Православие.Ru | Галина Бесстремянная | 29.04.2009 |
7/20 марта сего года отошла ко Господу схиигуменья Стефанида (Топоркова) — первая настоятельница возрожденного Никольского Клобукова монастыря в городе Кашине. Сегодня, 15/28 апреля, — 40 дней от преставления матушки Стефаниды. Светлая ей память!
Чаще всего паломники стремятся поклониться святыням хорошо известных обителей. Однако есть множество небольших городов и весей, связанных с именем лишь одного святого, просиявшего перед Богом. Об этом приходится вспоминать в наши дни, когда все мы вынуждены осознавать, насколько хрупка и незащищена православная вера за пределами мегаполисов. Поэтому молитвенная и деятельная поддержка так необходима немногим подвижникам, возносящим молитвы ко Господу во всех уголках нашей Родины и за ее пределами.
В июне 1909 года многотысячные крестные ходы со всей России входили в маленький город Кашин, чтобы отпраздновать второе прославление его небесной заступницы, жившей в XIII—XIV вв.еках и явившей образец женской святости в тяжелое и неспокойное время монголо-татарского нашествия, — благоверной великой княгини Анны Кашинской.
В 2009 году в Тверской и Кашинской епархии будет отмечаться юбилей — 100-летие со дня второго прославления благоверной княгини. К празднику приурочено и долгожданное возвращение величественного Воскресенского кафедрального собора, который используется пока еще как дом культуры.
Возрожденный в 1998 году ежегодный крестный ход с мощами святой покровительницы города остановится и у старинного Никольского Клобукова монастыря — единственной восстановленной обители в этом кафедральном городе. Однако паломников уже не встретит его первая (после возрождения) настоятельница: 20 марта 2009 года схиигуменья Стефанида отошла го Господу.
Юлия Ефимовна Топоркова — таково было мирское имя матушки Стефаниды — родилась 28 июня 1938 года в казачьей семье на Кубани. В семье было трое детей, Юлия была самой младшей. Благочестивые родители Юлии прожили более 90 лет и умерли практически в одно и то же время. Будущая монахиня окончила Московский государственный текстильный институт и стала художником по тканям. Ее дипломная работа, посвященная русскому традиционному костюму, заняла призовое место и демонстрировалась на Парижской выставке.
Позже Юлия поняла, что ей предназначен иной путь. Мирские занятия были оставлены. Она подолгу молилась в соборах и храмах Твери, а затем приняла постриг в Ивановском Введенском женском монастыре с именем Анна — в честь святой Анны Кашинской.
Благоверная княгиня Анна Кашинская — удивительная святая. Ростовская княжна Анна родилась в 1278 году, в 17 лет вышла замуж за тверского князя Михаила и всю свою жизнь посвятила Тверскому княжеству и его людям. Княгиня была замечательной женой и матерью и вырастила четырех сыновей, глубоко преданных своей Родине. В неспокойное время ордынского владычества ее супруг Михаил был вынужден пожертвовать собой, отправившись к татарскому хану на верную смерть. Только так он мог спасти свое княжество от разграбления. Анна прощалась с мужем, понимая, что больше никогда его не увидит. В Дербенте святому князю вырезали сердце, а в Тверь только год спустя привезли его тело. Впоследствии в Орде погибли и два сына княгини Дмитрий и Александр и внук Федор. Однако Анна не роптала на свою судьбу и всеми силами пыталась сохранить благоденствие в Тверском княжестве. Через некоторое время княгиня передала правление своим младшим сыновьям Константину и Василию, приняла монашество и удалилась в свой удельный город Кашин. Почти 30 лет княгиня провела в посте и молитве и преставилась в 1368 году, постригшись незадолго до своей кончины в схиму.
В Смутное время княгиня Анна чудесным образом явилась во сне тяжело больному пономарю Успенского собора города Кашина и посетовала, что гроб с ее телом хранится недостойно. Когда пономарь рассказал об этом видении, было решено обновить обветшавший собор и привести в порядок гробницу. Кашинцы принялись служить панихиды, и княгиня стала являть чудеса своего заступничества. О местночтимой подвижнице узнали в Москве и начали готовиться к ее прославлению. Из Кашина была подана челобитная царю Алексею Михайловичу, и святой составили службу и житие. В это же время произошло обретение мощей святого благоверного князя Михаила Тверского, что ускорило приготовление к прославлению его супруги Анны. В Кашине был возведен новый Воскресенский собор, и 25 июня 1650 года царь Алексей Михайлович торжественно отправился в город на богомолье. Царя сопровождал огромный крестный ход, к которому присоединялись шествия с хоругвями из всех окрестных мест. Однако через несколько лет после перенесения гробницы и прославления святой Собор 1666−1667 годов неожиданно постановил запретить почитание Анны Кашинской и положить ее мощи под спуд. Причиной стало двуперстное благословение десницы княгини и участие в составлении ее жития одного из главных идеологов старообрядцев диакона Игнатия Соловецкого.
Несмотря на церковный запрет, кашинцы все равно продолжали молиться своей святой и постоянно подавали прошения о пересмотре деканонизации. Наконец указом императора Николая II в 1909 году было восстановлено почитание Анны, и на этот раз уже не только как местночтимой, а как общероссийской святой. Вновь потянулись в Кашин крестные ходы из городов и весей, соединившись в многотысячный торжественный крестный ход. Его возглавляла великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, вдова убиенного четырьмя годами ранее великого князя Сергея Александровича. Участвуя в крестном ходе, будущая преподобномученица показывала преемственность в женской кротости, стойкости, терпимости и любви.
Благоверная княгиня Анна всегда с любовью хранила свой город: кашинцы избежали волнений Смутного времени, эпидемии обходили его стороной, здесь не было кровопролитий ни в 1905, ни в 1917, ни в 1941 годах. В конце XIX века в городе были обнаружены целебные источники минеральной воды, что придало новый импульс для его развития. К началу XX века благочестивые горожане воздвигли 30 храмов, три собора и три монастыря. Храмы и монастыри, находившиеся в разных частях города, располагались так, что составляли громадный крест, осенявший всех кашинцев.
Сейчас в Кашине остались лишь один монастырь и четыре действующих храма. В одном из бывших храмов находится краеведческий музей, в двух других, в самом центре Кашина, открылись магазины. Своды многих бывших храмов разрушаются, а некоторые монастырские постройки используются как жилые дома. В 1930 году Воскресенский собор Кашина передали государству, а с 1975 года в нем разместили городской дом культуры. Здесь регулярно проводились дискотеки, а колокольня стала смотровой площадкой.
Иноческие кельи Сретенского монастыря Кашина приютили детскую школу-интернат. На игровой площадке, рядом с величественным Сретенским собором, превращенным в спортивный зал, было обнаружено монастырское кладбище. Под руководством священника воспитанники интерната сумели восстановить могилу еще не прославленной почитаемой в Кашине схиигуменьи Дорофеи.
После 1930 года мощи святой Анны Кашинской хранились в разных церквях города: Вознесенском кафедральном соборе, Петропавловском, Христорождественском храмах. 12/25 июня 1993 года, в день памяти святой, торжественным крестным ходом мощи Анны Кашинской были перенесены во вновь открывшийся Вознесенский кафедральный собор.
В 1998 году было принято решение сделать день памяти святой общегородским праздником с крестным ходом. С этого времени каждый год множество паломников приезжает в кафедральный город Кашин. 11/24 июня архиепископ Тверской и Кашинский Виктор служит всенощную, а 12/25 июня — литургию и молебен святой. Затем ковчег с мощами выносят из собора, и крестный ход в течение нескольких часов проходит по центру города, останавливаясь в храмах, где находились мощи святой в беспокойном XX веке.
С 2001 года в Кашине жила еще одна Анна, о подвижничестве и благочестии которой знал весь город. Это настоятельница Николаевского Клобукова монастыря монахиня Анна (Топоркова), которая была направлена в Кашин для восстановления из руин практически полностью разрушенной обители.
Николаевский Клобуков монастырь (бывший некогда мужским) имеет давнюю историю: здесь еще в 1420 году принял постриг и в течение нескольких лет подвизался преподобный Макарий Калязинский. Сохранилась келья преподобного и три храма: Покровский надвратный, Троицкий собор XVII века и собор святителя Алексия конца XIX века.
В 2001 году монахиню Анну встретили только остовы зданий монастыря. В современном Кашине, маленьком городке с 18 тысячами жителей и прерванными церковными традициями, поначалу было очень трудно найти основательную поддержку для такого важного дела, как возобновление иночества. Несколько лет матушке приходилось жить в полном одиночестве и долгими зимними вечерами мерзнуть в неотапливаемом деревянном домике. Территория монастыря не была огорожена, и по утрам монахиня Анна встречалась с отнюдь не доброжелательно настроенными кашинцами, уповая лишь на заступничество Господа Бога и своей святой. Молитвами ее небесной покровительницы этой хрупкой самоотверженной подвижнице удалось совершить настоящее чудо: сплотить небольшой, но верный коллектив единомышленников и за короткий срок возродить сначала Покровский надвратный храм с колокольней, затем настоятельский корпус, а к 2006 году — второй монастырский храм, собор святителя Алексия и спасти его погибающие фрески. Было частично восстановлено здание бывшей трапезной, расчищен и возрожден источник преподобного Макария Калязинского. В Твери открылся православный детский сад имени Анны Кашинской. 12/25 июня 2008 года, в день памяти благоверной княгини Анны, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возвел матушку Анну в сан игуменьи.
Планы настоятельницы монастыря были огромны. Она мечтала о полном расцвете обители, о духовном просвещении детей, о скором приходе в кашинские школы и детские сады священников и монахинь города. Матушка никогда не щадила себя: занимаясь всеми административными и хозяйственными делами, участвовала и в приготовлении трапезы, но всегда обязательно находила время для чтения духовной литературы. Во время трапезы из старенького аудиопроигрывателя звучали жития новомучеников и исповедников российских, которые читал игумен Дамаскин (Орловский). Сестры и послушницы слушали также записи проповедей духовника Ивановского Введенского монастыря архимандрита Амвросия (Юрасова). У матушки Анны была и юбилейная книга об истории родной обители — «Монастырь», подаренная отцом Амвросием каждой насельнице. Монахини из Иванова и Бежецка часто принимали участие в ежегодном крестном ходе в Кашине.
К настоятельнице Анне тянулись и прихожане города, и паломники. Многие, лишь однажды побывав в монастыре, становились верными помощниками матушки, приезжая в Кашин вновь и вновь.
В конце 2008 года игуменья Анна тяжело заболела. 27 декабря/9 января 2009 года, в день памяти архидиакона Стефана, она была пострижена в схиму с именем Стефанида. Верилось, что в июне 2009 года матушка Стефанида сможет принять участие в торжественном крестном ходе и увидеть долгожданное возвращение Воскресенского собора. Но 20 марта 2009 года схиигуменья Стефанида отошла ко Господу.
Чтобы отдать последнюю дань первой настоятельнице Никольского монастыря, в Кашин поспешили монашествующие из разных городов Тверской области: Бежецка, Торжка, Твери, Старицы. Приехали насельницы обители из Иванова, а также паломники из Петербурга, Москвы и Твери. О преставлении схиигуменьи Стефаниды со скорбью узнала посещавшая в те дни Кашин группа иеромонахов из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Один из братии отслужил панихиду по усопшей. В храме святителя Алексия с момента кончины матушки читалась Неусыпаемая Псалтирь.
В Крестопоклонное воскресенье, 9/22 марта, отпевание и погребальную службу возглавил настоятель Борисоглебского монастыря в Торжке архимандрит Даниил. Ему сослужили 12 священников и два диакона.
Звучало трогательное пение объединенного хора монахинь из разных монастырей под руководством насельницы московской Марфо-Мариинской обители монахини Марии. Около 300 человек собрались на отпевание и погребение схиигуменьи Стефаниды. Поминальная трапеза была организована и в притворе Алексеевского храма, и в восстановленном здании монастырской трапезной.
Схиигуменья Стефанида была погребена рядом со сводами алтарной части возрожденного Алексеевского храма, и ее могила была усыпана живыми цветами.
Все возносили молитвы и о том, чтобы желание богообщения постоянно приумножалось в издавна спокойном Кашине. Лучшей памятью схиигуменьи Стефаниды станет возрождение монастыря и начало монашеской жизни под руководством новой настоятельницы — монахини Варвары.
Очень хочется, чтобы как можно больше паломников, ищущих образцы святости и подвига служения Богу, приняли участие в юбилейном крестном ходе 12/25 июня 2009 года. Участники крестного хода всегда молят святую благоверную княгиню Анну о мире и благополучии в Кашине, о восстановлении его разрушенных храмов и монастырей, о благочестии и умножении христианской любви.