Newsinfo.ru | Хаким Ибрагимов | 26.01.2006 |
В армии Петра I православие стало системой нравственного воспитания солдат. Представители других конфессий в воинских подразделениях появились лишь в XIX веке, когда император Павел I вывел институт военных священников из-под гражданского подчинения. На службе в царской армии состояли муллы, ксендзы, раввины и пасторы. Окончательно религиозная структура сложилась в 1890 году, когда было утверждено «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств». После революции 1917 года под лозунги «Религия — опиум для народа» капелланы были изгнаны из вооруженных сил.
В России уже 10 лет действует и процветает синодальный отдел Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, возглавляемый протоиереем Дмитрием Смирновым. В отделе священники распределены по родам войск и силовым министерствам. Рясу никто в цвет «хаки» не перекрашивал, но работают сектора по взаимодействию с ВВС, ВМФ, Сухопутными войсками, ВДВ, МВД, внутренними войсками, казачеством и даже тюремными учреждениями.
В частях солдаты возводят часовни и полковые храмы. Только в Московском военном округе их отстроено более 30. Возле зданий Генерального штаба и Министерства внутренних дел, по благословению Патриарха Алексия II возвели часовни. На открытии храмов присутствовали главы военного ведомства и МВД, практически весь генералитет. У каждого силового министерства есть свой покровитель, икона и день празднования. Русская православная церковь активно работает с военными коллективами. Синодальный отдел отслеживает положение дел с дисциплиной в «подшефных» подразделениях. Священники отмечают, что проблем с неуставными отношениями в таких частях меньше. Зачастую солдаты, которые сбираются самовольно покинуть часть, перед совершением проступка приходят в часовню к батюшке. После разговора со священником, военнослужащий не совершает побег. При этом тайна исповеди сохраняется, и все, что касается личной беседы с солдатом, священники офицерам не раскрывают.
В американской армии проходят службу 2500 офицеров-капелланов, которые представляют более десяти конфессий (основные — католицизм, ислам и иудаизм). Для обучения будущих капелланов в Штатах существует специальный Центр военных священников в штате Нью-Джерси. Выпускникам даже присваивают воинское звание. Служба в армии для капеллана — дело прибыльное. Он получает денежное довольствие согласно своему офицерскому званию и должности, имеет право на 30 суток отпуска, обеспечивается жильем и бесплатной медицинской помощью. Если же представитель духовенства захочет параллельно работе поучиться в гражданском вузе, то государство оплатит ему до 75 процентов обучения.
Однако все, что сейчас происходит в российской армии по взаимодействию с церковью — на общественных началах. Дело в том, что этот вопрос законодательно никак не оговорен. Приглашать батюшку или нет решает командир части. При этом он должен согласовать все с вышестоящим начальником. Иногда офицерам приходиться доходить до уровня — заместитель командующего военным округом по воспитательной работе. Командиры тратят время на бумажную волокиту. Поэтому сегодня армия и церковь нуждаются в неком узаконенном формате отношений. Это дело достаточно тонкое и щекотливое. Многие сомневаются: если священники войдут в армейские штаты, не станут ли они неким надзорным органом, который будет дублировать «воспитателей в погонах»?
Сейчас генералы проводят эксперимент. Военные ведомства пытаются аккуратно «вписать» четыре основные религии — православие, ислам, иудаизм и буддизм в армейскую жизнь. По результатам этого эксперимента и будет определена целесообразность присутствия в войсках представителей той или иной конфессии. Но и без эксперимента ясно, что основное бремя на себя возьмут православные священники и муллы.
По Конституции России каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания. Как раз это право и может помешать созданию института полковых священников. По мнению главного «воспитателя» Вооруженных сил генерала Резника, Русская православная церковь и другие конфессии не готовы к решению этой проблемы. Служителям разных религий трудно будет договориться.
Необходима четкая и взвешенная политика в отношении религии в Вооруженных силах. Иначе можно навредить так, что дойдет до межрелигиозных раздоров.