал на Кипр со своим верным учеником Игнатием и построил келью на горе Айос. Но так как денег на строительство монастыря не было, они обратились за помощью к императору Мануилу Комнину (1143−1180). На поступавшее ежегодно пособие приблизительно в 50 монет они выстроили часовню во имя Божией Матери и несколько жилых келий. Позднее, в 1172 году, к Игнатию присоединился Нил, который считается главным строителем монастыря. При постриге Нила независимость обители, уже обеспеченная императорским указом, была официально признана правящим архиереем этой епархии епископом Тамасским Никитой.
Наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века был преподобный Неофит Затворник, которым Пафос гордиться и по сей день.
Святой Неофит родился в 1134 году в деревне Лефкара. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди. В 1158 году Неофит покину Кипр, некоторое время жил отшельником неподалеку от Иерусалима. Получив откровение, он возвратился на родину, обретя приют в горах севернее Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти в течение года расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Пещеру он посвятил святому Кресту, возвел внутри нее алтарь, а также приготовил могилу для себя в ее глубине. Вскоре целая монашеская община собралась вокруг святого, и для нее святой Неофит составил Требник. В 1170 году епископом Пафоса Василием Киннамом (1166−1205) преподобный отец был рукоположен в сан священника.
Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1199 году он сменил Энклистру на более удаленную и недоступную пещеру, вырубленную им прямо в скале. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников.
Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. Фрески в Энклистре, написанные, согласно преданию, самим преподобным Неофитом в 1170 году, являются одним из самых значительных явлений кипрского искусства XII века.
В период с середины XII века и до его конца появились еще четыре монастыря в честь икон Пресвятой Богородицы «Хрисороятисса», «Троодитисса», «Панагия ту Арака» и «Лагудера», которая была написана в правление Льва Афтента в 1192 году. В XII веке была основана и обитель во имя святого Иоанна Златоуста в Куцувенди, которая стала первым монастырем для преподобного Неофита. В XIII веке были основаны монастырь Кантара, известный по мученической смерти тринадцати монахов в 1231 году, и монастырь «Панагия Паллуриотисса», которого больше не существует.
Помимо монастырей, упомянутых выше, сегодня действуют на Кипре и другие. Особенно процветают обители святого Гераклидия, святого Пантелеимона, святого Мины, святого Георгия Аламана, «Панагия тис Глоссас» и святого Кендеаса.
За шестнадцать веков своего существования кипрское монашество знало периоды как процветания, так и упадка. Но всегда: и в эпохи расцвета, и в годину тяжких испытаний — обители служили не только Православной Церкви Кипра и Православию в целом, но и всей нации.
Монастыри всегда были самым безопасным укрытием, здесь развивались и хранились традиции не только образования, но и разнообразных искусств; иконопись, резьба, изготовление украшений, каллиграфия, миниатюра — во все внесли свой весомый вклад наши иноки.
Обороняясь от врагов, монастыри превращались в настоящие бастионы духа. И конечно же, они становились форпостами борьбы за независимость, оставаясь в этой роли вплоть до недавней освободительной войны (1955−1959). На протяжении веков они были ярко горящими маяками — интеллектуальными, нравственными, религиозными и национальными; они оказывали огромнейшее влияние на сознание, моральное и умственное развитие и социальную жизнь нашего народа.
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=539&did=2223