Русская линия | Николай Каклюгин | 11.05.2009 |
Часть 1
В наше распоряжение летом 2008 года была передана информация, являющаяся закрытой для специалистов. Она размещена в компьютерной сети «Интернет» по электронному адресу http://www.kir56ka.ru и предназначена исключительно для руководителей российского представительства международного неопятидесятнического харизматического движения «Исход (Exodus)». Эти данные до сих пор имеют секретный код доступа, который стал нам известен. Ниже приводим сводную таблицу, объединившую в себе всю информацию, полученную по вышеуказанному электронному адресу 6 января 2009 года. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что достоверность полученных сведений подтверждается тем фактом, что они размещены в режиме секретного доступа исключительно для внутренних целей руководящего звена одного из самых крупных неопротестантских харизматических объединений, функционирующих на территории Российской Федерации. Их показатели объективно демонстрируют качество оказания услуг по реабилитации потребителей наркотиков, характерное для любых представителей данной группы современных религиозных новообразований христианского толка, скрывающихся под наименованием «неопротестанты», «неопятидесятники» или «харизматы» [7, 10, 14]. Далее смотрите таблицы N1 и N2.
Данные, отраженные в таблицах, позволяют с высокой степенью достоверности представить, что же на самом деле происходит в общинах группы так называемых «центров духовного восстановления», действующих по всей стране под покровительством Российского союза христиан веры евангельской — РОСХВЕ, возглавляемого «епископом» Сергеем Васильевичем Ряховским, по совместительству являющегося членом Общественной палаты Российской Федерации и членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Исчерпывающие материалы, освещающие всю историю жизненного пути лидера данной своеобразной общероссийской организации, призвавшей на борьбу с наркоманией множество современных культовых новообразований неопротестантского харизматического толка инородного происхождения, даны в докладе Евгения Олеговича Мухтарова, члена Совета по вопросам религиозных объединений при мэрии города Ярославля. Эта информация была озвучена на уже упоминавшейся здесь Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», проходившей в городе Саратов 10−11 мая 2005 года, и опубликована на многих сайтах в компьютерной сети «Интернет» [9].
В 2005 году на юбилее южнороссийского филиала международной неопротестантской харизматической организации «Исход», торжественно отмечавшемся в одном из крупнейших Дворцов культуры города Ростова-на-Дону, завода «Ростсельмаш», С.В.Ряховский торжественно совершил обряд, изначально имеющий непосредственное отношение к традиционным для всего мира христианским религиям — рукоположение в сан епископа. Этот акт был проведен над пастором Михаилом Ощепковым — создателем и идейным вдохновителем распространения неопротестантской харизматической версии реабилитации потребителей алкоголя и наркотиков по территории Южного федерального округа. На этом событии присутствовало более двух тысяч человек, подавляющее большинство из которых на тот момент уже являлось адептами сети представительств «Исхода» на Юге России. Все они либо являлись сотрудниками центров «духовного восстановления» данной организации, либо являлись их родственниками или близкими друзьями. В настоящее время «епископ» Михаил Ощепков управляет «Исходом» на расстоянии, находясь на территории Соединенных Штатов Америки. Очень показательный момент в этой истории — снова американский след. Но суть не в этом. Основная работа, которая проводится сотрудниками данной организации, распространившей свое влияние в основном на территории Южного федерального округа, как известно — реабилитация и ресоциализация потребителей наркотиков. По крайней мере, такая информация декларируется сотрудниками «Исхода» повсеместно. Однако данные, которые приведены в таблицах N1 и N2, свидетельствуют о несколько иной ситуации.
В качестве пояснения необходимо кратко прокомментировать те показатели качества реабилитационного процесса, которые зафиксированы руководителями 47 филиалов «Исхода» — так называемых «центров духовного восстановления», в их статистических картах отчетности за 8 лет функционирования — с 1 января 2001 года по 6 января 2009 года. Эти объекты расположены на территории 9 субъектов Российской Федерации. Часть из них в силу различного рода обстоятельств уже прекратила свое существование, но информация о результативности их реабилитационного процесса также включена в данный обзор.
Итого в общины для химически зависимых лиц, организованные неопротестантами-харизматами «Исхода», обращались 3728 раз. Возможно, что один и тот же человек мог иметь в анамнезе несколько обращений в это «международное служение на Юге России», как обычно называют свою организацию сами «исходовцы». Но этот факт не имеет особого значения. Нас интересуют несколько иные показатели. В первую очередь — сколько человек вернулось домой после прохождения полного курса реабилитации в данных специфических учреждениях. При подсчете получается следующее количество в полном смысле ресоциализированных, то есть вернувшихся в общество здоровыми и трезвыми людей, в прошлом потребляющих наркотики: 97! То есть в процентном соотношении от общего количества обращений в филиалы «Исхода» мы получаем 2,6%!!! Таким образом, вести речь о том, что неопятидесятники (синоним — неопротестанты) способны эффективно оказывать реабилитационные услуги населению невозможно ни при каких обстоятельствах. Это и есть проявления того самого описанного несколько ранее «синдрома госпитализма», когда домой в трезвом состоянии способны вернуться лишь считанные единицы. С чем это связано, мы уже разобрали, поэтому не будем на этом останавливаться. Достаточно отметить, что подобные показатели (возвращение на прежнее место проживания, в круг близких родственников) даже ниже тех, что демонстрируют государственные наркологические стационары, где пациентам проводится исключительно медикаментозное лечение с элементами индивидуальной и групповой психотерапии в течение 14−28 суток. При этом прервал курс реабилитации в «Исходе» 1651 человек, что составляет 44,3% от общего количества обращений. Если учесть, что за каждым случаем стоит чья-то судьба, и уход из общины всегда сопровождается драматичными событиями в жизни потенциального алкоголика и/или наркомана, который все же предпочел вернуться в свою группу потенциальных смертников, каковыми по сути являются наркозависимые, или в лучшем случае заключенных, нежели стать адептом тоталитарного деструктивного культа, то становиться понятно, какой ущерб России и ее жителям наносят подобные чуждые нашему общественному строю организации. Еще один момент, тревожащий не меньше, это то, что 802 человека (21,5%) после прохождения полного курса реабилитации, не меньше 1 года, были направлены в служение. Другими словами, они стали адептами неопротестантизма и сегодня сознательно распространяют свое лжехристианское и асоциальное, противопоставляющее себя обществу учение по всей стране. Но самое главное, что именно эти люди теперь создают свои «центры духовного восстановления» по всей стране. И большинство из них будет носить уже другие названия — не «Исход», а какой-нибудь «центр здоровой молодежи», но суть от этого не изменится — они стали носителями идей не реабилитации потребителей алкоголя и/или наркотиков, а индоктринации, то есть вовлечения в свои ряды новых людей, не осознающих, что, получая жизнь в трезвости, без приема каких бы то ни было психоактивных веществ, они приобретают еще более сильную зависимость — психическую, освободиться от которой намного сложнее, без посторонней помощи опытных психотерапевтов, психиатров и психологов практически невозможно. О духовном извращении традиционных для христианства ценностей тоже следует вести речь, но сделать это способны лишь священнослужители типичных для России религиозных конфессий, поэтому в этом смысле оставим слово за ними.
Далее попробуем с точки зрения психофармакологии и нейрофизиологии разобраться в причинах столь резко выраженного запечатления идеологии тоталитарных деструктивных культов в сознании людей, заинтересовавшихся их псевдологическими построениями. В 50-х годах прошлого века молодой английский психиатр, Хамфри Осмонд (Humphry Osmond), впоследствии приглашенный для продолжения своих научных изысканий в США и Канаду, обратил внимание на близкое по химическому составу сходство мескалина (одного из самых мощных галлюциногенов — веществ, способных в микродозах вызвать сильные галлюцинаторные переживания) и адреналина — гормона, выбрасываемого в кровь при любом стрессе. Дальнейшие исследования показали, что и лизергиновая кислота (как и ее производное — диэтиламид лизергиновой кислоты, ДЛК или в английской аббревиатуре LSD) — крайне мощный галлюциноген, получаемый из спорыньи, — имеет с ними общие структурные биохимические связи. Позже было открыто, что адренохром, продукт распада адреналина, в повышенных концентрациях вызывает ряд симптомов, наблюдаемых при отравлении мескалином.
Другими словами, каждый из нас способен производить химическое вещество, микроскопические дозы которого, как показано в современных исследованиях, приводят к глубоким изменениям в сознании. И именно это вещество в гораздо большей концентрации преобразуется в организме из адреналина в процессе активного участия в собраниях неопятидесятников-харизматов с музыкальным сопровождением. Специально для достижения данного эффекта на таких мероприятиях используется набор инструментов для рок-музыки: ритм-секция с большим количеством ударных инструментов, электрогитары, синтезаторы, аппаратура, дополнительно усиливающая звуковое сопровождение со специальными электронными акустическим эффектами. Исследователи генерируемых в процессе собраний психических состояний отмечают, что некоторые из таких изменений сходны с теми, что имеют место при остром психотическом возбуждении, фиксируемом у пациентов психиатрических клиник. Таким образом, под воздействием подобных мелодичных громких ритмичных звуков, чередующихся со спокойными расслабляющими музыкальными аккордами, у посетителей столь своеобразных мероприятий возникает ощущение, сходное, в частности, с тем, которое испытывает потребитель наркотиков, принимая дозу синтетического галлюциногена. Известно, что на такое действо лидеры неопятидесятнических харизматических групп стремятся собрать максимально возможное количество людей, обязуя каждого более опытного члена новообразованного культа в следующий раз привести по два «свежих» человека. В итоге на сознание всех присутствующих на массовом мероприятии накладывается также и еще одна дополнительная нагрузка, обусловленная таким известным понятием как «психология толпы».
Итальянский социолог и криминолог Шипио Сигеле (Scipio Sighele) в конце XIX века одним из первых объяснил данное явление. Он постарался осмыслить механизмы преобразования индивидуального сознания в групповое и массовое. По его мнению, опубликованному в книге «Преступная толпа. Опыт коллективной психологии (La folla criminale, 1909)», объединение индивидов в общность — партию, секту, толпу и т. п. — приводит к несоответствию между добропорядочной моралью отдельного человека и откровенно порочной, клановой моралью группы. В книге он подробно изложил свои мысли, в частности то, что процессы общественного упадка Италии тех времен нашли свое выражение в феномене толпы. Проще говоря, подобные религиозные организации, применяющие в своей практике управляемый контроль над сознанием личности, делают из своих членов подобие тех же асоциальных элементов, по сути — наркоманов. Именно по этой причине многие люди, в прошлом имевшие опыт злоупотребления психоактивными веществами и впоследствии ставшие членами секты, в которой практикуются многочасовые медитации, эмоционально насыщенные прославления Бога и тому подобное, освобождаются от наркотической зависимости. Как, впрочем, и некогда полноценные члены общества, не имеющие в прошлом подобных проблем, начинают противопоставлять свою группу остальному обществу и приобретают стойкую выраженную зависимость от пребывания в ней. Таким образом, последователи подобных нетрадиционных религиозных учений, находясь в состоянии специфического трансового состояния, погружения в свой внутренний мир переживаний, становятся более внушаемыми и восприимчивыми к их теоретическому обоснованию. Критическая оценка ситуации у них в такие моменты максимально подавлена. Кроме того, этот период времени обычно сопровождается очень приятными ощущениями и эпизодическим возбуждением с последующим полным расслаблением, поэтому люди стремятся как можно чаще повторять этот необычный для них опыт, приходя вновь и вновь на такие собрания, часто именуемые «восхвалениями» или «служениями».
На сегодняшний день социальная опасность данных поименно известных экспертам организаций, является доказанным фактом. Другим подтверждением подобных оценочных характеристик является то, что некоторые бывшие члены тоталитарных деструктивных культов, применявшие в прошлом подобные методики изменения сознания в течение ряда лет, сообщали в первое время ухода из группы о большом количестве вредных побочных эффектов, таких, как сильные головные боли, мышечные спазмы, расстройства умственной деятельности — памяти, концентрации, способности принимать решения. То есть, последствия пребывания в таких организациях оказались достаточно серьезными, в итоге это привело к нарушению психического и соматического здоровья этих людей.
Именно поэтому участниками прошедшего в декабре 2007 года в Национальном научном центре наркологии круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви», информация о котором в полной мере представлена в опубликованной в 2008 году в журнале «Наркология» статье [7], был особо отмечен следующий момент: «Безусловно, подобные религиозные объединения, позиционирующие себя как простые терапевтические сообщества для алкоголиков и наркоманов, организованные под видом общественных организаций, способны нанести серьезный ущерб демографическому потенциалу нашей страны, уводя людей в сторону от полноценной социально активной жизненной позиции, замыкая их в узком кругу единоверцев, не способных адекватно оценивать происходящие вокруг события и беспокоящихся не об отрезвлении населения, а о наполнении своих общин. Обретенная трезвость в таком случае обеспечивается механизмами, несовместимыми с пониманием здорового образа жизни. В частности, речь идет о таких организациях, зарегистрированных в России и Ближнем Зарубежье, как: „Новое поколение“, „Новая жизнь“, „Слово жизни“, „Источник жизни“, „Дерево жизни“, „Жизнь Победы“, „Жизнь и Свет“, „Живое слово“, „Живая вода“, „Слово веры“, „Дело веры“, „Благая весть“, „Свет пробуждения“, „Свет правды“, „Посольство Божие“, „Царство Божие“, „Церковь Божья“, „Церковь Бога Живого“, „Церковь Иисуса Христа“, „Церковь Христа Спасителя“, „Церковь прославления“, „Церковь на камне“, „Церковь Завета“, „Христианский центр“, „Победа“, „Дом Евангелия“, „Роса“, „Скала“, „На Мурмане“, „Вифания“, „Благодать“, „Жатва мира“, „Виноградник“, „Союз Христиан“, „Благая Весть“, „Часовня на Голгофе“, „Краеугольный камень“, „Сыны Громовы“, различные „церкви полного Евангелия“, благотворительный фонд „Возрождение“, международное служение на Юге России „Исход“ и некоторых других. Перечислить их в полном объеме не представляется возможным, поскольку в случае возникновения каких-либо проблем с государственными надзорными органами или местными жителями, они быстро меняют свое название или место дислокации. В последнее время они стали умело маскироваться, категорически отрицая свою причастность к неопятидесятническому движению» [14].
Вместе с тем, в мировой практике накоплен серьезный заслуживающий внимания специалистов психиатров-наркологов опыт реабилитации и ресоциализации лиц с алкогольной и/или наркотической зависимостью на базе нерелигиозных терапевтических сообществ, не имеющих никакого отношения к тоталитарным деструктивным культам. И их эффективность в достижении длительной стойкой и качественной ремиссии (без возникновения новых проблем в психической сфере) у участников разработанных несколько десятилетий назад программ превышает показатели тех же параметров, на которые ссылаются защитники общин, функционирующих при тоталитарных деструктивных культах. При этом психический статус пациентов и их интеллектуально-мнестический уровень наряду с духовно-нравственными основами личности, если таковые имелись, в процессе прохождения реабилитации в подобных общинах не подвергаются опасности быть подавленными или искаженными со всеми соответствующими для психики последствиями. Напротив, эти параметры могут быть развиты и укреплены в подобных условиях. Об этом более подробно описано в работе, опубликованной в N11 журнала «Наркология» за 2008 год [6].
Здесь необходимо отдельно отметить, что при прохождении полного курса реабилитационной программы в православных душепопечительских центрах в прошлом алкоголь- и/или наркозависимые не только обретают стойкую качественную ремиссию, но и обретают понимание смысла своего пребывания в земном мире. Это способствует росту самоактуализации личности в окружающей действительности и в дальнейшем позволяет вернуться к нормальному функционированию в современном обществе, гармонично вписавшись в установленные им правила и законы [15]. Об этом свидетельствуют не только руководители подобных организаций, но и ведущие психиатры страны. Так, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, академик РАМН Татьяна Борисовна Дмитриева в своем научно-аналитическом материале, подготовленным совместно с руководителем Отдела судебно-психиатрических проблем при наркоманиях и алкоголизме того же научного специализированного учреждения, д.м.н., профессором Андреем Леонидовичем Игониным и опубликованном в N1 журнала «Наркология» за 2006 год, делают следующее экспертное заключение: «Если речь ведется о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается в тех случаях, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны антинаркотические и антиалкогольные сообщества при Русской Православной Церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими» [3].
В то же время, как ни прискорбно, по информации, которую представил в своем докладе на 26-м научно-практическом семинаре российского представительства международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков (ECAD)» «Наркоконфликт и религия. Как усилить сторону «против наркотиков» и ослабить сторону «за наркотики «?»», прошедшем в марте 2008 года в г. Санкт-Петербург, протоиерей Сергий Бельков — председатель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии и руководитель считающегося одним из лучших в России православных стационарных реабилитационных центров «Саперное», расположенного в Ленинградской области, ситуация с поддержкой подобных инициатив, исходящих от представителей Русской Православной Церкви, представляется на сегодняшний день весьма плачевной: «Мы слышим, как на словах государственные чиновники высоко оценивают работу Церкви по реабилитации наркозависимой молодежи. Если бы у них кроме головной боли, которую доставляет наркоэпидемия, болело еще и сердце, то поистине подвижническую работу православных и других общественных организаций, являющихся по сути «одним в поле воином», ценили бы на деле, оказывая стабильное финансирование с привлечением бизнес-cообщества, а также необходимую нам политическую и организационную поддержку… Наркозависимые, попавшие в секты, может быть, и оставят наркотики, но как граждане они для страны будут потеряны, так как и работать и рожать детей они будут не для России, а для секты. Подобные центры в финансовой помощи не нуждаются, что радует как недалеких (в смысле недальновидных) чиновников в России, так и очень далеких чиновников за рубежом» [2].
К сожалению, такого рода выступления по-прежнему не имеют должного резонанса во властных структурах как на федеральном, так и региональном уровнях. Более того, возникают и парадоксальные ситуации. Так, 19 ноября 2007 года первая премия ФСКН России «Голос сердца — 2007» в конкурсе среди общественных объединений на лучшую программу в сфере социальной реабилитации больных наркоманией была вручена в торжественной обстановке в Москве калининградскому региональному благотворительному общественному фонду «Новое поколение», который на самом деле имеет непосредственное отношение к сети одноименных неопятидесятнических (харизматических) центров реабилитации для наркозависимых, активно создающихся во многих регионах России и в большом количестве существующих в других государствах ближнего и дальнего зарубежья.
Несколько позже на территории Калиниградской области совместно с руководством Отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиком (ОМВП УФСКН России) по Калининградской области и общественной организацией «Здоровое поколение» в лице ее лидера (пастора) Петра Корякина был заключен договор на подготовку проекта строительства 320-тикоечного центра ресоциализации для потребителей наркотиков «Здоровое поколение».
В то же время известно, что данное объединение было зарегистрировано в Калининграде в результате разделения более крупной организации — местного филиала международного неопятидесятнического харизматического религиозного объединения «Новое поколение (New Generation)». При этом стоит упомянуть следующий факт — лидеру одного из прибалтийских филиалов одноименной организации, латвийского «Нового Поколения», пастору Алексею Ледяеву был запрещен въезд на территорию Российской Федерации в связи с его антиконституционной деятельностью, направленной на подрыв доверия населения к органам государственной власти.
Таким образом, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Калининградской области рискует своей репутацией, поддерживая проекты, организованные современными религиозными новообразованиями харизматического толка, научившимися умело скрываться под нейтральным наименованием «региональная общественная организация».
В итоге, совсем скоро, если никто не предпримет охранительных шагов, при поддержке государственных антинаркотических структур на территории стратегического для России региона будет налажен выпуск представителей одного из самых мощных тоталитарных деструктивных культов современности. Естественно, на выходе, после прохождения полного курса программы, написанной для подобных так называемых «центров реабилитации», будет собираться очередная партия адептов неопротестантской харизматии, подвластных лишь пастору и его приказам. Одним из подтверждений принадлежности «Здорового поколения» к вышеназванной международной организации, является то, что его лидер, пастор Петр Корякин, проходил первоначальную подготовку к своему «служению» в кемеровском филиале того же неопятидесятнического «Нового Поколения». Об этом сообщили жители Калининграда, принимающие участие в общественной жизни региона.
При этом следует отметить, что именно из-за рубежа, конкретно — Соединенных Штатов Америки, и прибыли на территорию Российской Федерации первые пасторы, пропагандирующие такую достаточно специфическую методологию освобождения от пристрастия к приему наркотических средств и психотропных препаратов [7, 14]. Из каких соображений местные руководители вышеупомянутого «Нового Поколения» и других подобных ей общин в последнее время стараются скрыть свое истинное религиозное содержание под личиной общественной организации, понять нетрудно, если вникнуть в цели и задачи подобных групп, проникших на территорию Российской Федерации и стремительно расширяющих свою сферу влияния с начала 90-х годов прошлого века.
И это уже не единичные случаи. Ярким наглядным примером деятельности общественных объединений, проводящих идеи неопротестантизма в рамках антинаркотической работы, может является деятельность белгородской региональной общественной организации (БРОО) «Центр здоровой молодежи» (далее — «ЦЗМ»). Ее руководители позиционируют свой проект как толерантную (терпимую) к представителям любых религиозных конфессий организацию, принимающую для прохождения курса реабилитации ребят с наркотической зависимостью из любых семей, даже с атеистическим мировоззрением. Она организована выпускниками неопротестантской харизматической организации «Твоя перемога (Твоя победа)», расположенной на территории Украины.
То есть, изначальные психологические установки и опыт работы с наркозависимыми формировались у лидеров «ЦЗМ» в объединении, управляемом представителями тоталитарного деструктивного культа, далекого от мира наркологии, где о профессиональном подходе к обеспечению стойкой качественной ремиссии вместе с ресоциализацией, то есть возвращением ребят обратно в их семьи и общество в полном смысле этого слова, говорить не приходится. Тем не менее, члены вышеназванной инициативной группы открыто осуществляют свою деятельность, прикрываясь желанием из благих побуждений за минимальную плату помогать лицам с наркотической зависимостью обрести трезвую жизнь. Набор ребят, как это ни парадоксально, беспрепятственно осуществляется в том числе и в самом крупном наркологическом стационаре России — наркологической клинической больнице N17 Департамента здравоохранения города Москвы с официального разрешения ее руководства. И это несмотря на то, что программа реабилитации, разработанная сотрудниками «Центра здоровой молодежи», является всего лишь набором фрагментов из различных методик, использующихся в настоящее время в данном разделе наркологии. Как пишут сами авторы в своей программе, она «содержит в себе методы других программ, таких как: „Терапевтические сообщества“, „12 шагов“, „Кинезиотерапия“, „Познай истину“». Причем в эти понятия заложены определения, не вполне соответствующие истинным представлениям об этих методиках, часть из которых до сих пор большинством специалистов наркологического профиля считается малоэффективными и недееспособными. Так, под термином «терапевтические сообщества» авторами программы, составленной адептами «ЦЗМ», понимается «сообщество людей с различными сроками трезвости, где участник с большим сроком трезвости ведет (курирует) участника с меньшим сроком, используя принцип „равный — равному“».
В реальности же это понятие означает следующее: «Кардинальным для понимания терапевтических сообществ (ТС) является то, что индивидуальные изменения должны происходить через взаимопомощь и самопомощь в условиях совместной деятельности и совместного проживания персонала и пациентов. Сверхзадача терапевтического сообщества — полное изменение стиля жизни, то есть не только воздержание от наркотиков, но и устранение асоциального поведения, развитие полезных навыков и умений, новых ценностных ориентиров. Традиционно, это долгосрочная программа реабилитационного стационара, эффективность и безопасность которой для психики участвующих в ней лиц не вызывает сомнений» [6, 13].
Исходя из определения программы «12 шагов», заложенного в пресс-релиз БРОО «Центр здоровой молодежи», данный метод трезвения «охватывает всестороннее развитие личности — это значит, что выздоровление — путь к высокой самооценке через честность с собой и другими». На самом же деле опыт деятельности групп «Анонимные Алкоголики (АА)» и «Анонимные Наркоманы (АН)», работающих по этой программе, вызывает вполне обоснованные сомнения в ее эффективности у подавляющего большинства специалистов наркологического профиля, в том числе представителей руководящего звена. Уже упоминавшийся выше доктор медицинских наук, профессор, руководитель Отделения судебно-психиатрических проблем при наркоманиях и алкоголизме Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Андрей Леонидович Игонин в своей статье ««Общество «Анонимных Алкоголиков» («Анонимных Наркоманов») и перспективы его деятельности в России» пишет: «В результате проведения мини-исследования оказалось, что подавляющее большинство наркологических больных, получивших координаты активистов общества «АА» или «АН» (работающего по той же программе «12 шагов», постоянными посетителями его заседаний так и не стали. Съездив по полученному адресу один или несколько раз, пациенты, как правило, туда не возвращались. Из 100 больных, посетивших ячейки общества «АА» или «АН», максимум 2−3 человека задерживались в них на более или менее продолжительное время» [5].
Несколько иного рода вопросы возникали и у священников Русской Православной Церкви, проводивших историко-аналитическое исследование программы «12 шагов», рожденной в 30-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки последователями идей протестантской секты под названием «Оксфордская группа»: «То ли перед нами психотерапевтическая программа, тогда почему она осуществляет функции религии («приводит человека к Богу, как мы его понимаем» по определению идеологов данной методики)? То ли это религиозное движение, в таком случае возникает естественный вопрос: с какой же религией ассоциирует себя данное движение?» [11].
Ответ на данный вполне резонный вопрос так и не получен до настоящего времени, как и на многие другие, обращенные к тем центрам реабилитации потребителей наркотиков, которые использует в своей работе эту дискредитировавшую себя в среде российских специалистов, обучающих жителей страны навыкам повседневного трезвения, программу под названием «12 шагов» [7, 15]. Кроме того, далеко не все терапевтические сообщества (ТС) используют в своей практике ее наработки. Многие ориентируются на совершенно иные принципы научения трезвому образу жизни у лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами. Мною в предыдущей публикации в журнале «Наркология» уже упоминалась позиция ныне покойного доктора медицинских наук, профессора Юрия Владимировича Валентика на этот счет [6].
В рамках данного информационно-аналитического обзора стоит повторить ее еще раз: «Первичной разницей между программами ТС и „12 шагов“ стала вера в ответственность человека как за его зависимость, так и за его выздоровление. Тогда как в группах „Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы“ говорят, „пусть будет, отпусти вожжи, пусть Бог поможет“, ТС считают, что „ты сюда себя привел и ты должен себя вытащить отсюда с помощью других“» [12]. Удивительно, что эти две взаимоисключающие позиции авторам программы курса реабилитации, разработанной для «ЦЗМ», теоретически удалось свести воедино. О степени качества практической реализации подобной методики лучше и не упоминать.
В брошюре, рекламирующей деятельность белгородской региональной общественной организации «Центр здоровой молодежи», упоминается и некая программа «Познай истину». Под ней авторы проекта подразумевают следующее: «Помощь пациентам в решении их внутренних проблем через обращение к высшим духовным ценностям». В данном случае речь идет о чтении христианской литературы, что в принципе является неплохой моральной поддержкой для пациентов наркологических клиник. Однако, учитывая тот факт, что основатели «ЦЗМ» прибыли в Россию из Украины, где освоили полный курс овладения методиками манипулирования сознанием в культовом новообразовании неопротестантского харизматического толка «Твоя перемога (Твоя победа)», стоит задуматься, какую именно истину предлагают познать эти люди. Если же взглянуть на фотографии, оформляющие пресс-релиз БРОО «Центр здоровой молодежи», где изображены улыбающиеся участники реабилитационной программы рядом со священнослужителями Русской Православной Церкви, не ведающими, что их ознакомительный визит впоследствии будет использован в качестве эффектного рекламного хода, то нетрудно догадаться, что в подобных организациях слово «истина» имеет совершенно извращенное значение. И оно столь же далеко от христианских догматов о честности и порядочности, сколь неопротестантизм с харизматическим компонентом далек от классического протестантского вероучения.
В связи с этим чрезвычайно интересно было бы узнать, каким образом представители данной организации смогли наладить сотрудничество с Управлением по делам молодежи администрации Белгородской области, Управлением молодежной политики администрации города Белгорода, Областным центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Областным наркологическим диспансером. По крайней мере такую информацию разместили в своем рекламном буклете лица, отвечающие в «ЦЗМ» за проведение рекламных (PR) кампаний, направленных на развитие своей инфраструктуры. После ознакомления с полным текстом данного сочинения, возникает и другой вполне закономерный вопрос: каким образом эту невероятно далекую от традиционных для России религиозных конфессий программу реабилитации потребителей наркотиков «духовно поддерживает Смоленский собор, входящий под юрисдикцию Белгородской и Старооскольской епархии, Казанская Богородицкая Плащанская пустынь (Брянская епархия) и храм Святителя Николая, расположенный в городе Москве», как зявлено в раздаточном материале «ЦЗМ»?
Вероятнее всего, ответить на него не сможет никто, даже сами составители этого текста. При этом известно, что у лидеров БРОО «Центр здоровой молодежи» налажены тесные взаимоотношения с международными и российскими неправительственными организациями, реализующими на территории Российской Федерации так называемые программы «снижения вреда» от потребления наркотиков, способствующие интеграции потребителей наркотиков в здоровую молодежную среду.
В то же время, поддержка подобного рода инициатив лишь ухудшает и без того тяжелую ситуацию с распространением в России такой острой социальной проблемы как наркомания. Об этом можно узнать более подробно, ознакомившись с аналитическим материалом «Стратегия „снижения вреда“, в борьбе с ВИЧ/СПИД как фактор дестабилизации демографической ситуации на территории Российской Федерации: этиология и патогенез», размещенном на информационно-публицистическом интернет-ресурсе «Нет — наркотикам» [8].
Тем не менее, Всероссийское и украинское региональное (харьковское) объединение людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВ), являющиеся одними из наиболее активных лоббистов внедрения на территории этих государств программ «снижения вреда», включая запрещенную законодательством РФ заместительную метадоновую терапию, в своих рекомендательных письмах так характеризует сотрудников «Центра здоровой молодежи»: «активные работоспособные целеустремленные активисты, которые принимают активное участие в построении окружного объединения ЛЖВ… Координационный совет объединения ЛЖВ Центрального федерального округа (равно как и их украинские коллеги из Харькова) поддерживает БРОО „Центр здоровой молодежи“ и будет оказывать ей посильное содействие в работе».
Особое удивление вызывает тот факт, что некоторые электронные средства массовой информации в своих материалах причисляют сотрудников БРОО «Центр здоровой молодежи» к членам Русской Православной Церкви. Так, в статье, опубликованной в ноябре 2008 года и описывающей обстановку на межрелигиозной конференции «Взаимодействие религиозных конфессий России в области ВИЧ/СПИДа», прошедшей 18−19 ноября в гостиничном комплексе «Даниловский» под патронажем Межрелигиозного совета России (МСР), было написано следующее: «По опыту православного активиста организации „Центр здоровой молодежи“ Алексея Ясковича самой эффективной поддержкой для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВ), являются группы взаимопомощи (прим.автора — то есть, группы „Анонимные Наркоманы“ и „Анонимные Алкоголики“, работающие по упомянутой выше программе „12 шагов“, несовместимой с православным вероучением [11, 15]). Именно таким группам, объединяющим заразившихся ВИЧ людей, необходима не только профессиональная психологическая поддержка, но и духовное окормление священнослужителей. В беседе с „Благовест-инфо“ он рассказал об удачном примере подобного сотрудничества с православным священником в Белгороде, что, по его мнению, спасло от гибели многих людей, узнавших о том, что они являются носителями ВИЧ-инфекции» [4]. Конец цитаты. О каком священнике идет речь и каким образом он сотрудничал с «ЦЗМ», вероятнее всего, так и останется неизвестно, но прописанный и озвученный в информационном пространстве факт взаимодействия лидеров этой, казалось бы, на первый взгляд действительно благотворительной организации с представителем Русской Православной Церкви, уже сыграет свою роль в дальнейшем продвижении их псевдореабилитационной индоктринационной технологии освобождения от химической зависимости на другие субъекты Российской Федерации. В то время как вопросов к таким «специалистам» с каждым годом накапливается все больше и больше.
Их задают не только в Москве, но и в некоторых регионах страны. Так, выступая в январе 2008 года на одной из секций XVI Международных Рождественских образовательных чтений, руководитель восьми реабилитационных общин, организованных при Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Николай Олегович Новопашин отметил следующие особенности взаимодействия недобросовестных религиозных и общественных организаций, которые под эгидой борьбы с наркоманией преследуют личные или корпоративные корыстные интересы: «На Ставрополье в течение долгого времени действует филиал общероссийской общественной организации „Фонд „Нет алкоголизму и наркомании (НАН)““ (президент — член Общественной Палаты РФ, О.В.Зыков)… На своем региональном сайте они разместили информацию, что не замыкаются на каких-то конфессиональных рамках и в течении многих лет ведут совместную работу с „Армией Спасения“ и рядом неопятидесятнических структур, которые отнесены религиоведческими центрами к тоталитарным сектам, что совсем недопустимо» [1].
Таким образом, в настоящее время формируются и набирают силу содружества организаций, способных своей деятельностью нанести ущерб государственной антинаркотической политике, кардинально отличающейся от тех методик, которые пропагандируют и активно используют в своей практике общественные организации типа Фонда «НАН» и БРОО «Центр здоровой молодежи», а также входящие в эту коалицию неопротестантские харизматические объединения.
В связи с этим целесообразно регулярное проведение экспертизы реализуемых подобными негосударственными структурами программ — как реабилитационных, так и профилактических. С этой целью в 2007 году при посещении одной из стационарных общин закрытого типа БРОО «Центр здоровой молодежи», расположенной на территории города Белгород, заместителем главного врача местного наркологического диспансера, сотрудниками Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского и руководителем Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, доктором медицинских наук, иеромонахом Анатолием (Берестовым), были выяснены некоторые подробности о деятельности данной региональной общественной организации. К сожалению, предоставленные приглашенным лицам материалы не смогли объяснить механизмов достижения тех высоких результатов, о которых заявили сотрудники «ЦЗМ» в своем пресс-релизе: «За время работы центра обратилось 163 человека. Из них 25 человек (15,3%) — ремиссия 1 год и более. 27 человек (16,6%) — ремиссия от 6 месяцев до одного года. 58 человек (35,6%) — ремиссия от 1 до 6 месяцев. 53 человека (32,5%) прервали курс по собственному желанию». Количество ребят, достигших продолжительных сроков воздержания от приема наркотиков, безусловно, превышает показатели государственных наркологических стационаров.
Однако здесь не указан самый важный показатель, интересующий специалистов наркологической службы — количество молодых людей, прошедших программу реабилитации и ресоциализации, завершивших ее и впоследствии благополучно вернувшихся на постоянное место проживания. При опросе членов общины выяснилось, что все они являются жителями Москвы и Московской области и домой, к близким родственникам, после прохождения курса подобного «духовного восстановления» возвращаться не планируют. То есть, у них был выявлен тот самый описанный выше «синдром госпитализма», характерный для представителей современных тоталитарных деструктивных культов, в частности, неопротестантских харизматических религиозных новообразований. Вспоминая о программе «Познай истину», указанной в пресс-релизе «ЦЗМ» в качестве одной из основных методик трезвения потребителей наркотиков, применяемых его сотрудниками, следует отметить, что при осмотре территории общины в одном из жилых помещений было обнаружено характерное для неопротестантов-харизматов издание Евангелия, выпущенного в середине 90-х годов прошлого века зарубежным издательством «Гедеоновы братья» огромным тиражом специально для России. Что касается заявлений лидеров «Центра здоровой молодежи» о символической оплате их специфических услуг, то они оказались несоответствующими действительности.
Специалисты-наркологи из белгородского наркологического диспансера сообщили о том, что в трех общинах, созданных под покровительством этой общественной организации на территории Белгорода (информация 2007 года), с родственников ребят, попавших в эти арендованные дома в черте города с небольшим участком земли, ни коим образом не подходящие под определение терапевтического сообщества для ресоциализации наркозависимых, взимается ежемесячная плата в размере 15 тысяч рублей. Руководство подмосковной общины принимает за свои услуги денежное вознаграждение в 2 раза больше, что составляло на тот момент сумму в размере 30 тысяч рублей. Как выяснилось, финансовый интерес у сотрудников БРОО «Центр здоровой молодежи» не ограничивается оказанием услуг по реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами. Так, при подготовке массовых акций, направленных на профилактику девиантного поведения детей и молодежи, проводимых на территории регионов, где присутствуют представители «ЦЗМ», PR-менеджеры, отвечающие за проведение рекламной кампании своих проектов и наполнение бюджета, стремятся в первую очередь получить прибыль с организованных при их участии мероприятий, а уже вторично — провести эффективное оздоравливающее социальную среду антинаркотическое мероприятие. То есть, движет этими людьми в данном случае корыстное желание получить максимальный гонорар за организацию такого рода акций и вместе с тем возможность пригласить молодых белгородцев и жителей области, зависимых от приема наркотиков для прохождения реабилитации в один из стационарных филиалов БРОО «Центр здоровой молодежи». Естественно, он должен быть расположен на территории, максимально удаленной от места постоянного проживания обратившихся за помощью лиц. В случае с этой организацией, речь идет о таких субъектах Российской Федерации, как Московская, Брянская и Волгоградская области, город Санкт-Петербург.
Как уже было указано выше, это условие является одним из ключевых для представителей современных религиозных новообразований, поскольку исключает утечку информации о происходящих в таких общинах событиях за их пределы. Местные жители не должны знать, что происходит за стенами арендованных для этих целей зданий и помещений. Этот критерий — один из наиболее желательных для спокойного функционирования подобных «центров духовного восстановления» или «здоровой молодежи». Как их не назови, но центрами реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков они не являются. Представленный Вашему вниманию информационно-аналитический материал тому подтверждение.
К сожалению, подобных прецедентов, когда организации, назвавшие себя благотворительными фондами (БФ), автономными некоммерческими организациями (АНО), региональными или межрегиональными благотворительными общественными организациями (РОО, РБОО или МБОО), являются носителями идей современных культовых новообразований, тоталитарных деструктивных культов или сект, что, в принципе, равнозначно, по России фиксируется все чаще. Это и БФ «Рука помощи» (г.Тверь), и АНО «Новая жизнь» (г.Санкт-Петербург), и РОО «Здоровое поколение» (г.Калининград), и МБОО «Преображение» с штаб-квартирой в г. Кемерово. Все они стремятся укрыть от посторонних глаз свое происхождение, чтобы получить поддержку государственных структур и бюджетное финансирование. Как написано в Евангелии: «Имя им — Легион». Но, зная общие принципы их функционирования, не представляет особого труда распознать их сущность, а также истинные цели и задачи. Несмотря на то, что их подходы к методикам освобождения от химической зависимости ни коим образом нельзя назвать профессиональными и соответствующими мировым и российским научным стандартам в данной области, они упорно называют свои общины реабилитационными или восстановительными центрами для наркозависимых, терапевтическими сообществами или коммунами, активно рекламируют свою на самом деле индоктринационную деятельность, громогласно называя ее спасительной для жителей России.
Таким образом, как мы видим, в настоящее время неопятидесятнические харизматические объединения и носители их идей, лукаво назвавшие свои проекты христианскими или даже нерелигиозными, уже хорошо научились не просто вербовать в свои ряды новых адептов под маской общественных, терпимых к представителям любых религий организаций, но и овладели коммерческими навыками, смешанными с откровенным обманом и подтасовкой фактов, продолжая при этом получать высокие доходы на горе родственников и близких людей потребителей наркотиков. Все эти «пасторы» и «епископы», а также те, кто не рискует открыто причислять себя к таковым, выдавая себя за рядовых энтузиастов трезвеннического движения, сегодня активно пытаются освоить государственный бюджет, выделяемый на проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на группу риска — молодежь, злоупотребляющую различными психоактивными веществами. При этом они пытаются при помощи агрессивной рекламной кампании выдавить из этого пространства конкурентов по их налаженному бизнесу, построенному на несчастье россиян, на слезах отцов и матерей, братьев и сестер алкоголь- и наркозависимых, и их самих. И это очень тревожный сигнал, оставлять который без внимания далее уже не представляется возможным.
Всем государственным структурам, общественным и традиционным религиозным организациям необходимо действовать сообща, развивая свои в полном смысле слова оздоравливающие программы и при этом блокируя попытки занять эту нишу тем, кто продолжает обретать над тысячами россиян власть как телесную, так и психическую под прикрытием лозунгов об освобождении их от алкогольной и/или наркотической зависимости, управляя их мыслями и действиями в соответствии с пожеланиями доктрины, противопоставляющей себя ныне существующей государственной идеологии и стратегии дальнейшего развития нашей страны. Не государственной власти призывают подчиняться лидеры таких группировок, а власти Иисуса Христа, единственными полномочными представителями которого на Земле называют себя руководители всех этих многочисленных разноименных харизматических «церквей» и их соработники из дочерних общественных организаций.
Безусловно, необходимо сделать еще много серьезных шагов для того, чтобы остановить распространение деструктивных религиозных новообразований, возникших при поддержке их зарубежных головных офисов, расположенных в подавляющем большинстве на территории Соединенных Штатов Америки, и в последние годы в огромном количестве размножающихся на территории Российской Федерации. Посредством ответственного лидерства традиционные религиозные и патриотически настроенные общественные организации исключительно российского происхождения обязаны приложить значительные усилия к тому, чтобы самостоятельно наполнить смыслом бытия сознание нашего народа, не дать ему забыть о причастности каждого из нас к судьбе своего Отечества. Это возможно только лишь при поддержке здоровых инициатив на уровне государства, при участии всех его структур в данном процессе. Только такой путь способен привести к возникновению сплоченных групп людей, работающих ради конструктивных целей и во имя искреннего созидания единства и благополучия всего российского сообщества, но не какой-то завезенной извне технологии манипуляции сознанием русского человека, возникшей вне исторически сложившейся для нашей территории религиозной традиции. Таким образом будут удовлетворены потребности подавляющего большинства людей, населяющих Россию, в ощущении того, что они являются частью здорового и крепкого государства, все силы которого направлены на поддержку в своих гражданах созидающей традиционной духовной составляющей, наиболее близкой их естеству и происхождению. Именно эти шаги способны окончательно укрепить фундамент национального единства и ускорить возрождение былого величия российского государства и вместе с тем не позволят представителям современных религиозных новообразований христианского толка и чужеродного происхождения осуществить свои далекие от интересов нашего народа и правительства замыслы, какими бы благими идеями и псевдонимами они не прикрывались.
В качестве мысли, завершающей данный информационно-аналитический обзор, приведу фрагмент статьи Александра Игоревича Чаусова — руководителя антисектантского проекта «Гнев» из древнерусского города Великий Новгород: «Если же мы представим, что неопротестантская сеть будет доминировать на территории России, то мы получим воплощенную мечту Адольфа Гитлера, когда в каждой деревне, в каждом городском квартале будет своя религия, своя история, своя культура… Фактически, цель у „классических сект“ в России одна, — превратить русскую цивилизацию в толпу Иванов, не помнящих родства. Нация, которая не помнит своей истории, не знает чем гордиться, не знает своей культуры и роли в мировой истории — это уже не нация, а стадо, которое можно вести куда угодно» [12].
Пока сохраняется надежда, что Правительство Российской Федерации успеет осознать всю глубину данной проблемы и предпринять серию превентивных акций на законодательном уровне, остановив тем самым распад российского сообщества на мелкие группы граждан, объединенных псевдоидеологией, пришедшей на нашу территорию со стороны Запада в том числе под прикрытием идеи освобождения русских людей от пристрастия к алкоголю и наркотикам. «Разделяй и властвуй!» — принцип, который покорил не одну цивилизацию. Стать очередной его жертвой мы не имеем права — за упущенные сегодня возможности отвечать придется завтра перед потомками. Русский народ — не стадо и каждый из нас способен доказать это не на словах, а на деле. Данный вопрос выходит за рамки наркологии — это уже вопрос национальной безопасности нашего государства, как наркотической, так и демографической.
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психиатр, Федеральное государственное учреждение «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского» Росздрава, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского
__________________________________
Опубликовано в журнале РАМН «Наркология», N4, 2009 год, стр. 79−92
Список литературы:
1. Анохина Е.А. «Чудо спасения» // Ставрополь, 2008 г. — с.120
2. Бельков С.Н. «О перспективах взаимоотношений органов государственной власти и епархиальных структур в деле развития реабилитационных программ для наркозависимой молодежи» // Информационный портал российского представительства международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков (ECAD)»; электронный адрес размещения: http://www.ecad.ru/f4/sem30−03.html
3. Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л. «Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями» // Журнал РАМН «Наркология», N1, 2006 г., с. 56−59
4. Зайцева Ю. «Главное в борьбе со СПИДом — духовно-нравственный аспект» // Сайт «Благовест-инфо»; электронный адрес размещения: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=23 978
5. Игонин А.Л. «Общество „Анонимных Алкоголиков“ („Анонимных Наркоманов“) и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)» // Журнал РАМН «Наркология» N1, 2007 г. или информационно-публицистический ресурс «Нет — наркотикам»; электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/expert_6426.html
6. Каклюгин Н.В. «Нерелигиозная методика коррекции зависимого поведения потребителей наркотиков в терапевтических сообществах (ТС) „МОНАР“ (Республика Польша) и „Знаменка“ (Калининградская область)» // Журнал РАМН «Наркология», N11, 2008 г., с. 70−80 или православное информационное агенство «Русская линия»; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=113 614
7. Каклюгин Н.В. «Послесловие к круглому столу „Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви“» // Журнал РАМН «Наркология», N4, 2008 г., с. 74−83 или информационно-публицистический ресурс «Нет — наркотикам»; электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/christianity_6583.html
8. Каклюгин Н.В. «Стратегия „снижения вреда“ в борьбе с ВИЧ/СПИД как фактор дестабилизации демографической ситуации на территории Российской Федерации: этиология и патогенез» // Информационно-публицистический ресурс «Нет — наркотикам»; электронный адрес размещения: http://narkotiki.ru/mir_6514.html
9. Мухтаров Е.О. «Сергей Ряховский: штрихи к портрету» // Доклад на Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», г. Саратов, 10−11 мая 2005 года; электронный адрес размещения: http://www.anticekta.ru/Konf/Saratov11.05.05/Doklad/Muhtarov.html
10. Паньчу О. «Неопятидесятнические секты: угроза религиозного экстремизма» // Доклад на Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», г. Саратов, 10−11 мая 2005 года; электронный адрес размещения: http://www.anticekta.ru/Konf/Saratov11.05.05/Doklad/Panchu.html
11. Плетнев М.Ю. «Программа „12 шагов“ как религиозное явление» // Сборник статей «Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму. (Выпуск второй)» — СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2005. — с. 85−102 или православное информационное агенство «Русская линия»; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=113 629
12. Чаусов А.И. «Сетевая атака на Православие» // Информационный портал фонда «Русская Цивилизация»; электронный адрес размещения: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=23 476
13."Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами". Под редакцией Ю.В. Валентика // М., 2003, с. 112−115
14. Итоговая резолюция круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» Директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, генералу полиции В.В. Черкесову, Национальный научный центр наркологии, Москва, 15.12.2007 г. // Православное информационное агенство «Русская Линия»; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=112 497
15. Итоговая резолюция круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, Национальный научный центр наркологии, Москва, 15.12.2007 г. // Православное информационное агенство «Русская Линия»; электронный адрес размещения: http://www.rusk.ru/st.php?idar=112 437
Таблица N1. Статистические данные центров реабилитации потребителей наркотиков российского филиала международного неопротестантского харизматического культа «Исход (Exodus)» за период с 1 января 2001 года по 6 января 2009 года
Город | Ближайший к общине населенный пункт (её наименование) | Сегодня в центре | Прибыло за период | Убыло за период | Направлены в служение | Переведены в другой центр | Прервали курс реабилитации | Закончили реабилитацию и уехали домой |
Ставропольский край (СК) | ||||||||
Ставрополь | — («Лето Господне») | 8 | 66 | 58 | 8 | 18 | 32 | 0 |
- («Сестры Сиона» — женский) | 8 | 52 | 44 | 9 | 6 | 28 | 1 | |
- («Сыны Света») | 16 | 73 | 57 | 9 | 17 | 30 | 1 | |
Школа лидеров | 30 | 131 | 103 | 75 | 6 | 19 | 3 | |
Ессентуки | Северный | 21 | 97 | 75 | 11 | 7 | 57 | 0 |
(«Ферма») | 10 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Кисловодск | - | 18 | 187 | 168 | 28 | 37 | 102 | 1 |
Пятигорск | - | 11 | 108 | 97 | 26 | 13 | 57 | 1 |
Казачий | 15 | 69 | 54 | 9 | 7 | 37 | 1 | |
ИТОГО по региону: | 137 | 793 | 656 | 175 | 111 | 362 | 8 |
Ростовская область (РО) | |||||||||||||||||||
Ростов-на-Дону | Школа лидеров | 22 | 90 | 68 | 60 | 1 | 7 | 0 | |||||||||||
Азов | Школа прославителей | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | |||||||||||
Аксай | - | 11 | 65 | 54 | 19 | 4 | 30 | 1 | |||||||||||
Ангарский | 14 | 38 | 24 | 4 | 4 | 16 | 0 | ||||||||||||
Батайск | - | 18 | 62 | 44 | 9 | 6 | 26 | 3 | |||||||||||
Белорусский (закрыт) | 0 | 19 | 19 | 3 | 5 | 11 | 0 | ||||||||||||
Волжский | 6 | 27 | 21 | 3 | 1 | 13 | 4 | ||||||||||||
Головатовский | 26 | 116 | 90 | 26 | 14 | 42 | 8 | ||||||||||||
Калинина (закрыт) | 0 | 17 | 17 | 3 | 6 | 8 | 0 | ||||||||||||
Куйбышевка — женский | 9 | 48 | 39 | 10 | 8 | 18 | 3 | ||||||||||||
Морозова | 11 | 62 | 50 | 13 | 9 | 27 | 1 | ||||||||||||
Новочеркасск | Кавказский | 24 | 103 | 78 | 24 | 10 | 43 | 1 | |||||||||||
Таганрог | Северный | 10 | 39 | 29 | 3 | 2 | 23 | 1 | |||||||||||
Бессергеновка | 14 | 159 | 146 | 18 | 32 | 94 | 2 | ||||||||||||
Дарьевка | 23 | 209 | 185 | 31 | 34 | 116 | 4 | ||||||||||||
Шахты | пос. Артем (закрыт) | 0 | 52 | 52 | 20 | 9 | 22 | 1 | |||||||||||
Нежданка (закрыт) | 0 | 66 | 66 | 21 | 8 | 37 | 0 | ||||||||||||
ИТОГО по региону: | 188 | 1173 | 983 | 268 | 153 | 533 | 29 | ||||||||||||
Краснодарский край (КК) | |||||||||||||||||||
Краснодар | - станица Северская («Бригада») | 0 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | |||||||||||
Краснодар | - станица Северская («Лагерь») | 44 | 211 | 167 | 41 | 17 | 86 | 23 | |||||||||||
Сочи | Веселый | 26 | 117 | 90 | 7 | 20 | 61 | 2 | |||||||||||
Дагомыс | 16 | 53 | 37 | 1 | 8 | 28 | 0 | ||||||||||||
Мацеста | 26 | 172 | 145 | 12 | 41 | 84 | 8 | ||||||||||||
Лабинск | Кирпичный | 9 | 130 | 121 | 30 | 30 | 61 | 0 | |||||||||||
Новороссийск | Нижняя Баканка | 1 | 10 | 10 | 0 | 7 | 3 | 0 | |||||||||||
Шапсуга (библейская школа) | 2 | 113 | 111 | 90 | 4 | 10 | 7 | ||||||||||||
ИТОГО по региону: | 124 | 808 | 683 | 181 | 128 | 334 | 40 | ||||||||||||
Республика Адыгея (РА) | |||||||||||||||||||
Майкоп | Гавердовский | 5 | 100 | 94 | 14 | 38 | 42 | 0 | |||||||||||
Маленький Лабинский | 6 | 84 | 78 | 10 | 32 | 36 | 0 | ||||||||||||
Ханская | 11 | 154 | 142 | 12 | 54 | 75 | 1 | ||||||||||||
ИТОГО по региону: | 22 | 338 | 314 | 36 | 124 | 153 | 1 | ||||||||||||
Республика Северная Осетия — Алания (РСО — А) | |||||||||||||||||||
Владикавказ | Ардон — бригада (закрыт) | 1 | 36 | 35 | 6 | 12 | 17 | 0 | |||||||||||
Воронежская область (ВО) | |||||||||||||||||||
Воронеж | Школа лидеров | 0 | 59 | 59 | 48 | 1 | 10 | 0 | |||||||||||
- | с.Подклетное (1) | 11 | 71 | 60 | 11 | 17 | 30 | 2 | |||||||||||
- | с.Подклетное (2) | 11 | 78 | 67 | 12 | 14 | 39 | 2 | |||||||||||
- | с.Солнцево (1) | 13 | 98 | 87 | 18 | 19 | 47 | 3 | |||||||||||
- | с.Солнцево (2) | 9 | 91 | 82 | 13 | 28 | 39 | 2 | |||||||||||
ИТОГО по региону: | 44 | 397 | 414 | 102 | 79 | 165 | 9 | ||||||||||||
Липецкая область (ЛО) | |||||||||||||||||||
Липецк | Кузьминка | 10 | 50 | 40 | 6 | 2 | 32 | 0 | |||||||||||
Московская область (МО) | |||||||||||||||||||
Руза | - | 15 | 98 | 83 | 21 | 10 | 45 | 7 | |||||||||||
Ярославская область (ЯО) | |||||||||||||||||||
- | Железово | 0 | 7 | 7 | 3 | 0 | 3 | 1 | |||||||||||
- | Шалаево | 8 | 28 | 20 | 4 | 7 | 7 | 2 | |||||||||||
ИТОГО по региону: | 8 | 35 | 27 | 7 | 7 | 10 | 3 |
Таблица N2. Итоги работы центров реабилитации потребителей наркотиков российского филиала международного неопротестантского харизматического культа «Исход (Exodus)» за период с 1 января 2001 года по 6 января 2009 года
Субъект РФ | СК |
РО | КК | РА | РСО — А | ВО | ЛО | МО | ЯО | ИТОГО: |
Прибыло за период | 793 | 1173 | 808 | 338 | 36 | 397 | 50 | 98 | 35 | 3728 |
Убыло за период | 656 | 983 | 683 | 314 | 35 | 414 | 40 | 83 | 27 | 3235 |
Направлены в служение | 175 | 268 | 181 | 36 | 6 | 102 | 6 | 21 | 7 | 802 |
Переведены в другой центр | 111 | 153 | 128 | 124 | 12 | 79 | 2 | 10 | 7 | 626 |
Прервали курс реабилитации | 362 | 533 | 334 | 153 | 17 | 165 | 32 | 45 | 10 | 1651 |
Закончили реабилитацию и уехали домой | 8 | 29 | 40 | 1 | 0 | 9 | 0 | 7 | 3 | 97 |
Сегодня в центрах «духовного восстановления» | 137 | 188 | 124 | 22 | 1 | 44 | 10 | 15 | 8 | 549 |
https://rusk.ru/st.php?idar=155320
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |