Русская линия
Одна Родина Сергей Смолянников19.06.2009 

Видя бой издалека. К 300-летию Полтавской битвы

8 июля 2009 года Россия и Украина будут отмечать знаменательную историческую дату — 300-летие со дня Полтавской битвы. Но не только для наших стран эта дата станет событием. Ведь исторически эта битва стала эпохальным событием практически для всей Европы. Соответственно, не останется эта дата без внимания и в самой Швеции. Значение Полтавской битвы в том, что решительная и блистательная победа объединенной российско-украинской армии привела к перелому в Северной войне в пользу молодого российского государства, а также положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе, которую не только опасались, но и боялись Дания, Великобритания, Франция, Польша и Саксония. Нет смысла пересказывать весь ход войны, длившейся двадцать один год, однако есть необходимость еще раз вспомнить о кульминационном моменте войны, ставшем победоносным в ее истории — Полтавской битве.

Перед решающим боем Петр I обратился к солдатам со знаменитым призывом: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество…» Победа под Полтавой стала коренным переломом в ходе многолетней изнурительной Северной войны и предрешила ее исход в пользу России. Именно под Полтавой была решена не только судьба России, но и всей Северной Европы. Так оценивали историки мира значение Полтавской битвы для судеб Европы начала XVIII века. В нашу историческую память Полтавская битва вошла не только как материал из энциклопедий и учебников по истории военного искусства, но и как произведения искусства, созданные художниками, поэтами, скульпторами. Достаточно вспомнить «Полтаву» Александра Пушкина, шедевр мирового декоративно-прикладного искусства — мозаику Михаила Ломоносова или Монумент Славы в Полтаве, созданный Щедриным, Мартосом и Гордеевым.

Полтавская битва стала символом борьбы славянского мира против шведской агрессии, борьбы православия с католическим и лютеранским засильем. Ведь не стоит забывать о том, что основными участниками битвы, впрочем, как и всей Северной войны, были, с одной стороны, русские и украинцы, а с другой — шведы, поляки и часть саксонцев. Другое дело, что некоторые «историки от политики» на первый план Полтавской битвы выдвигают исторические персонажи, чья роль в этой битве сводится к известной фразе «видел — значит, участвовал», или извращают исторические факты с целью героизации антигероев и определения им «достойного места и роли в истории».

Соответственно юбилей Полтавской битвы должен стать юбилеем правды, а не празднованием «Дня предателя». Именно такое определение допустимо в отношении исторической персоны, которой является Иван Степан-Адам Колединский, более известный как Иван Мазепа.

Если отойти от политических штампов и принципа «историко-национальной целесообразности» и просто обратиться к устному народному творчеству украинского народа, то трудно будет найти в истории Украины личность, более непопулярную и презираемую, чем Иван Степанович Мазепа. «Проклята Мазепа», «Клятий пес Мазепа», «Всеклята Мазепа» — вот тот далеко не полный перечень эпитетов, которыми наградили «нашего героя» его современники, вложившие в народный фольклор эти страшные характеристики. И ни одного доброго слова… А ведь украинский народ — мудрый народ. Даром давать такие «убойные имена» не будет. И это вовсе не случайно, ибо всю свою жизнь, не брезгуя никакими средствами, посвятил Мазепа борьбе за власть, почести и богатство, интересы же украинского народа были ему абсолютно чужды.

Прошло почти три столетия с того славного дня, однако словосочетание «Полтавская битва» вновь на слуху, но уже не только историков, но и политиков. Уже совсем другие акценты расставляются для определения значения судьбоносной для Европы битвы, личного участия в ней того или иного исторического персонажа. Не секрет, что сегодня на Украине речь идет об установке памятников Карлу XII и Мазепе, и не где-нибудь, а в Полтаве и Киеве. Но, позвольте, скажет любой здравомыслящий историк, ни тот ни другой к Полтавской битве не имеют никакого отношения, ведь известно даже школьнику, что шведский король незадолго до сражения был ранен и войсками не командовал вообще, а Мазепа. просто состоял при Карле. Так за что же ставить памятники тем, про которых принято говорить, как о «темных личностях, не причастных к данному историческому событию», или тем, кто стал героем, «видя бой издалека». Тем более что первого принято считать оккупантом, а второго.

Вот об этом втором и скажем правду, чтобы не только разобраться в отношении Мазепы к Полтавской битве, но и поставить его, т. е. его деяния и поступки, на заслуженную историческую полочку. Причем поставим там, где сегодня хотят его увековечить.

Речь идет о том месте украинской столицы, где совсем недавно (до начала прошлого столетия) стоял памятник героям, «отдавшим жизнь за царя». Не секрет, что в районе древних Печерских холмов, между нынешней площадью Героев Арсенала и Киево-Печерской лаврой кое-кто желает установить памятник «освободителю украинского народа» гетману-иуде Мазепе. Почему именно там. Да потому, что и сегодня «этим кое-кому» имена Искры и Кочубея, которые истинно любили свою родину и отдали жизнь за правду, за что и были казнены Мазепой, стоят «как кость в горле».

Их имена в истории не остались забытыми. После Полтавской битвы Петр I признал, хоть и с роковым опозданием, правоту Искры и Кочубея, восстановил добрую память о них и проклял предателя Мазепу. Несколько позже в произведениях литературы и искусства началось воспевание благородных чувств верных слуг государя, было установлено надгробие на их могилах в Киево-Печерской лавре. А в 1909 году, к 200-летию Полтавской битвы, в Киеве был установлен им памятник. Сегодня киевляне, назначая место встречи в районе станции метро «Арсенальная» для большей точности говорят: «Встретимся у пушки». Но мало кто из них и гостей украинской столицы знает о том, что до 1918 года на этом же самом постаменте стоял памятник Искре и Кочубею, кстати, на одноименной площади. Во времена Украинской Народной Республики, гетманата Скоропадского и Директории, постамент оставили, а вместо него, как историческое издевательство, поставили памятник .. Мазепе. Да-да. Только в головах изощренных иезуитов мог возникнуть план поставить памятник убийце на постаменте, где стояли убиенные им патриоты государственности. Но история все-таки умеет устранять ошибки политиканов. Памятник Мазепе, выполненный из гипса, простоял чуть более года. Затем он «поплыл», и этот «сгусток истории», в прямом и переносном смысле, был снесен с постамента.

Ну, а новая, советская, власть, дабы не убирать такой постамент, вместо памятника поставила на него горную пушку как образец мужества и стойкости арсенальцев в борьбе с буржуазными националистами.

Понятно, что в советские времена Мазепа никак на роль революционного героя не подходил, да и Искра с Кочубеем погибли за царя и Отечество, а потому также в герои эпохи социализма не годились.

Новейшая история Украины также не лишена парадоксов. В чьем воспаленном сознании возникла идея улицу, начинающуюся от площади Героев Арсенала, бывшей Памяти Искры и Кочубея, назвать улицей Гетмана Мазепы, мне неизвестно. Но подобного издевательства над исторической памятью украинского народа еще не было. Осталось только, издав очередной Указ, вынести обезглавленные останки Искры и Кочубея из Лавры и вычеркнуть из в очередной раз переписываемой украинской истории доброе имя героев, не побоявшихся развенчать вельможного иуду.

Очень хочется верить, что 7 или 8 июля юбилейного 2009 года от площади Героев Арсенала (т.е. от площади Искры и Кочубея) до их могилы в Киево-Печерской лавре пройдет крестный ход в память о героях, отдавших жизнь за свой народ, за свою Украину. Лучшего подарка героям Полтавской битвы и тем, кто ее приближал, по-моему, и не придумать. Ведь историческая память, истинный патриотизм украинского народа намного сильнее оранжевых перелицовщиков истории, желающих прикрыть солнце Полтавы своей административной дланью. Так и улица имени Гетмана Мазепы канет в небытие, ибо вызвана была исторической конъюнктурой, а не исторической правдой. Ведь правда, как солнце: ее ладонью не прикроешь даже самого вельможного гетмана-иуды.

http://www.odnarodyna.ru/articles/4/701.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика