Русская линия
Русская линия Людмила Рябиченко29.04.2009 

Вызовы времени

Цунами информации идёт на нас, не оставляя шанса укрыться, а мы всё стремимся ей навстречу. Информация уже давно — не только и не столько «сведения, передаваемые людьми» — из статиста она превратилась в главное действующее лицо нашей жизни. При этом отношения с реальностью у неё самые вольные: хочу — сделаю правдой это, а хочу — то. «Кто владеет информацией — владеет миром».

По мнению медиков, перенасыщенность информацией психологического пространства человека и общества в целом достигла критического уровня. И неконтролируемый доступ к реальному управлению нашим самочувствием, настроением, поведением и всей картиной мира — уже свершившийся факт.

Аналитики говорят об опасностях, возникающих на этой почве — психологических, нейрофизиологических и биогенных, включая экологические. Потенциальные «производители» опасности — средства массовой коммуникации — СМК, в которые входят СМИ, ТВ, реклама, Интернет, информационные системы, игровые технологии. Каждая из этих сфер требует отдельного рассмотрения.

Смертельные игры

Пришло время всеобщих игр — набирает обороты игровая индустрия. Но это — вовсе не те игры (сюжетно-ролевая, режиссёрская), в которые, как до сих пор учат педагогов и психологов, для правильного развития психики обязательно должен поиграть в своей жизни каждый ребёнок. В наш обиход прочно вошли игры другие.

Вот в погоне за престижем («могу себе позволить!») впускаем в наш дом «нового друга» — компьютер. Сам по себе — ничего особенного, «железка», но только — при соблюдении правил безопасности.

Ведь как бывает: усадили ребёночка к монитору — и он при деле, и мы свободны. И вот уже трёхлетний малыш готов, не отрываясь, нажимать на кнопки несколько часов кряду, забыв даже про еду, чего, в общем-то, в норме не бывает. Родительские амбиции приятно согреваются — вот какой ребёночек у нас умненький! Спохватившись, пробуем выключить компьютер, а малыш истошно кричит, кусается и дерётся — он требует дать то, без чего он уже не может! Словом, отдали ребёнка «няньке», а взять обратно — не получается. К сожалению, описанный случай — реален, и мы имеем тут дело, уже с зависимостью, которая проявит себя потом ещё не раз.

Хрестоматийный пример из опытов на крысах иллюстрирует картину возникновения зависимости: крысе вживлялся электрод в участок мозга, условно называемый «зоной удовольствия». Случайно крыса давила именно на тот рычажок, который посылал импульс на данный электрод, а потом, в жажде повторить приятное ощущение, начинала вновь и вновь нажимать на него, не обращая внимания на лежащую рядом еду — до самой своей гибели от истощения.

Развиваться или.

Зависимость от различных видов игр получила название «лудомании» (от лат. «ludus» — «игра»), а также — гемблинг, игромания. Различают зависимость от игральных компьютерных систем, от игры в казино и от игровых автоматов.

Возрастной ценз компьютерной зависимости — подростки и молодые люди лет до 18−20, хотя границы эти могут ощутимо меняться. Так, в Америке изобретена и уже появилась в Москве специальная игровая приставка для ..младенцев. Провода от датчиков подсоединяются к ручкам малыша, и его непроизвольные движения вызывают изменения цветовых пятен на экране. Совсем скоро ребёнок начинает присматриваться к экрану, заинтересовывается картинками и — развлекает себя сам. Мама может спокойно заниматься своими делами. Но вот только впоследствии у такого «игрока» остаются неразвитыми лобные доли мозга и — необратимо нарушается психическое развитие.

Америка уже бьёт тревогу: многие из пяти-шестилетних детей приходят в школу, практически не умея говорить. Односложная речь, непонимание простейших инструкций, крайне выраженная неспособность к обучению — сделать ребёнка таким очень просто: заменить разговор по душам с мамой или прогулку с папой, любимую игру, сказку на ночь или колыбельную — водопадом подарков и исполнения всех желаний («мой ребёнок не должен нуждаться ни в чём!»). И главное, не забыть про ..компьютер и телевизор.

В плену иллюзий

Не у всех детей есть дома такие «игрушки», как у друзей, или, напротив, есть всё, но скучно играть одному. Настоящей бедой для родителей становится «пропадание» подростков в игровых салонах, когда те играют там по пять — десять часов в день, и, наконец, вообще перестают есть, спать, играя, не трогаясь с места, пока деньги не закончатся. Единственной заботой для них становится поиск денег — и начинаются кражи.

Незрелая психика подростка ещё не может противостоять совершенству игр, с их яркостью изображения и возрастанием возможностей, имитирующих реальность. Для изменения сознания и принципов взаимодействия с реальным окружающим миром подростку бывает достаточно одного часа диалога с призрачным миром. «Виртуальная порнография» позволяет чуть ли не управлять тем, о чем неловко и говорить. Чем это обернётся потом? Современные игры полностью имитируют составляющие боевых сценариев: человеческое тело, кровь. Большинство из них построено на имитации насилия — насилия, которым игрок управляет!

Московский подросток, увлёкшийся компьютерными играми, бросил учёбу, перестал выходить из дома и играл, играл. В ответ на упрёки матери, кстати, работавшей на трёх работах и растившей его без чьей-либо помощи, он однажды схватил кухонный нож и тридцать семь раз вонзил его в мать, а затем пошёл снова играть. Лишь через неделю соседи, встревоженные запахами, положили конец этому безумию. Когда милиция вскрыла квартиру, на кухне в паласе лежало тело матери, а в комнате играл в компьютерные игры сын.

У бедных — свои игры

Зависимость от казино можно отнести даже не к игре, развлечениям, а к особому стилю жизни, привилегии современных «аристократов». Как явление элитарное, оно не столь характерно для подавляющего большинства населения, по сравнению с компьютерными играми или игровыми автоматами, ставшими «казино для бедных».

В провинциальных городах автоматы появились осенью 2002 г. — сейчас «позорные столбы», как их уже называют, есть в каждой деревне. У нас массовый «вброс» их произошёл после шумихи с «семисотпятидесятилетием Калининграда». На семнадцати автобусных остановках вдруг (одновременно с перепрофилированием целого ряда продуктовых магазинов в игровые салоны) выросли киоски — звенящие монетами, манящие переливами огней. И сразу же «обросли» стайками людей, отрешённо и зачарованно следящих за мельканием барабанов. В Калининград пришла лудомания.

«Китайский синдром» в действии

Считается, что диагноз лудомании впервые в мире был поставлен в 1928 году. Как массовое явление она появилась в 60-х годах ХХ века под названием «китайский синдром», когда Юго-Восточная Азия не смогла устоять перед увлечением азартными играми. С 1994 г. как расстройство зависимости под кодом F63.0 она была включена в списки заболеваний на место вычеркнутого. гомосексуализма: «расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей». По данным Национального научного центра наркологии Минздрава России, «лудомания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания, а ее социальные последствия могут быть не менее губительными».

Заболевают ею люди от 21−35 лет. Чисто российский штрих — внушительная армия пенсионеров — играя в надежде на хоть какое-то облегчение существования, они часто пересказывают друг другу истории, что кто-то выиграл «целые тыщи», но, увы, не вспоминая о пенсионерке, проигравшей за месяц 20 тысяч. Среди них очень высок процент самоубийств.

..Эта старушка приходит в центральный универсам Липецка к игровым автоматам каждый день — с той разницей, что 20 числа у неё в руках пенсионные две тысячи, которые в 5-рублёвом виде быстро перекочёвывают в «столбик», а в остальные дни она выпрашивает мясные обрезки у продавщиц и глазеет на чужую игру.

Игроманы сутками обходятся без еды и сна — когда играют. Вне игры у них происходит нечто подобное ломке или похмелью — психологическая абстиненция, иногда во время игры возникают ощущения раздвоения личности, случаются провалы в памяти, наблюдаются приступы панического страха, признаки общей депрессии, суицидальные попытки.

Как всё начиналось

В России игровые автоматы стали появляться с середины 80-х, в начале 90-х в Москве в гостинице «Ленинградская» открылось первое казино. В конце 1998-го Юрий Лужков подписал распоряжение «О внедрении системы „Джекпот“ в Москве», указав повсеместно содействовать «внедрению новых технологий». В 2002-м спохватились, передали право лицензирования Госкомспорту. В 2004 г. право лицензирования у Госкомспорта отняли, но это ничего не изменило: в стране, не имеющей закона об игорном бизнесе, можно безбоязненно работать по одной лицензии — хоть всем! — за 30 процентов от выручки.

Официальной статистики заболеваемости лудоманией пока нет, но прогнозируется её вал всего чрез несколько лет. Еще прошлой осенью Минздрав объявил о 300 тысячах зарегистрированных в Москве случаях, придав ситуации статус эпидемии. Среди заболевших около 90 процентов мужчин, но число женщин растет, и, учитывая традиционную сложность их излечения, впереди — ещё одна социальная катастрофа.

..Возвратясь домой, 28-летняя внешне благополучная самарчанка, взяла на руки трехлетнюю дочку и вместе с ней выпрыгнула с девятого этажа. Выяснилось, что, не сумев побороть безудержную тягу к игре, снеся в игровые салоны и казино всё своё имущество и деньги матери, и не найдя средств на выплату долга, она расплатилась за игру жизнью.

В Душепопечительском Центре во имя св. прав. Иоанна Кронштадского на Крутицком подворье, под руководством доктора мед. наук, иеромонаха Анатолия Берестова накопили огромный опыт помощи людям с зависимостями. По словам заведующего миссионерским отделом психолога Изяслава Адливанкина, самую страшную опасность с необратимыми последствиями для психики, представляют именно самые примитивные игровые автоматы — путей её излечения они пока не видят.

Что происходит

В спорах о лудомании называются самые разные её причины — генетика, синдром дефицита удовлетворенности, внутренний дефицит опоидов, незрелость личности. После двух лет исследований в Центре на Крутицах пришли к выводу, что при создании данных игровых систем применены скрупулезно продуманные психотехнологии, искусственным путём формирующие патологическую зависимость игрока от автоматов. Специалисты нашли им объяснение в рамках нейрофизиологии: учения академика Павлова о рефлексах, объясняющего пути возникновения зависимости, и учения русского физиолога Ухтомского о доминанте, раскрывающего технологию этого процесса — научная медицина использует их для поиска помощи человеку в болезнях, но если взять то же самое в целях искусственного формирования самого заболевания. Выводы ошеломляют своей простотой и — безнадёжностью. Воистину, «ларчик просто открывался» — да оказался «ящиком Пандоры»..

Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, сочетая приём пищи и свет лампочки: при виде мяса у животных начинала течь слюна. А когда потом лампочку стали зажигать без кормежки, слюноотделение у собак всё равно появлялось, так как у них выработался условный рефлекс на свет лампочки.

Как ни прискорбно, у игроков тоже вырабатывают рефлексы — именно как у собак, с использованием тех же механизмов — только с применением самых передовых компьютерных технологий.

Игровые автоматы представляют собой три крутящихся барабана, на которых нарисованы определенные рисунки и знаки — для выигрыша необходимо, чтобы они выпали на одну линию. Игрок часами пристально следит за барабанами, пытаясь предопределить, когда они остановятся. Он бросает деньги — зажигается лампочка. Не спуская глаз с крутящихся барабанов, игрок нажимает соответствующие кнопки. Каждый момент выигрыша сопровождается характерным звуком и цветовыми всполохами; потом высыпаются деньги, что опять сопровождается цветомузыкой.

И снова: деньги бросил — зажглась лампочка, кнопку нажал — закрутились барабаны, получил выигрыш — зазвенели монеты. Деньги бросил — зажглась лампочка. — похоже на старую схему «лампочка — мясо — слюна»?

Хищник в мозгу

Упрощённо схему возникновения «доминанты по Ухтомскому» можно объяснить на примере кубика с различно и ярко окрашенными противоположными гранями. Допустим, последовательно сменяя друг друга, он крутится перед глазами игрока в определенном темпе: красный-белый, красный-белый — час, два, пять, десять, сутки, месяцы. А поскольку для игрока это жизненно важно, то в «наблюдении» за кубиком задействована вся высшая нервная деятельность. В результате в мозгу образуется некая агрессивная, энергетически подавляющая соседние отделы мозга, «компания» клеток, которая, «забыв» все прочие свои задачи, «думает» теперь день и ночь только об этом кубике. Происходит образование доминанты — своего рода «нового органа», на который завязан ещё целый ряд сопровождающих игру рефлексов. Кстати, сам Ухтомский определял доминанту и как «стремление хищника во что бы то не стало достичь своей цели овладеть жертвой».

Одновременно при этом происходит выработка организмом эндорфинов и прочих биохимических веществ широкого спектра, которые сами по себе вырабатывают особого рода химическую зависимость.

Спецрежиссура

Условный рефлекс у собак вырабатывался в среднем всего за двенадцать опытов — игрок за ночь повторяет одну и ту же операцию тысячи раз. При этом вся окружающая его обстановка тщательно отрежиссирована.

Специальный «квадратный» ритм музыки, световые сполохи осуществляют резонанс отделов мозга, настраивая их на одну частоту. Это облегчает усвоение любой информации и — усиливает внушаемость.

Всё, что игрок видит во время игры «краем глаза», автоматически сцепляется в прочную цепочку ассоциаций, где каждый из сигналов становится закреплением другого и замыкается на главный предмет интереса — крутящиеся барабаны с картинками. Мигалка на соседнем автомате или где-то в салоне, ритмичная музыка и смена цифр на бегущей строке, мигание лампочек на пультах и символах самого аппарата — чем их больше, тем сложнее рефлекторная дуга.

В дальнейшем любой такой сигнал и вне игры сразу активизирует доминанту и включает весь «игровой» механизм. Наружная реклама салонов тоже прячет в своих ритмичных сполохах всё те же ключи к попавшимся «ловцам удачи».

Лудоману для «включения программы» игры много не надо — достаточно мельком увидеть, например, мигалку машины, убирающей улицы, аналогичную стоящей в игровых салонах. И потом такой бедняга рассказывает: «Иду по дороге, ни о каких автоматах не думаю, никакой тяги к ним нет. Но внезапно разворачиваюсь и иду играть. Сам не понимаю, как это со мной происходит». Часто это сопровождается провалом в памяти, после которого человек приходит в себя уже в игровом салоне, часто на другом краю города, добравшись туда «на автопилоте».

Происходит искусственная «организация» центра удовольствий, от диктата которого избавиться невозможно: в экспериментах при его удалении эту функцию перенимают на себя соседние отделы мозга.

..Москвичка, пристрастившаяся к автоматам, твердо решила порвать с этой страстью. Целый год регулярно ходила в храм, исповедовалась, причащалась. Казалось, исцелилась, и близкие, собрав огромную сумму на выплату долга, доверили ей самой отнести деньги. Она очнулась в салоне, когда выкладывала в автомат последние рубли.

С одной стороны, идет обычный, хорошо известный клинике, процесс формирования зависимости, с другой — происходит непосредственная стимуляция отделов мозга, по типу лабораторных исследований — кибернетическая составляющая этого процесса делает автоматы страшнее наркотиков.

Коварные ловушки

Зачастую люди, которые не интересуются игрой, полагают, что им и знать ничего об этом не надо. Но среди обращающихся за помощью много таких, которые изначально не были подвержены какого-то рода пагубным страстям — вполне приличные люди, пришедшие спасти своих друзей от ненавистных автоматов. Пробыв вместе с ними в салонах и мельком сыграв несколько партий, они стали такими же зависимыми.

..В уличный игровой салон вошёл плотный мужчина, надолго завис у автомата. Когда кончились деньги, попросил поменять ему несколько 100 -долларовых купюр. Кассирша неохотно разменяла. Через несколько часов, он лишился и этих средств, после чего подошёл к кассирше и попросил вернуть ему деньги, поскольку «автоматы подкручены и выиграть на них невозможно». Получив отказ, он стал скандалить, но был выведен охраной. Через несколько минут в салон на высокой скорости въехал джип «Гранд-черокки». Выскочивший из него клиент, выхватил «калашников» и открыл огонь по всем, кто находился в заведении. Забрав из кассового аппарата все деньги, он достал из багажника канистру с бензином и облил пол. А отъезжая, кинул внутрь помещения зажигалку.

«Столбики» установлены во многих продуктовых магазинах; продавщицы, присматривающие за ними по совместительству, сами начинают играть и незаметно становятся ..лудоманками. Специалисты Центра авторитетно утверждают: не может быть человека, который несколько раз пообщается с современным игровым автоматом и не станет от него фатально зависимым — первая сигнальная система у нас у всех одинакова. При этом патологическая зависимость формируется в течение всего 8−10 часов проведенных в игре на игровых аппаратах.

Что делается

Когда-то лудоманию лечили электорошоком и вызывающими тошноту препаратами, стремясь выработать условный рефлекс. Пациентов заставляли играть сутки напролет до отвращения или собирали в группы комплексной терапии. Но лекарства пока нет — как убрать рефлекс?!

Во многих странах игорные заведения ежемесячно платят налог на содержание учреждений, излечивающих граждан от лудомании.

В Лас-Вегасе, существует специализированная клиника «Центр по борьбе с лудоманией» — там проводят всевозможные исследования игорной деятельности людей, а также амбулаторное и стационарное лечение патологических игроков. Очень похоже на любезного убийцу: «Зато потом ваше тело будут периодически украшать и опрыскивать духами»..

У них

— в США казино сосредоточены лишь в Лас-Вегасе, Атланте и некоторых индейских резервациях, а все игорные заведения размещаются в отдельных районах или городах

— в Израиле азартные игры запрещены совсем, а владельцам подпольных салонов грозит пожизненное заключение

— в Нидерландах запрещается эксплуатировать игровые автоматы с неограниченным выигрышем и устанавливать игровые автоматы в кафе; к азартным играм не допускают лиц моложе 18 лет.

— в Финляндии единственное на всю страну казино RAY действует в Хельсинки лишь с 1991 года

— в Китае единственным городом, где разрешен игорный бизнес, является бывшая португальская колония Макао, ставшая в 2004 году вторым после Лас-Вегаса игорным центром мира.

— В Армении игорные заведения выведены на 50 километров за пределы городов

— В Англии новое казино открывают только вместо закрытого

— в Голландии игровые автоматы разрешают устанавливать даже в кафе, но проиграть и выиграть можно лишь мизерные суммы

— в мусульманских странах игры запрещены вовсе

— во многих государствах человек может написать заявление, чтобы его не подпускали к автоматам, и носить эту бумагу при себе

А у нас?

Российский игорный бизнес никак не контролируется государством. Попытка принять федеральный закон закончилась тем, что в его «зарубили» в третьем чтении без объяснений.

На сегодняшний день в России функционируют более 4 тысяч крупных и мелких казино, около 50 тысяч автоматов, находящихся в непосредственной близости от вокзалов, метро, кинотеатров, развлекательных центров, учебных заведений и т. д. Безусловными лидерами игорной индустрии являются Москва и Санкт-Петербург, но провинция уверенно рвётся к первенству.

Правда, регионы начинают проявлять активность: городские законодательные органы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Казани, Нижнекамска, Красноярска приступили к процедуре принятия местных законов, призванных хоть как-то восполнить правовой вакуум в сфере игорного бизнеса и ограничить этот бизнес цивилизованными рамками.

Даже не пробуй!

Когда-то, по историческим меркам «вчера», мы знали только два автомата — телефонный и с газировкой. И уж никому не приходило в голову их бояться.

Теперь, пора признать, роботы стали опасны.

Люди идут за хлебом, останавливаются бросить монетку и исчезают как личности. Пока вылечить лудомана невозможно. Самое лучшее — не начинать играть, даже не пробовать. Даже не смотреть на игровой автомат.

А профилактику этого явления проще всего начать с детства. Например, помогать детям играть в их любимые игры, чтобы не спровоцировать задержку развития, когда играть неожиданно хочется уже в преклонном возрасте. Общаться с ними, развивать их, чтобы они сами отказались от «примитива», любить их, дарить тепло, поддерживать и — воцерковлять: ведь «что невозможно человекам — возможно Богу».

https://rusk.ru/st.php?idar=155231

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика