Труд | Валерий Коновалов | 25.01.2006 |
— Обычно объясняют, что именно в этот день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета.
И якобы Иван Иванович Шувалов, предложивший императрице сей указ, выбрал такую дату потому, что мать его звали Татьяной. И вот логическая цепочка: день рождения Московского университета — Татианинский храм — главный российский вуз — Татиана, небесная покровительница всех российских студентов. В такой версии есть очевидные натяжки. Начать с того, что храм Татианы освящал митрополит Платон в 1791 году, когда уже ни Елизаветы Петровны, ни Шувалова в живых не было. Естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью.
— Да ведь и в этот день поминаются несколько святых…
— Тем не менее была выбрана мученица, о которой мы и знаем-то не так много. Но если вдуматься, то выбор тот окажется наполнен немалым смыслом. Девица Татиана жила в Риме в III веке, была диакониссой. Это такой древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Она исповедала себя христианкой и после страданий приняла мученическую кончину.
— И что же в этом житии связывает Татиану с нынешними студентами?
— Так вот о том, существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире — между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь — интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Это очень важно и глубоко поучительно. Во-вторых, Татиана была девицей, то есть явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия, что куда как актуально для нынешней молодежи да, пожалуй, и для всей интеллигенции. Ведь если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками. И последнее. Ее мучитель, римский император Александр Север, был, можно сказать, религиозным глобалистом той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи. И, по сути, предложил: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос — «один из». Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма — вот путь святости, который тоже столь важен сегодня. Вот почему, думается мне, и прочтется житие святой Татианы не без пользы всеми, для кого смысл жизни не в одном лишь грубом наслаждении ее благами.
— Спасибо, отец Максим, с праздником!
http://www.trud.ru/2006/01/25/200 601 250 110 102.htm