Русская линия
Радонеж Василий Анисимов21.05.2009 

О ситуации в УПЦ накануне визита Патриарха Кирилла
Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым

— Василий, давай поговорим о ситуации в УПЦ после прошлогодних визитов в Киев Константинопольского и Московского патриархов и накануне визита Патриарха Кирилла. Что-то изменилось в отношении власти к Церкви?

— А с твоей точки зрения, что должно было измениться?

— Почти всё. Ведь юбилей продемонстрировал единство Церкви, а самое главное — все увидели, где правда, где истинная Церковь, а где — самозванство, раскол.

— Юбилейные торжества в Киеве это продемонстрировали народу, общественности, но не власти. Она не ставила задачу узнать правду. Когда-то мне рассказывали любопытный случай из глубинки. В одном селе была наша община, а власть решила создать раскольничью, привезла филаретовского священника, ну и, как водится, начался конфликт, разделивший село. Каждый отстаивал своё, дело дошло до драк. Тогда старушки собрались, посовещались и написали письмо Иерусалимскому Патриарху, рассказали о ситуации и просили объяснить, кто прав. Нашли каких-то знакомых, и через них доставили письмо в Иерусалим. От Патриарха пришёл ответ, в котором указывалось, какой священник законный, а какой — самозванец. Письмо зачитали на сельской сходке, филаретовца выгнали из села и помирились. Я понимаю, что в этом случае люди запутались и хотели знать правду. У нас же Константинопольского Патриарха везли для провокации против Церкви, которая сорвалась.

— А почему она всё-таки сорвалась?

— В первую очередь благодаря Святейшему Патриарху Алексию, который несмотря ни на что прибыл на торжества, стойкости Блаженнейшего Митрополита Владимира, активности православных братств и позиции общественности. Ведь лидеры всех основных партий Украины — и Янукович, и Тимошенко, и Симоненко, и Литвин, и Мороз, и Витренко — не только отказались от участия в президентских церковных играх, но и дали им нелицеприятную оценку. Если бы мы ещё отказались от участия в акции под названием «первый визит Константинопольского патриарха в Украину», то кроме рекрутированных властью бюджетников никто бы в ней и не участвовал. Так что поле для провокации было очень узким, поэтому на неё и не решились. Правда, сегодня анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет) утверждает, что это он сорвал учреждение Константинопольской юрисдикции в Украине.

— Каким образом?

— Он рассказывает, что секретариат президента неоднократно их возил в Стамбул, где они с Константинопольской патриархией договорились, что филаретовцы переходят в юрисдикцию Константинопольского патриарха, а тот затем объявляет их автокефальной церковью. Но во время визита оказалось, что в юрисдикцию готовы принять, а вот автокефалией объявят когда получится. Поэтому он уперся рогом и не согласился: чем, мол, стамбульское ярмо лучше московского?

— И этому можно верить?

— Я думаю, он прекрасно понимает, что является отыгранной картой при любых раскладах. И если бы он каким-то образом оказался в юрисдикции Константинополя, то его и там первым бы делом запретили. А разоткровенничался он с одной целью: опять поссорить Москву и Константинополь. Ведь Святейший Патриарх Кирилл собирается нанести визит и Патриарху Варфоломею, который позиционирует себя как символ братского единства Православных Церквей. А тут оказывается, что Константинополь вместе с нашей властью пытался «по-братски» разъединить Православную Церковь в Украине.

— Ну, а сам-то Филарет Денисенко какие-то уроки для себя вынес?

— Председатель наших православных братств Валентин Лукияник ходил к нему, убеждал, что хватит мутить воду: новый патриарх избран, пора завершать раскольничью деятельность. Но он говорит: «они всё равно с меня анафемы не снимут».

— Но ведь он уже в летах, девятый десяток разменял, о вечном пора задуматься?

— Пусть он живёт до ста лет и больше. И нас переживет, пока не созреет и не наберётся мужества стать на дорогу правды. Не дай Бог, умрет без покаяния, то зачем тогда мы столько лет, бумаги и чернил перевели, изобличая и разоблачая его гордыню и церковные преступления? К тому же, знаешь, люди как-то стекленеют, окаменевают в гордыни. Помню, спрашивал журналистку Марину Цвигун — тогда Кривоногов её возвёл в «матери мира» — о её странном статусе. Она была очень смущена, говорила, что сама ещё «не пробудилась», это вот пророк Юрий Кривоногов её такую «узрел». А через два-три года уже — истерический крик, наводящий ужас на «белых братьев»: нет Бога кроме Бога! Ну, а богом она считала уже самою себя.
Филарет, как известно, ушёл в раскол, назначил себя заместителем автокефального лидера Мстислава, которого до этого клеймил святотатцем и самозванцем, даже памятки по приходам рассылал, чтобы никто к автокефалам на выстрел не приближался, иначе в аду будут. 26 июня 1992 года, когда он объявил об этом на пресс-конференции, я спросил у него обо всех этих парадоксах. Он тоже был очень смущён, сказал, что это лишь временно, он по-прежнему поминает Святейшего Патриарха Алексия, и всё утрясётся через несколько месяцев. А пару лет спустя стал вещать о себе, как о «данном Богом Украинской Церкви». Уже окостенел в этом самомнении. Вот недавно в Оперном театре проходили торжества по случаю 80-летия Филарета. Было забавно слушать, как Филарет объявляет Виктора Ющенко «посланным Украине Богом», а тот Филарета — «даром Божьем нашему народу».

— Это серьезно?

— Думаю, играли на публику. Они оба политики-прагматики, и прекрасно знают для чего друг другу нужны. Виктор Андреевич очень долго выступал на юбилее, разоткровенничался, рассказал, как они с Филаретом и с УПЦ-КП ковали ему победу на президентских выборах. Признаться, от таких откровений я чуть диктофон из рук не выронил. Ведь нас четыре года и власть, и религиоведы, и униаты, и вся политологическая свора «прессовали» за «политическое православие», за то, что верующие якобы голосовали только за одного кандидата, хотя никаких фактов политической агитации Церкви так и не привели. А сами-то с филаретовством, оказывается, организовали настоящий предвыборный агитпроп, тактику и стратегию выборной кампании осуществляли, им даже, поведал президент, радуга при этом являлась! К тому же Виктор Андреевич вполне осознаёт, что всё это — незаконно. Он так и заявил: я, конечно, не должен был этого говорить, и советники мне за это шею намылят, но, положа руку на сердце, хочу спросить: а кого, как не украинского кандидата должна поддерживать украинская церковь? Оказывается, из всех кандидатов в президенты только В. Ющенко был «украинским», а из всех церквей — филаретовский раскол! Да ещё, пожалуй, и уния, ибо их предводитель кардинал Гузар тоже сидел на торжествах в честь юбилея отлученного от Церкви человека. В какие ворота это лезет? Впрочем, Филарет и начинал свою борьбу за выживание с того, что в 1991 году организовал предвыборный фонд тогдашнего кандидата в президенты Леонида Кравчука, этим до сих пор и промышляет. Благо, выборы у нас частые, и спрос на его услуги не скоро иссякнет.

— А как он сам относится к своему отлучению от Церкви?

— Говорит, что «анафема не сработала». Очень любопытно объясняет, почему не признает анафемы. Обращаясь к филаретовцам, собравшимся в зале театра говорит: «Вот вы пришли меня поздравить. Если бы вы признавали мою анафему, то вы бы не пришли. А если вы пришли, значит, вы не признаёте анафемы. А если вы не признаёте, то почему я должен её признавать?» Логика — Аристотель отдыхает! Хотя ведь всякому нормальному человеку очевидно, что анафема сработала, ещё и как. Когда у нас ещё первый самозваный патриарх Мстислав появился, и власть его приветила, один старый священник мне сказал: «Бог такого не простит, горе нашей власти, горе Украине». И Кравчук, и Кучма, певшие панегирики Филарету, уходили с позором, а что будет с Виктором Ющенко — его уже теперь жалко. От него не только оранжевые соратники отвернулись, но и собственная партия убежала к Тимошенко. На днях самая преданная его опора, глава секретариата Виктор Балога, о котором Ющенко говорил «Балога — это я», бросил патрона, заявив, что тот «морального права не имеет» баллотироваться в президенты на второй срок. Даже любимый президентом гетман Иван Мазепа по отношению к царю Петру так не поступал: сбежал к шведам молча. Во власти — бардак: ежегодно меняется по правительству, министры не успевают чемоданы распаковать, а их уже гонят. Как власть относится к Церкви, так Бог относится к власти.

— Но и Виктор Ющенко, и схизматики говорят о стремлении к единству

— Так и мы за единство. Но это должно быть единство церковное, а не то, что у президента в его «Нашей Украине», где каждый второй каждому третьему дулю показывает, а все вместе — своему лидеру. Церковное единство — это возвращение в Церковь, к Богу, прихожан, общин. Во многих наших епархиях раскольничьи общины возвращаются в благодатное лоно Церкви, и это надо поощрять и поддерживать. Это самый верный, канонический путь. Чтобы примириться человеку или общине с Богом, Церковью, отнюдь не обязательно вести сюда Константинопольского патриарха. Для этого нужны вера, мужество и совесть. Идут переговоры с УАПЦ, у неё общин в 20 раз меньше, чем у нас, но это наши братья, которые ушли в раскол под давлением, большей частью, политических обстоятельств.

— Но ведь обстоятельства давно сменились?

— Конечно. В автокефалию, и даже в унию общины и священники бежали от самодурства Филарета и Евгении Петровны (так свой уход в раскол объяснял и автокефальный «первоиерарх» Иоанн Боднарчук), от тотального контроля КГБ и власти, которые Филарет насаждал, олицетворение чего он, собственно и являлся. Но также уходили под давлением, а часто и прямым насилием со стороны униатской или кравчуковской местной власти. Власти действовали против православных разбоями, погромами, шельмованием в СМИ, снятием общин с регистрации, отбором и передачей храмов и имущества униатским и раскольничьим общинам. Сегодня филаретовский фактор в Церкви отсутствует, Филарет изгнан и отлучен от Церкви. Власть на местах стала более демократичной, былых давителей, за исключением Галиции, стало поменьше. Поэтому для возвращения к единству есть условия. Если община была загнана в раскол властью, политиками, или ей не разрешали регистрироваться, как УПЦ, а только как УАПЦ или УПЦ-КП (а такую политику структуры Госкомрелигий повсеместно проводили на местах), то их могут принять. Проблемы будут с «младофиларетовцами».

— Что ты имеешь в виду?

— Понимаешь, филаретовский раскол покалечил не одну сотню молодых людей, в основном из Западной Украины. Ведь это регион дотационный, депрессивный, в основном люди перебиваются сезонными заработками на сельхозработах заграницей. Филарет же наоткрывал свои «духовные заведения», где невежды учат невежд. Хорошо, если в них есть хоть один наш беглый священник, который научит хотя бы в какой руке кадило надо держать. Но родители, чтобы спрятать от службы в армии, ведут детей туда, платят деньги, они в 18 лет становятся «священниками», 20 — «архимандритами». А работы всё равно нет, не морковку же ехать собирать в Польшу или клубнику в Испанию. Их наряжают в священнические одежды, и они зависают на кладбищах с надеждой кого-нибудь отпеть или помянуть, бродят в поисках чего-нибудь «освятить» или занимаются захватами наших храмов, отбивают себе места для пропитания. Наши архиереи их брать не хотят, потому что едва ли не все на них уже обожглись. Один наш архиепископ, он родом из Львова, рассказывал мне, что принял сразу трех филаретовских «священников» с покаянием, перерукоположил, направил на приходы (в УПЦ вакансий много — священников не хватает), а через два месяца по требованию общин уже самому владыке пришлось всех троих выгонять, запрещать в священнослужении. Потому что ни службы не знают, ни пастырской работы, понятия не имеют о священническом достоинстве, дисциплине, ибо их ничему, кроме злобы к Православной Церкви у Филарета не научили. Они хотят только кушать.
То же самое с филаретовскими «архиереями», из них вряд ли кто-то хоть день в монастыре провёл. Все послушания прошли лишь в своем воображении. Тоже кушать хотят, паразитируют на православии. Один филаретовский архиепископ недавно решил вместе со своей епархией с покаянием вернуться в Церковь. Так филаретовцы ему во след целое ведро компромата вылили. Как он мог с этим всем быть у них членом «священного синода»? Наверное, он искренне раскаивается, но как с такой «биографией» его принимать? Так что они везде — проблема: и в расколе, и когда возвращаются. Знаешь, если бы самому Филарету, когда он был экзархом, привели для воссоединения всё то, что он, будучи в расколе, выпестовал, то он гнал бы их всех поганой метлой.

— Неужели так всё безнадежно?

— Вот на Пасху, комментируя трансляции из Владимирского Собора, главный филаретовский пропагандист бывший парторг Степовик назвал Божественную литургию «концертом», и заявил, что в таком определении нет ничего зазорного, ибо «церковь должна славить Бога всеми видами искусства». Самым умным в расколе считается Димитрий Рудюк. В начале 1990-х он был студентом истфака и Филарет нам его показывал, что вот, мол, студенты не боятся показываться в Церкви. Сейчас он уже у филаретовцев «митрополит», ректор их «академии». Недавно мне передали его последний «богословский» труд, который посвящён Филарету. В аннотации Рудюк пишет, что в новой книге автор «снова, неповторимо и по-новому осмысляет жизненный путь» своего патрона. Село и люди! Такой вод уровень: нарцисс на нарциссе. Неповторимые, богопосланные и богодарованные!
Безнадежного, конечно, ничего нет. Но с раскольниками надо много работать, переучивать, перевоспитывать. Но надо, чтобы они сами тоже стремились к единству, братству, выдавливали из себя ложь и злобу, как раба, по капле, учились, трудились. А этого ни президент, ни Блаженнейший Владимир, ни Патриарх Кирилл, ни патриарх Варфоломей за них делать не будут.

— Однако Президент Виктор Ющенко по-прежнему является сторонником единой поместной Церкви.

— Он в этом продолжает линию Кравчука-Кучмы. Недавно Госкомитетет Украины по делам религий опубликовал свой ежегодный отчёт по религиозной проблематике, в котором приводится статистика. Согласно ей около 70 процентов православных общин страны — это общины УПЦ, Остальные — это страрообрядцы, автокефалисты, филаретовцы и прочие, кого наши религиоведы относят к «православным деноминациям». Этот Госкомитет все годы независимости, выполняя установку президентов, занимался созданием этой поместной церкви, пестовал расколы. Данные его по расколам явно завышены, по УАПЦ — в два раза (что доказано), столько же — по филаретовцам. В реальности около 85 процентов православных общин Украины принадлежат нашей церкви. Если за 18 лет давильни, административного пресса, пропаганды и пр. смогли выдавить из православия в расколы 10−15 процентов общин, то, пожалуй, пора понять бессмысленность этой затеи. Историческое сознание народа, его менталитет, основанный на единстве Русской Православной Церкви, частью которой является УПЦ, невозможно изменить или вытравить. Я думаю, что понимание этого уже есть у подавляющего большинства наших политиков.

— В связи с предстоящим визитом Святейшего Патриарха Кирилла на Украину появилось много материалов. В беседе журналиста Евгения Киселева с архимандритом Кириллом (Говоруном) говорится, что многие ваши политики боятся патриарха, как проводника некоей имперской политики России в Украине. На Украине действительно считают Патриарха империалистом?

— Во-первых, я не знаю наших политиков, которые боятся патриарха, по-моему, его все уважают. Более того наше единство с Русской Православной Церковью у подавляющего большинства наших политиков не только не вызывает аллергию, но и приветствуется. Янукович, Тимошенко, Симоненко, Литвин, Мороз, Витренко — а это 90 процентов нашего политикума — хоть раз где-то выразили недовольство нашим единством с РПЦ? Напротив, они нас всегда поддерживали. Нашими прихожанами являются лидеры оранжевой революции, ближайшие соратники В. Ющенко — Порошенко, Луценко, Ехануров и другие. Есть небольшое униато-раскольничье лобби, которое возглавляет сам президент, но это отнюдь не вся наша элита.
Во-вторых, я не пойму где Киселев с о. Кириллом увидели «имперскую политику»? В религиозной сфере в Украине у Росси никогда не было не только имперской, а просто нормальной. За что преследовали и преследуют наши общины? Ведь все их члены — граждане Украины, они нигде и никогда не нарушили ни одного закона. Почему же их могут шельмовать, выгонять из храмов, отбирать имущество? Только потому, что они, как их деды и прадеды, ходили в свою тысячелетнюю церковь Русскую Православную Церковь и не хотели переходить в новоделы, которые создавали наши президенты и политики. Ты можешь себе представить, чтобы кто-то захватил хоть один католический или протестантский храм в Украине? Уже через час и президент, и министры сидели бы в американском или ватиканском посольстве и «разруливали» бы ситуацию. У нас же захватили с насилием несколько сотен храмов. И что же мы слышали из России? «Это внутреннее дело братской Украины»! В чём же здесь «имперская политика»? Вот высшие судебные инстанции Украины постановили вернуть нашим общинам захваченные раскольниками храмы в Ровно, Луцке, Рохманове. Власть годами не выполняет эти решения. США или Ватикан позволили бы такое, если бы касалось дело их общин? Вмиг бы все права верующих были бы восстановлены.

Недавно в Сумах председателю колхоза чего-то перестала нравиться наша община, он как феодал, решил выгнать её из храма, и завести другую «патриотическую», филаретовскую. Наша община молится на улице. Это нарушения прав верующих, законов страны. Святейший Патриарх Кирилл прислал им письмо поддержки. Такое случилось впервые за 18 лет. Может, это — «имперские интересы»?

— Не отразятся ли сложные политические и прочие процессы в Украине на визите Святейшего Патриарха?

— Не думаю. Его пригласили и Церковь, и Президент, и премьер-министр, и лидеры оппозиции. Несмотря на все сохранившиеся реликты тоталитаризма — вмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви и пр. — мы всё-таки демократическая страна, где научились толерантному отношению к оппонентам. Святейший Патриарх едет к православным верующим с пастырским визитом, и этот праздник никому не удастся испортить.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3046


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика