Русская линия
Православие и современность19.05.2009 

Иеросхимонах Ефрем Катунакский: Милость Божия огромна

Старец Ефрем прожил на Святой Горе 65 лет (из них 42 года — послушником) и всей своей жизнью прославил святое послушание, которое является основой правильного монашеского устроения. Не случайно в 80-е годы старец поддерживал молодые братства, которые возрождали общежительный устав афонских монастырей. Отец Ефрем не оставил после себя какого-либо систематизированного учения. Во время ежедневных бесед с учениками он использовал примеры из собственной жизни, из писаний святых отцов, из жизни и духовного наследия своего великого наставника старца Иосифа Исихаста. Любимыми темами его наставлений были послушание и молитва.

Святость. Добродетель. Труд

Если ты будешь внимателен, то заметишь, что Христос сначала молится Отцу, а потом приступает к чудотворению.

Если человек хочет спастись — он должен все время подвизаться. И первая его задача — это победить самого себя. Сам человек, в своем собственном коварстве — главный враг самому себе. И это потому, что не слушает другого, а слушает только то, что говорит ему помысл. И это в то время, как мы имеем столько святых отцов, чтобы, читая их творения, подражать им. Но очень часто господствует наше собственное «я». Когда человек победит самого себя — он наибольший великомученик и победоносец перед Богом.

А крест — он всегда присутствует. Почему? Потому что Глава наш взошел на Крест — и мы взойдем. Но, с одной стороны, Крест сладок и легок, а с другой — он горек и тяжел. Но и это от нас зависит. Если возьмешь с любовью крест Христов, он будет легок, как губка или пробка, а если как-то иначе, тогда он станет тяжел и неподъемен.

Поэтому я и говорю: где бы ни находился человек, пусть не теряет надежды, не унывает, не смущается. Господь знает и по известным Ему причинам испытывает тебя. Можешь выдержать эту скорбь? Могу. Получишь дар взамен. Не можешь? — И то, что имел, отниму от тебя. Мне не нужны трусливые люди, как те, которых послал Моисей разведчиками: Видели сынов гигантов, и перед ними мы как саранча (ср.: Числ. 13, 34). Так? Да, но кто говорит это? Кто говорит? Не скорый на послушание говорит: Лев при дороге и убийцы на площадях (ср.: Притч. 26, 13). Трусливый человек ничего не стоит, тогда как храбрый всегда выходит победителем. Понял?

Нигде Священное Писание не предписывает оправдываться. Святые не только не оправдывались, но и добровольно страдали за других.

Будь терпелив, борясь со своими страстями. Но будь терпелив и к моим. Так станешь святым.

Молитва

Лучшая молитва та, которая только что родилась у тебя. Хочешь прочитать правило ко Причащению, чтобы причаститься? Недостаточно. «От скверных устен, от мезкаго сердца..», — читаем, но ничего не понимаем, что говорим. Ты сам найди молитву. Тогда поймешь, что ты хочешь сказать Богу. В этом кроется огромная сила, огромная!

Человек, когда молится Богу, как бы впитывает в себя свойства Божии. Бог, скажем, добр, не гневается, долготерпит. И к тебе после молитвы приходит долготерпение. И если этот или другой кто тебе навредит — не страшно, неважно это, потому что благодать тебя одаривает и впоследствии соделает непрерывно молящимся. Да, получил этот дар, молясь Богу, — получил и свойства Самого Бога.

Иной раз нас Господь испытывает, чтобы пробудить от спячки. Посылает тебе какое-нибудь искушение. Господь хочет тебя разбудить: «Не спи, не спи, твори молитву!».

Когда Господь посещает нашу душу, Он желает найти ее в молитве. Да не будет душа наша и разум наш в парении! Это печалит Бога. Можем мы целый день держать себя во внимании? Это нам поможет.

Милость Божия огромна. Старец Иосиф нам говорил, что не только с помощью Божественной литургии, но и молитвой можно вызволить душу из ада.

Молился старец Иосиф длительное время за одну душу. В конце концов, как он нам сказал, было ему видение, в котором эта душа призналась: «Великий день для меня сегодня — иду в новый свой дом». Так он получил извещение, что эта душа спаслась.

Чтение

Святые отцы знают, что говорят, знают. Открываются очи души. Поэтому будем читать отеческие книги и Божественное Писание. Нет свободного времени? Хотя бы полчаса каждый день читай. То очищение, просвещение, которое получишь, читая Божественное Писание, будет тебя поддерживать весь день и ночь.

О священстве

Я всего лишь гимназию закончил, больше нигде не учился. Записал имена всех своих соучеников, учителей, преподавателей, начиная с первого класса школы до последнего класса гимназии. Когда их поминаю, то большую радость получаю. А это потому, что поминаю тех, кто трудился, чтобы сделать меня хорошим человеком.

Сейчас уже год, как я не служу литургию, потому что не слышу и не вижу, а все же хочется поминать эти имена и потихоньку-потихоньку их вспоминаю, и эти люди получают пользу. Поэтому, чадо мое, хочешь спасти свою душу за просто так? Как можно больше имен поминай!

Исповедь. Покаяние

Не сужу тебя за то, что совершил много серьезных грехов: нет, ты человек, как и все. Но сужу тебя за то, что не исповедуешься. Пал? Иди к духовнику. Снова упал? К духовнику, все к духовнику. И преподобная Мария Египетская начала с исповеди.

Авва Памво, когда еще был в миру, ходил с друзьями воровать сики (инжир) из соседнего сада: как-то заметил их сторож — бросились они бежать. У Памвы из платка, где были завязаны сики, выпала одна и, чтобы она не пропала даром, схватил он ее и съел. Вот и говорит авва Памво: «Когда вспоминаю эту сику, сижу и плачу..»

Так и я, когда вспоминаю непослушание, которое оказал старцу Иосифу, аки другий апостол Петр, сижу и плачу. Зачем я ослушался? А мог бы обогатиться.

Если тебя обличает совесть, то пойди и попроси прощения: «Брат, прошу тебя простить меня, согрешил». Это исправит твою ошибку. Следи за своей совестью, все мы, люди, друг перед другом виноваты: или что-то сказал тебе не так, или не исполнил того, что ты мне сказал. Поэтому совесть нас и обличает. Внимай этому, смиряйся и проси прощения у брата своего или старца.

Божия Благодать

Не могу удержать себя, поэтому и говорю об этом. Как тот муравей, который, когда находит пищу, бежит и рассказывает всему муравейнику, и все приходят за пропитанием. Святой Златоуст говорит: «Телец упитан, трапеза полна. Никто не уйдет голодным» (Слово на Пасху Господню). Так и я — не могу удержаться. Приходите и вы насытиться тем, что я нашел, — здесь сокровище!

Когда приближаешься к человеку духовному, то обогащаешься, приобретаешь.

На днях читали на вечерне Преображения — там, где Бог говорит к пророку Илии. Вначале был «ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. и не был там Бог». Затем «как в землетрясении, и не был Бог в землетрясении». И затем «огнь. И не в огне был Бог, а в дыхании тонком, там был Бог» (Ср.: 3 Цар. 19, 11−12). В дыхании тонком, которое, если Богу угодно, лишь ночью человек может ощутить. Днем трудно человеку воспринять это, потому что имеет много помыслов. А ночью это возможно.

Множество раз в церкви, в алтаре, я чувствовал присутствие Бога. Он извещает тебя. Многократно у старца Иосифа я не знал: я ли служу или Старец? Вся церковь была погружена в некую духовную сладость, как в мед: Старец служил, а я ощущал присутствие благодати.

Терпение

У одной игуменьи (не буду называть ее имени) был рак. Операции — одна, другая, а она молится, и вот увидела на престоле Пресвятую Деву.

«Проходите, преподобные», — говорит Пресвятая. Все преподобные прошли пред Ней, как на параде. «Проходите, великомученики».

Игуменья присутствовала при этом, и наконец пошла и она. Сделала поклон, поцеловала ручку Пресвятой (рука у Нее была, как бархатная). А Пресвятая и говорит ей: «Терпение, терпение, терпение». И здесь проснулась игуменья.

Что это значит? Если хочешь быть учеником или ученицей Христа, то обязательно взойдешь на крест.

Избавления от страданий ни один святой не просил у Бога. А просили все о даровании терпения. Если ты терпелив, то получишь и малую награду свою. А если не потерпишь, то ничего не заработаешь, никакой награды.

Слезы

Вместе с Иисусовой молитвой приходят и слезы, и хотя в малой степени, но все-таки зависит и от тебя, как обрести этот дар слез.

Поверьте мне, что слезы есть в некотором роде привычка. Если привыкнешь плакать, то и на следующий день плачешь, и далее, и дойдешь до того, что скажешь: «Почему плачу? Сам не пойму». Так-то.

Но, знаешь ли, какая со слезами происходит чистка внутри? Как ты стираешь майку свою, платок с мылом, так же действуют и слезы в молитве. Внутри тебя все очищается, очищается, очищается, и за первыми слезами приходят и другие.

От первых слез у вас заболит голова, потому что эти слезы — очистительные, все очищают внутри.

Затем приходят другие слезы — преображающие. Они и лицо ваше соделают красивым, преобразят его. Твоего ближнего, собрата твоего будешь видеть прекрасным, в духовном смысле, — вот что я имею в виду.

Есть еще и такие слезы, которые зависят от нашего подвига — от нашей ревности, от теплоты сердечной.

Славословие Бога

Молятся старец с послушником: «Восставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят..» и так далее.

«Ква-а, ква-а, ква-а», — квакают снаружи лягушки.

— Ну-ка, — говорит старец послушнику, — сходи к лягушкам и скажи: «Старец сказал, чтобы вы замолчали, потому что мы хотим вычитать службу».

— Благословите, батюшка, — он был настоящим послушником.

Видишь, не сказал: «Ты что, батюшка, пойду с лягушками разговаривать!». Нет. Послушание!

— Вот что, лягушки, старец сказал, чтобы вы сейчас же прекратили квакать, потому что мы хотим вычитать службу.

Тогда в ответ одна лягушка и говорит:

— Скажи старцу, что мы уже заканчиваем славословить Бога и скоро пойдем отдыхать.

И лягушки славословят Бога! Вся природа, можно сказать, песнословит, восхваляет Бога и, в зависимости от нашей чистоты, слышим и мы это мистическое славословие, которое даже камни совершают. «Огнь, град, снег, дух бурен…» (Пс. 148, 8), холмы и горы, деревья и рыбы — все славословит Бога! Но так как мы помрачили разум души нашей, мало мы это разумеем, мало.

Чем больше очищаешь себя, тем больше получаешь просвещения и понимаешь, что никакая тварь Божия не остается праздной, но все славословят Бога: и муха, и комар, и вол, и мул. Когда очистишь душу свою, тогда услышишь это тайное славословие Бога — в той мере, насколько очистишься. Услышишь и скажешь: «Несчастный человече, ты один не славословишь Бога!».

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6585&Itemid=3


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика