Русский дом | Протоиерей Александр Шаргунов | 08.06.2009 |
7 июня — Праздник Пресвятой Троицы
Как апостолы в Сионской горнице были малым стадом, ничтожным перед могуществом мiра, так и теперь наша Церковь — такое же малое стадо в этом мiре. И вся надежда учеников и апостолов была на обещание, данное им Господом при Вознесении. Но мiр, окружавший тогда первых христиан, отличался от сегодняшнего мiра. Тогда вся иерусалимская площадь около храма Соломона была заполнена морем людей, собравшихся на праздник Пятидесятницы.
Этот праздник — день, когда на горе Синайской был дан Закон, заповеди Божий. Люди собрались здесь со всех концов света, и разноязыкий говор наполнял всё пространство. Всё человечество, казалось, ждало какого-то решающего момента.
Когда апостолы молились, как написано в книге Деяний, дом внезапно наполнился шумом с неба, как бы от несущегося сильного ветра. На каждом из апостолов почили разделённые огненные языки, и они исполнились Духа Святого. Это была такая сила новой жизни, что они не могли удержать её в себе. Их неудержимо влекло к людям, в море народа, чтобы проповедовать о Христе распятом и воскресшем, даром Которого они приняли эту силу. Их проповедь была столь удивительна, что мы не можем себе представить. Весь народ с изумлением внимал богодухновенным, исполненным пламени Духа Святого словам апостола Петра. «Что это значит? Мы их знаем — они из Галилеи, люди невежественные. Само имя их презренно и недостойно упоминания. И вот им дана такая премудрость и такая сила, которым невозможно противостоять». Апостол Петр говорит, обращаясь к народу, что об этом ещё в Ветхом Завете возвещал пророк Иоиль: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Иоиль 2, 29). «Да, знает твердо весь Израиль, — говорит апостол, — что Бог наш воскресил сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2, 36).
Это слово было таким, что многие из присутствовавших там в отчаянии бросились к ногам апостолов, восклицая: «Мужи и братия! Что нам делать?» (Деян. 2, 37) Те самые люди, которые пятьдесят с небольшим дней назад кричали: «Распни, распни Его!» — обращаются к апостолам, потому что с ними Бог, через них действует сила Божия. Их слово — слово Божие, исполненное благодати: «Да покается каждый из вас и да крестится во Имя Иисуса Христа в прощение грехов». И сразу крестилось множество — три тысячи человек. А после второй проповеди уверовали во Христа пять тысяч человек Так Церковь росла, распространяясь по всему мiру — до пределов земли, до конца времён, до наших дней. И благодать Божия достигает нас с вами.
Мы знаем, о чём сегодня идёт речь. Мы видели Духа Святого, Который пришёл и вселился в нас, и свидетельствуем, что Он живёт в нас. Мы исповедуем веру в Него, познание Его и откровение Его, и совершение Им всего, что Господь исполнил нашего ради спасения. Но мы знаем также, что не все приняли это слово благовестия, этот дар новой жизни. То вавилонское смешение языков, исцелить которое пришёл Дух Святой, соединяющий всех в истине и любви, продолжается в истории противостоянием Церкви Христовой. Враги знают, что нельзя ничего сделать с Духом Святым, и нельзя коснуться Христа Воскресшего и снова распять Его. Поэтому они принимаются за Церковь, зная, что здесь — Христос и здесь — сила Духа Божия.
С самого начала мы видим ожесточённые гонения на Церковь Божию, попытки стереть её с лица земли. Но скоро враги поняли, что Церковь только крепнет и растёт от этих гонений. И тогда, вдохновляемые сатаной, они предприняли усилия разрушить её изнутри с помощью лжеучений. Через многие испытания проходит Церковь. И в XX столетии мы стали свидетелями тех же самых событий. А в Русской Православной Церкви всё это проявилось особенно ярко и масштабно.
Сатана хорошо усвоил, что гонениями он только умножает число святых мучеников Христовых, которые кровью своею обретают бесценный дар Духа Святого — жизнь вечную. Поэтому сегодня он делает всё, чтобы растлить нашу веру, сделать нас «ни холодными, ни горячими» (Откр. 3, 15), чтобы не было в нас этой причастности Духу Святому, Которым единственным спасается всякий человек. «Кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» (Рим. 8, 9). И как говорит преподобный Серафим Саровский, весь смысл жизни христианской заключается в том, чтобы личным подвигом покаяния здесь, на земле, стать причастным Пятидесятнице Христовой — с тем чтобы не лишиться её в блаженной вечности. И страшнее всего — равнодушие к истине, особенно когда она подвергается нечестивым нападкам. О какой проповеди христианства можем мы говорить, если безучастно смотрим на небывалые публичные кощунства и массовое растление людей, теряющих способность к восприятию чего-либо святого?
Принося коленопреклоненное покаяние перед Святой Троицей, будем прежде всего молить Господа о прощении тех грехов, которые угрожают сейчас гибелью всему человечеству. Это грехи гнусного, как говорит апостол Петр, корыстолюбия, мерзкого разврата и себялюбия. То, что открыто противится любви Божией, то, что есть корень всех зол, и то, что отвергает тайну жизни, тайну человеческой личности как вместилища Духа Святого. Если кто-то из нас хотя бы в малой степени причастен этим грехам — которые, по слову святителя Феофана Затворника, всё больше становятся в мiре нормой, — пусть осознаёт, какое он должен принести покаяние. Будем сознавать себя виноватыми во всех грехах, которые исповедуем мы каждодневно, когда читаем молитву Духу Святому. Дух Святой, Который называет нам эти грехи, знает, что они в нас есть. Если мы слепы к ним и не приносим покаяния, то нет в нас надежды на причастность Духу Святому, жизни истинной. Наше покаяние сегодня и всегда должно быть таким, чтобы мы увидели наш грех и поняли, что он означает Крест Христов, смерть Христову, тайну Его Воплощения, тайну Его Страдания и Воскресения. Только через видение этого можем мы стать причастными Духу Святому. Таким должно быть покаяние, чтобы открылась нам Божественная любовь, явленная Христом в Его Воплощении, на Его Кресте, чтобы мы узнали любовь Отца Небесного к нам и Духа Святого, животворящего нас этою любовью.
Будем сознавать себя, как первые ученики, обществом особым, отдельным от всего мiра, не сливающимся с ним. Мы отличаемся от всех людей тем, что имеем в себе новую жизнь, крепость Божественную, соль, которая освящает всю нашу жизнь здесь, на земле, и без которой распадается всё на свете. Через нас Господь всё хранит, и от нас зависит всё, что будет дальше, в том числе — с нашими близкими.
Только тогда, когда нам на самом деле открывается благодать Христова, узнаём мы превосходящую всякое разумение милость Божию и крепость Божию. И если в нас будет верность истине Христовой, строгость личной нашей жизни, чувство ответственности, личной и общей, за судьбы мiра, в покаянии и молитве, Господь одолеет всех врагов наших. И, может быть, Он приведёт многих из них к Церкви Своей святой, как некогда гонителей Христовых, и они будут восклицать: «Мужи и братия, что делать нам?»