Русская линия
Седмицa.Ru Я. Зеленина24.06.2009 

«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородице»

Статья из т. 16 «Православной энциклопедии». Москва, 2007 г.

«Достойно Есть» икона Божией Матери (Милующая), (празд. 11 июня), чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил.

После чудесного события (см. ст. «Достойно есть», песнопение в честь Пресв. Богородицы) «Д. е.» и. привезли в Протат и поставили в алтаре Успенского храма на горнем месте, где образ находится и в наст. время.

По существующей издавна на Афоне традиции на 2-й день Пасхи, после литургии, совершается крестный ход с чудотворным образом вокруг Кареи. В 1488 г. 4 монаха, жившие на подворье мон-ря прп. Дионисия в Карее, не вышли на крестный ход; назвав его противозаконным, они смеялись над его участниками. В тот же вечер от сильного дождя с градом погибли все растения в огородах и виноградники этого подворья. Пребывавший в обители прп. Дионисия патриарх К-польский Нифонт наложил на монахов строгую епитимию за презрение св. иконы. Др. подобный случай произошел с монахами близлежащей обители Кутлумуш, к-рые решили совершать крестный ход в своем мон-ре, не участвуя в общем празднике. Внезапно на монастырскую пристань напали разбойники и сожгли ее. Спустя нек-рое время при аналогичных обстоятельствах разрушились здания и стены Кутлумуша. Насельники мон-ря раскаялись и последовали установленному древнему чину почитания св. иконы.

Иконография «Д. е.» и. принадлежит к изводу Киккской иконы Божией Матери. Это отмечено Н. П. Кондаковым, к-рый отнес первообраз к числу афонских памятников, по его мнению не являвшихся подлинными древностями (Кондаков. 1902. С. 176, 178). Младенец восседает слева на руке Богородицы, Которая держит Его за правую руку с развернутым свитком. В наст. время образ закрыт окладом с чеканными изображениями ангелов в среднике и святых на полях.

Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. множество списков чудотворного образа было написано и освящено в рус. мон-рях на Афоне, а затем прислано в Россию, напр. в 1858 г. в Оренбург для жен. обители, к-рую предполагали построить. В нач. XX в. прославленный чудесами список образа находился в храме с. Юрьева Котельничского у. Вятской губ. (Поселянин Е. Богоматерь. С. 346). Для одной из таких икон, привезенной ок. 1887 г. миссионером иером. Арсением с Афона, был построен храм в Галерной гавани в С.-Петербурге с одноименным посвящением главного престола (Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 114). В 1950 г. по благословению митр. Григория (Чукова) образ был передан в ц. Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, где в его честь освящен сев. придел.

Списки «Д. е.» и. находятся в домовой ц. во имя мц. Александры царицы в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме (1910, работа афонского иером. Серафима (Титова)), в Троицком соборе в Иерусалиме, над входом в гробницу праведных Иоакима и Анны в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании, в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в ТСЛ, в Троицком соборе Данилова мон-ря в Москве, в церквах во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве, в честь Казанской иконы Божией Матери в Рыбинске (с частицами мощей, из ц. Св. Троицы с. Верхне-Никульского Ярославской обл.), в честь Успения Богородицы в Чухломе (мироточивый образ), в нижегородской Троицкой ц. в Высокове (написана в афонском Пантелеимоновом мон-ре), в Покровском соборе Самары (в шитом окладе) и др., в частных собраниях (напр., своеобразная по стилю икона нач. XIX в. с текстом песнопения «Достойно есть» вверху на свитке, руки ангелов сложены на груди).

За редким исключением это иконы большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне (на иконе из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, с частицами мощей святых, вверху — голубой фон, под облаками — золотой), с текстом на свитке на рус. или греч. языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61. 1; Лк 4. 18). Младенец одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица — в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа — закрытый венец, у Богородицы — корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают 2 ангела на облаках, вверху — Господь Саваоф, Св. Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.

Во 2-й пол. XIX в. в Нижегородской губ. получили распространение списки с прославившегося исцелениями образа, присланного в 1853 г. с Афона в арзамасский во имя Алексия, человека Божия, мон-рь, с соответствующей подписью внизу на развернутом свитке (чтимый фрагмент иконы — в арзамасском Никольском жен. мон-ре; неск. списков, в т. ч. в окладе, — в Воскресенском соборе Арзамаса). В России писались живописные изображения на холсте с более темным колоритом (посл. треть XIX в., частное собрание). Сызранские иконы 2-й пол. XIX в. (частное собрание; Сызранская икона: Кат. выст. / Самарский епарх. церк.-ист. музей. Самара, 2007. С. 72−73. Кат. 31) с различными цветами одеяний, в редких случаях с правым поворотом фигур выполнены в традиц. стиле. Существовали хромолитографии образа, к-рые наклеивались на доску и бытовали в качестве икон, напр. изданная в 1893 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе (частное собрание; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 255. Ил. 93). Афонская святыня воспроизводилась и в XX в. (чудотворный образ 1941 г. из мон-ря во имя святых Марфы и Марии (мон-рь Встречи) близ Иерусалима).

Греч. списки афонской святыни XIX—XX вв., к-рые близки к русским по художественному исполнению, нередко сопровождаются авторскими или вкладными подписями на лицевой стороне (икона 1966 г.- «Моление архимандрита Гавриила и Христодула монаха» в ц. прав. Закхея в Иерихоне — на светлом фоне в сиянии, Богородица в мафории, без плата). Икона 2-й трети XIX в. (частное собрание), судя по рус. надписи на обороте, вложенная в один из храмов России, содержит греч. подпись: «Рукою Иоасафа монаха из Керасиа на Афоне», т. е. мастер жил в одном из монашеских поселений (кафизм), состоящих из отдельных отшельнических келлий, при Великой Лавре прп. Афанасия Афонского. Раскрашенная гравюра 1866 г. (из мон-ря Симонопетра) близка по иконографии к живописным произведениям, но отличается в деталях (у ангелов в руках длинные свитки, на правом — слав. надпись), отсутствует образ Бога Отца (Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. P. 214−215. N 4.8). Возможно, такие гравюры служили образцами для мастеров, не имевших возможности видеть и копировать оригинал.

Прорись «Д. е.» и. визант. типа (без венцов и ангелов, рука Младенца поверх плата) помещена под 11 июня в числе рисунков для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Православной Церкви. М., 2001. С. 255). Один из совр. списков, выполненный ок. 1999 г. иконописцами Никольского скита («Белозерки») на Афоне, находится в ц. Св. Троицы в Троицкой слободе в Москве (подворье ТСЛ).

Литература: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 177−178; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. C. 317−318; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 176, 178; Поселянин Е. Богоматерь. С. 342−346, 467; Вышний покров над Афоном, или Сказания о св. чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1902. Серг. П., 1997р. С. 13−23; 2001.. 21−39.

http://www.sedmitza.ru/text/718 118.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика