Комсомольская правда | 26.01.2006 |
Очередные русско-еврейские прения начинались с эпистолярных упражнений. В феврале прошлого года появилось так называемое «письмо 500», подписанное депутатами и деятелями культуры. А 11 января нынешнего 20-летний москвич Александр Копцев ворвался в синагогу с ножом и устроил резню.
Михаил НАЗАРОВ, историк, автор «Письма 500»:
— Думаю, что зацикливаться на этом преступлении нет смысла. Из истории других подобных случаев мы знаем, что еврейская сторона часто использует их как прием в борьбе против патриотов. Например, в одном российском городе была разрушена синагога, и на суде выяснилось, что сами евреи наняли человека для этого. Во Франции прошли погромы на еврейских кладбищах, народ вышел на демонстрации протеста во главе с президентом. А потом выяснилось, что сын раввина разрушал эти могилы. Так что я и здесь не поручусь, что это не подобие поджога Рейхстага. Я предлагаю лучше подумать: кому это выгодно?
— Цитирую французского писателя-еврея Бернара Лазара: «Проблемы евреи имели со всеми народами. Везде возникал антисемитизм. Причину его нужно искать не в этих народах, а в нас самих». Это честный подход. И цель нашего «Письма 500» была в том, чтобы обратить внимание на первоисток конфликта еврейской диаспоры с народами стран, в которых она проживает.
— Давайте призовем еврейские организации отказаться от этой книги и способствовать тому, чтобы не появлялись идиоты, которые могут сделать из нее… примитивные выводы, как это, возможно, было сделано в синагоге на Большой Бронной.
Андрей САВЕЛЬЕВ, депутат Государственной Думы:
— Я и сегодня готов это «Письмо 500» еще раз подписать. С точки зрения русского, я вижу несколько простых пунктов, которые нас отличают. Прежде всего евреи постоянно говорят только о себе. Ни о стране, ни о всем народе. И любое событие они превращают в обсуждение своих проблем. Большинство евреев не интересуются национальностью своего соседа. И только гиперактивное меньшинство превращает отсутствующую проблему в реальную. То есть конфликты между русскими и евреями возникают из-за этого меньшинства.
Существует солидарность прессы с этой еврейской гиперактивной группировкой. В нашей прессе никогда конструктивного обсуждения проблем между русскими и евреями не было. Мне кажется, подобные вещи должны обсуждаться в специальной комиссии, которую мы можем создать. Вместо того чтобы брезговать друг другом, давайте попробуем!
Александр ДУГИН, философ, политолог:
— Молодой человек, который ворвался с оружием в храм, ранил ни в чем не повинных людей. Это, на мой взгляд, как раз акт межконфессионального и межэтнического терроризма. Евреи живут в контексте большого народа, и, благодаря тому, что евреи — меньшинство, они имеют право на то, на что большинство не имеет. Право быть защищаемыми.
Увы, русский национализм практически всегда основан на ненависти к евреям или кавказцам. Я считаю, что категорически вредно для русского народа начинать свое национальное развитие с борьбы против кого-то. Надо начинать с позитивных ценностей. С утверждения наших национальных, религиозных и культурных корней.
Михаил БАРЩЕВСКИЙ, адвокат, писатель:
— Вот депутат Савельев одновременно готов и вести диалог, и подписывать письмо против всех еврейских религиозных организаций. А с кем вести диалог?
И еще. Я считаю себя русским. Более русским, чем кто-либо! У меня было много возможностей остаться за границей. Но не могу я без березок и русского языка. Не мо-гу! А что, кроме любви к Родине, может определять национальность человека? Вера? Открою одну адвокатскую тайну. Завещание патриарха Пимена писал я, еврей. И заверял его нотариус, тоже еврей. Критерий у иерархов церкви в этом случае был один — можно доверять человеку или нельзя. Событие это стало для меня на всю жизнь успокоительным лекарством. Поэтому не верю, когда говорят об антииудаизме православия.
Россия — действительно православная страна. И мусульмане с иудеями должны быть благодарны русскому народу за широту и понимание их религий.
Я согласен с Дугиным. В патриотизме нет ничего плохого, патриотизм — это любовь к своим корням. Утверждать, что патриотизм всегда направлен против кого-то, — понижать статус культуры нации. Это значит — считать, что она, культура, питается только за счет врага.
Александр БЕЛОВ, юрист, координатор «Движения против нелегальной иммиграции»:
— Вся семитская и антисемитская литература выходит настолько малыми тиражами, что не представляет никакой опасности для дружбы между народами. В России нет антисемитских групп, которые бы регулярно били евреев. Копцев не был скинхедом.
И у меня есть такое чувство, что кто-то не хочет, чтобы российское еврейство финансировало просвещенных русских националистов. Возможно, это выход из сложившейся ситуации. Есть еще у меня два пожелания — к евреям и русским. Я слышал, что еврейская община собирается проводить в школах уроки толерантности, на которых евреи будут рассказывать, что хорошего они сделали для русских людей. Боюсь, эффект опять будет обратный. Но если они пройдут по школам, рассказывая о хороших делах русских (например, как они спасали евреев во время Великой Отечественной), не забывая напоминать о том, что они, рассказчики, евреи, — мы получим нужный, толерантный результат.
И еще, лучший способ решить «еврейский вопрос» такой — если где-то обижают русских, первыми должны вступаться евреи. Будьте уверены — очень скоро между нашими народами не будет никаких проблем…
Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:
— Национальная тема в России — действительно табу, и называть кошку кошкой считается неполиткорректным. Но везде, где существует более одной национальности, всегда есть национальный вопрос.
Сегодня в мире торжествует идея мультикультурности и всеобщего равенства: национальность не важна, вероисповедание не важно, важно только гражданство. Но Англия вдруг сталкивается с невиданным явлением. Как это, свои же, йоркширские парни взорвали метро! Но дело-то в том, что они свои только по гражданству, в остальном они мусульмане… Из этих асимметрий и следует исходить. И поскольку мы говорим на русском языке в столице России, а не на иврите в Израиле, нужно решать, как евреям приспосабливаться к русским, а не наоборот. Это понятно и естественно.
Последнее десятилетие у нас тут бегают с идеей, что коллективная ответственность — это неправильно и преступно. То есть все хорошее, что сделал мой народ, идет мне в плюс, а ко всему плохому я отношения не имею. Но, отрицая коллективную ответственность, отрицается идея народа как целостности. По тебе судят о твоем народе, и никто никакие резолюции ООН с тебя этот груз ответственности снять не может. Мы живем в России, и евреи это категорически не желают понимать. А это плохо.
Джордж Буш заявляет, что новогодняя елка теперь просто «праздничное дерево». Дескать, не все народы празднуют Рождество, и эта елка оскорбляет чувства других верующих. Но мне трудно представить на Красной площади, в месте глубоко российском, русском и православном, празднование Хануки. Думаю, такая «политкорректность» спровоцирует отрицательное отношение к евреям в России… Вот эти вопросы и придется решать всю оставшуюся жизнь… Мы действительно способны устроиться ловчее всех других, но надо скромнее держаться, давать меньше поводов для пересуда. И когда у человека срывает крышу и он врывается с ножом в синагогу, это всего лишь мелкий, точечный прорыв. И дай Бог, чтобы этот случай был самым страшным.
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
— Я бы хотел обратить внимание, что Патриархом Алексием Вторым было сразу же отправлено соболезнование еврейской религиозной общине. Что касается книги Шулхан Арух, которая, по словам одного из участников «круглого стола», была первоистоком трагедии в синагоге, то она написана в XVI веке. Это время страшных погромов, когда беременным женщинам вспарывали животы и зашивали в них живых кошек. Чудовищные деяния рождали чудовищные слова. Эта книга — реакция людей в состоянии крайнего стресса. Но в том же «Письме 500» была своя правда. Потому что ни одна из традиционных религий не может похвастаться, что она такая вся белая и пушистая. Есть школы богословия любви, есть школы богословия ненависти.
Я хотел бы спросить у Александра Бороды точку зрения иудаизма на эту историю.
Александр БОРОДА, глава Федерации еврейских общин России:
— В процентном соотношении в XVI — XVII веках евреев погибло больше, чем при Гитлере. Поэтому и писалась эта книга. Например, запрет принимать роды объяснялся тем, что в случае смерти ребенка может пострадать вся еврейская община. Безусловно, сейчас это неактуально. Я хочу, чтобы в России все народы жили в мире и дружбе. Все века еврейское существование не было агрессивным, оно устанавливало форму защиты…
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Перепись 1989 годаРусские — 81,5% (120 млн.)
Евреи — 0,3% (540 тыс.)
Перепись 2002 года
Русские — 80% (116 млн.)
Евреи — 0,1% (230 тыс.)
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Мы должны быть лучшими союзниками
После трагедии в синагоге на Большой Бронной и журналисты, и политики в России подняли жуткий шум. Госдума в пожарном порядке взялась принимать законы против антисемитизма. Но от этой истерики проиграли все. На следующий же день погром в синагоге чуть не повторился уже в Ростове-на-Дону.А все потому, что никто даже не попытался выяснить: чего это русские с евреями после 250-летнего вполне мирного совместного проживания вдруг разругались? Что делить, на что обижаться? Обсудить все это спокойно и взвешенно, глаза в глаза, а не призывами из телевизионного ящика.
«КП» попыталась начать диалог. Мы пригласили в редакцию авторитетных русских богословов и патриотов и усадили напротив уважаемых представителей еврейской диаспоры. Драки не было. Зато выяснилось, что кого-кого, а русский народ в повальном антисемитизме заподозрить сложно. Скорее наоборот. Русские сделали для евреев, пожалуй, больше, чем любой другой народ. Как раз сегодня, 26 января, 60-я годовщина холокоста. И именно Советская армия, русский народ вызволили сотни тысяч евреев из фашистских концлагерей.
Россияне гордятся, что дали миру многих гениев с еврейскими корнями.