Русская линия
Православие.Ru Гермоген Шиманский26.01.2006 

О службах особенных, совершаемых церковью по известному случаю или по потребностям христиан

Богослужебные книги, употребляемые в частных и особенных случаях. Книги, которые относятся к частному богослужению, бывают двух родов. Одни из них имеют свое особое содержание; это книги — Требник, Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви; Последование молебных пений и др. Книги второго вида по своему содержанию представляют собой извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении, и приспособлены для частного (домашнего) употребления; это — Акафистник, Каноник (содержащий в себе молитвы утренние и вечерние, ряд акафистов, молитвы ко Причащению и месяцеслов), Молитвослов, Правильник и др.

Предметом нашего изучения являются богослужебные книги первого вида, а именно — Требник, архиерейский Чиновник, Чинопоследование соединяемых из иноверных и Книга молебных пений.

Требник, его состав, построение и древность происхождения. Требник содержит в себе священнодействия и молитвословия, совершаемые по нужде, по «потребности» одного или нескольких христиан. Эти священнодействия и молитвословия обозначаются общим именем треб, откуда и самая книга получила свое название.[1] В особенности этим именем обозначаются таинства, которые составляют необходимую потребность для христиан.

Требник различается — Большой, Малый и Дополнительный.

Большой Требник по своему содержанию делится на две части.

В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или большей части христиан. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность.

Требник начинается молитвой, которой Святая Церковь принимает младенца при его рождении — молитвой жене в первый день рождения младенца. После этого следуют молитвы наречения имени новорожденному младенцу, молитвы жене-родильнице после 40 дней и чин воцерковления младенца. Далее в Требнике излагаются чинопоследования и самые священнодействия пяти таинств (кроме таинств Евхаристии и Священства). В случае тяжкой болезни в Требнике дан чин приобщения Святых Таин больного на дому. Наконец, Святая Церковь призывает благословение на воду, которой, по молитвам Церкви, сообщается действенная сила на душевную и телесную пользу верующих — в Требнике есть чин последования малого и великого освящения воды.

Посвятивших себя в девстве (в монашестве) на служение Богу Церковь напутствует соответствующими наставлениями и молитвословиями; для этого в Большом Требнике находятся последования одеяния рясы (рясофора), малой и великой схимы.

После этих последований в Требнике излагаются последования об умерших: погребения мирских человек, монахов, священников, младенцев и чин погребения на Пасху.

Этим заканчивается первая часть Требника.

Вторая часть Большого Требника содержит в себе, главным образом, молитвословия на разную потребу, а именно: на освящение вещей, зданий, овощей, молитвы при начале труда, при благословении яств на Пасху, последование о учении отроков; молитвословия об отгнании злых духов, затем последования, относящиеся к общественному богослужению: чин умовения ног в Великий Четверг и чин вечерни в день Пятидесятницы, молебные пения на разные случаи, чин присоединения к Православию и чины на освящение храмов (священником) и, наконец, Номоканон. В приложении помещены месяцеслов и в алфавитном порядке имена святых.

Малый Требник — сокращение Большого Требника; он заключает в себе требы, которые совершает приходской священник для прихожан. Первая часть Малого Требника по содержанию, за немногими исключениями, такая же, как и в Большом Требнике. Из второй части Большого Требника в Малый Требник внесены наиболее употребительные чины и молитвословия: молитвы на благословение разной пищи, на освящение зданий и водохранилищ; молитвы при освящении оскверненного, благословение соли, сеяния и пр. В приложении Малого Требника помещено краткое извлечение из Номоканона «нужнейших правил», месяцеслов, индиктион и зрячая Пасхалия.

В Малый Требник вошли также молитвословия, которых нет в Большом Требнике:

молитвы крещения вкратце;

канон молебный Иисусу Христу и Пресвятой Богородице на разлучение души от тела («отходная»);

молитвы на Рождество Христово «сыновом духовным»;

молитва в начале поста Святой Четыредесятницы.

Дополнительный Требник содержит молитвенные чины освящения храма архиереем и освящения вещей, принадлежащих, главным образом, храму, которые освящаются иногда вместе с храмом, а иногда особо (священные сосуды, покровцы, священнические одежды и одежды престола и жертвенника, различные иконы, нательный крест, колокол и др.). Первое отдельное издание Дополнительного Требника было, по благословению Святейшего Синода, в Киево-Печерской лавре в 1863 году. В последних синодальных изданиях он помещается во второй половине Требника в двух частях.

Все обряды, указанные в нашем Требнике, без сомнения, носят характер глубокой древности. Что касается молитв, то одни из них принадлежат IV веку, а другие появились по мере развития внешней стороны богослужения в последующее время до XI века включительно. Таким образом, с течением времени Требник умножался в своем составе.

В Греческой Церкви он, в соединении со Служебником, составил одну книгу под названием Евхологиона, или Молитвослова. С какого именно греческого издания был первоначальный перевод нашего Требника — неизвестно, так как у греков было много разных его изданий, которые все, будучи сходны между собой в главном, разнились в подробностях.

Первоначальный Требник, перешедший к нам от болгар и переведенный свв. Кириллом и Мефодием, был в употреблении только до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. При этом князе грек Феогност, поставленный в митрополита Всероссийского, привез (в 1328 г.) с собой греческий Требник, изданный в самой Греции, вероятно, около этого времени. Новый Требник был переведен на славянский язык и вошел в употребление во всей Русской Церкви.

С течением времени в этот Требник вкрались погрешности, и он был исправляем при патриархах Филарете (в 1624 г.) и Иосифе. Однако эти исправления не положили конца разногласиям разных Требников между собой. В 1646 г. знаменитый Киевский митрополит Петр Могила издал Большой Требник, имея в виду устранить разные заблуждения, вкравшиеся с Запада в Церковь юго-западного края. Свой Требник, как сам он замечает, Петр Могила собрал из разных греческих и старинных славянских Требников. Этот Требник заключает в себе подробное изложение последований и молитв с присоединением для священника наставлений догматического, обрядового и практического содержания. Но Требник Петра Могилы не прекратил разногласий, потому что был или неизвестен, или не принят в Москве.

Наконец, употреблявшийся в Москве Требник был исправлен при патриархе Никоне (1655 г.), а патриарх Иосиф II сократил его, поместив в нем самые необходимые для священника последования, молитвы и правила. Этот сокращенный Требник и употребляется в настоящее время в Русской Церкви.


[1] Древнее название Требника — «Потребник».

Гермоген Шиманский «Литургика: Таинства и обряды.»

http://www.pravoslavie.ru/put/60 125 115 816


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика