Собрание | Протоиерей Максим Козлов | 25.01.2006 |
В старой России университеты считались «светочами в темном царстве невежества» или «рассадниками нигилизма». В СССР их старались подчинить генеральной линии партии и боролись с «моральным разложением» студентов. Но едва ли кто в эпоху Победоносцева или Брежнева мог помыслить, что светский университет станет колыбелью для дружной православной общины. Между тем в наше странное время такое происходит все чаще, и на кипящую студенческо-профессорскую жизнь взирает строгий и светлый лик Христа Спасителя, призывающий и усердных тружеников науки, и полных сил весельчаков, и тех, кто уже отведал горькую чашу земных страданий.
Самая известная православная студенческая община сложилась при домовой церкви Святой Мученицы Татьяны Московского государственного университета. О ее жизни рассказывает настоятель Татьянинской церкви протоиерей Максим Козлов.
Учился на филфаке МГУ, где специализировался по латинскому и греческому языку. С 1985 года работает в Московской Духовной Академии и Семинарии, где в разное время преподавал древние и новые языки, историю католицизма, сравнительное богословие, риторику. С 1990 года кандидат богословских наук. Автор более 100 научных трудов, статей и переводов.
21 июля 1992 года рукоположен в сан священника Святейшим Патриархом Алексием II. Наиболее яркая сторона деятельности отца Максима связана с храмом святой мученицы Татьяны при МГУ. Кроме того, он является членом Совета Всероссийского Православного Молодежного Движения, отвечающим за работу со студенчеством.
Наряду с научными работами, широко известны книги отца Максима «400 вопросов и ответов о Вере, Церкви и христианской жизни» и «200 детских вопросов и недетских ответов о Вере, Церкви и христианской жизни».
Женат. Отец четырех дочерей.
Отец Максим, когда и кому пришла идея организовать православный приход при центральном ВУЗе нашей страны?
Идея возрождения домового храма Святой Мученицы Татьяны при МГУ исходила из среды самих студентов и преподавателей. Эта идея была поддержана ректоратом Университета, который в декабре 1993 года принял решение о восстановлении храма, а также Святейшим Патриархом Алексием II. В то время в стенах церкви размещался студенческий театр, и примерно год потребовался на освобождение помещений, но к январю 1995 года эта задача была осуществлена. Наконец, 25 января на Татьянин день в храме состоялось первое богослужение.
Как к появлению храма отнеслись преподаватели и студенчество, и изменилось ли их отношение со временем?
Начало нашей жизни было несколько отягощено кампанией в прессе, которая велась сторонниками пребывания студенческого театра в здании храма. Был сознательно сформирован образ православной общины как экстремистской антикультурной организации. Поэтому в первые годы нужно было преодолевать этот стереотип через культурно-просветительские мероприятия, через сам стиль нашего существования в стенах Университета как максимально неагрессивный и отличающийся от того, что люди могли видеть у представителей парарелигиозных сектантских объединений.
В чем же заключается внебогослужебная деятельность Татьянинского прихода?
Мы осознаем, что сегодня в Церкви существует дефицит общения прихожан с духовенством вне богослужения и Исповеди. Поэтому с самого начала у нас заведены дни дежурства духовенства, когда человек может в течение дня прийти в храм и пообщаться со священником на любые актуальные для него темы, а не только для совершения треб. Это приносит свои добрые плоды.
Другим направлением нашей деятельности являются культурно-просветительские мероприятия. Приход занимается организацией лекций, концертов, просветительских встреч с приглашением людей авторитетных в той или иной области науки и искусства. На дискуссионных Татьянинских вечерах мы стремимся показать людям открытость православных культурным веяниям и пытаемся взглянуть на самые разнообразные феномены современной жизни с позиций последовательного православного мировоззрения. Важной составляющей жизни прихода являются регулярно совершающиеся паломнические поездки, экскурсии, деятельность воскресной школы, школы духовного пения и издание газеты «Татьянин день», которая принципиально адресована воцерковляющимся или находящим свою дорогу к храму молодым людям.
Однако главным, что может привлечь людей в Православие, что показывает его истинность, является та атмосфера, которая может и должна быть создана на приходе, о которой говорит Сам Христос Спаситель: «Потому узнают, что вы мои ученики, если любовь будете иметь между собою». Если человек увидит и душой почувствует это в стенах православного храма, то никакие тоталитарные сектантские организации никогда не смогут отвлечь его от Церкви.
Ваши прихожане — это люди, пришедшие в Церковь до поступления в Университет, или воцерковившиеся благодаря Татьянинской церкви?
Я думаю, что где-то две трети наших прихожан на сегодняшний день — это те, кто пришел к ограде Церкви уже в стенах нашего храма: или крестился, или ответственно уверовал, или перешел на новый уровень восприятия себя как православного христианина. А треть — это люди, которые составили костяк общины первоначально, либо нашли в ней свой дом уже будучи православными людьми.
Могли бы Вы нарисовать примерный словесный портрет Вашего прихожанина-студента?
Люди многообразны, поэтому тут трудно обобщать. С другой стороны, не хочется и завышать характеристики, создавая антитезу положительного православного молодого человека отрицательному и демонизированному светскому студенту, что, на мой взгляд, неверно. Те или иные немощи и недостатки могут быть свойственны православным молодым людям: от недостаточной умеренности в винопитии до общенационального дефицита ответственности, которая является одной из главных болезней нашего общества. Но одно, то есть, что отличает православного человека от человека светского мировоззрения: православный человек, даже согрешая, знает, что он поступает неправильно, стремится каяться в грехах и менять себя. Ужас нашего времени состоит в том, что для огромного количества светских молодых людей грех становится нормой жизни, в которой не нужно не только каяться, но в которой нужно утверждаться и распространять ее на других. Такого внутреннего абсолютного приятия греха, по счастью, нет у современной православной молодежи.
Чем отличается служение священников Татьянинского прихода от служения на обычных приходах? Может быть, есть какие-то особые методы, какой-то особый стиль поведения?
По самому главному оно не может и не должно отличаться. Мы пойдем ложным путем, если будем создавать приходы для бабушек, для инвалидов, для многодетных семей и для молодежи. По этому пути в какой-то момент пошла Католическая церковь, но он не принес ожидаемых миссионерских результатов. Поэтому в главном мы точно такие же. Более того, я всегда боролся и буду бороться с признаками некой элитарности как у наших прихожан, так и у моих сослужащих собратий. Но поскольку большинство наших прихожан — это люди образованные, относящиеся к социальному слою интеллигенции, то священнику в иных случаях требуется больше терпения. К сожалению, люди интеллигентные часто бывают специфически горды, на сколь нибудь жесткое замечание реагируют болезненно и неадекватно. В таких ситуациях священник должен, как Винни Пух, петь много песен вокруг, прежде чем сказать нечто важное или больше сахара сыпать на пилюлю, которую нужно дать больному.
Должен ли священник миссионерского прихода терпимо относиться к явлениям духовного и интеллектуального поиска?
Только если это действительно поиск. На днях дежурства мне приходится беседовать с людьми, которые еще не определили свое мировоззрение или даже входят в какую-то секту, но пришли поговорить с православным священником. Важно на них не затопать ногами, не сказать, что если ты сейчас не покаешься, то погибнешь, и не совершить по отношению к ним других неадекватных действий. Но, впрочем, иной раз нужно говорить вещи жесткие. Потому что бывает: люди за так называемые «поиски» принимают проистекающее от грехов собственное внутреннее нежелание перешагнуть ограду Церкви. В таком случае долгом священника будет сказать, что, на самом деле, никакие это у тебя не сомнения и не метания: просто ты знаешь, что если назовешь себя православным христианином, то тебе придется перестать блудить, пить водку неумеренно, преступать законы дружбы и финансовой этики, а жить по-другому. И вот ты находишь себе основание почему не прийти в Церковь, хотя на самом деле тебя держит совсем другое. Бывает, нужно и жестко сказать.
Специфическая черта храма при ВУЗе, наверное, заключается и в том, что студенты, отучившись, покидают приход. Сохраняют ли выпускники МГУ связь с Татьянинским храмом?
Те, которые остаются в Москве, как правило, сохраняют. Многие уходят из Университета, но не покидают приход. Те же, что разъезжаются по городам и весям нашей Родины, я надеюсь, уносят благодарную память о том опыте церковности, который они приобрели в стенах нашего храма.
Ваш опыт уникален, или есть в России другие храмы при институтах и университетах. Насколько это явление распространено?
Тенденция к открытию домовых храмов при высших государственных учебных заведениях идет по нарастающей. В настоящий момент в России существует около пятидесяти таких общин. В сентябре 2002 года на Фестивале православной молодежи в Москве было принято принципиальное решение о создании Ассоциации домовых храмов при ВУЗах России. Сейчас Ассоциация находится на стадии оформления, когда же она пройдет эту ступень, можно будет говорить о работе, координирующей их деятельность.
Ни в одном из казанских ВУЗов нет сложившейся православной общины, но если зайдет речь о создании в Университете или другом ВУЗе города мусульманского прихода, каково должно быть отношение православных студентов?
Я думаю, что вполне толерантное. В местах компактного проживания инославных или не христиан мы не должны идти по пути собственной конфессиональной исключительности. Другое дело, что это представительство неправославных религий при высших учебных заведениях должно иметь место там, где это реально обусловлено этническим своеобразием данной местности и его конфессиональной историей.
* * *
Это правда, что ни в одном казанском ВУЗе нет православной общины. Проходя по коридорам моего родного КГУ, вы можете увидеть множество объявлений: мусульмане приглашают на беседы об исламе и Коране, протестанты обещают ответить на ваш заветный вопрос: «Бог — кто Он?», но ни слова, ни строчки о Церкви и Православии. Мало кто из студентов и преподавателей может представить, что там где люди слушают лекции и читают доклады, можно петь Символ Веры и идти ко Причастию. Церковь для многих по-прежнему остается уделом тех, кому не хватает образования, или тех, кому за шестьдесят.Когда я записал это интервью, мне захотелось попросить отца Максима о напутственном слове к казанским православным студентам, но между нами уже лежало восемьсот километров от столицы Татарстана до столицы России. Хорошие мысли часто запаздывают, а пока остается только надеяться, что до наших высших школ дойдет доброе слово Христова Евангелия.
Беседовал Марк Шишкин
http://sobranie.org/archives/5/1.shtml