Русская линия
Фонд стратегической культуры Юрий Баранчик16.04.2009 

Стратегическое непонимание

Анализ последних событий на белорусско-российском интеграционном фронте (именно так можно сегодня охарактеризовать отношения формальных союзников) говорит о том, что официальный Минск всё больше дистанцируется от России и Союзного проекта.

Если называть вещи своими именами, Беларусь находится в Союзном государстве с Россией чисто формально. Причина — статус «союзных» отношений давал возможность Минску на протяжении всего периода «независимости» получать от России многомиллиардные дотации на энергоносители и преференции в отношении допуска не российский рынок белорусской продукции. По оценкам экспертов, только за 2000−2006 годы республика получила от России дотаций на 40−48 млрд. долларов.

Однако по не зависящим от Москвы причинам белорусско-российские отношения стали предметом постоянных склок и скандалов, которые вспыхивали каждый раз, когда Москва пыталась говорить с Минском не только о белорусских проблемах, но и о своих собственных.

С весны 2006 года, после выборов Президента Беларуси, власти республики полностью остановили союзный проект с Россией и начали аккуратный, нешумный разворот на Запад. Это привело к тому, что с начала 2007 года Россия вынуждена была начать переводить белорусско-российские отношения на новую договорную базу. Однако и это не помогло вернуть двусторонние отношения в дружелюбное русло: претензии официального Минска росли, а попытки Москвы говорить о своих и общих интересах трактовались исключительно как имперские замашки, от которых Кремлю необходимо избавляться.

В 2007—2009 годах скандал стал постоянным спутником белорусско-российского интеграционного проекта, что, безусловно, нанесло серьезный ущерб не только имиджу России, но и любым проектам интеграции стран бывшего СССР. Последний из этих скандалов, связанный с отключением в Беларуси ряда российских телеканалов, произошёл накануне 2 апреля — Дня единения народов Беларуси и России.

Если отвлечься от предлога, который послужил официальному Минску основанием для отключения российских телеканалов, и, соответственно, от смешной версии происшедшего (вовремя не заплатили за лицензии), на которой активно настаивает весь белорусский официоз, то этот скандал целиком и полностью вписывается в проводимую сейчас Минском политику «ухода» от Москвы.

Конечно, никто ни на секунду не поверил тому, что в Беларуси вдруг появился второй, параллельный президентскому, политический центр принятия решений в лице общественного Телекоммуникационного отраслевого союза Беларуси, действующего самостоятельно и без всякого согласования с «верхами». Впрочем, поверить в этот бред и не предлагалось. Данный шаг белорусских властей республики ложится в другую логику поведения, в которой формально Минск ещё остаётся союзником Москвы, а реально вся управленческо-политическая машина республики уже поменяла во внешней политике опознавательную систему «свой — чужой».

До полного разворота осталась немного — не хватает денег, чтобы окончательно за российский счёт перевооружить белорусскую промышленность, сделать накопления на случай очередного всемирного аврала, а потом спокойно уплыть в Евросоюз по примеру других стран Центральной и Восточной Европы. При этом на всякий случай сохранить над собой российский военно-политический зонтик, чтобы Москва гарантировала сохранность власти в Беларуси от возможных попыток организации там Западом какой-нибудь «цветной революции».

Отсутствие денег — единственная и последняя причина, по которой Беларусь ещё официально не вышла из Союзного проекта. Кто-то должен профинансировать республику в период перехода из одного лагеря в другой. И этот «кто-то», по замыслу минских стратегов, — Москва. Чтобы всё было по сюжету русской сказки «битый небитого везёт». Как говорят теперь, это круто — «развести» Москву по полной программе, чтобы она ещё и профинансировала переход Беларуси в западный лагерь.

Сколько же не хватает белорусской власти, чтобы окончательно почувствовать себя «европейцами»? По оценкам МВФ, только в 2009 году Беларуси понадобится 10,7 млрд долл. для того, чтобы закрыть потребности страны в энергоресурсах и погасить внешний долг. О том, что ситуация в белорусской экономике аховая, красноречиво говорит тот факт, что одних только МАЗов на складах завода скопилось 8 тысяч единиц на 350−400 млн. долларов, то есть на сумму, эквивалентную 10% белорусского золотовалютного запаса.

И в этих условиях белорусские власти устроили Москве очередной скандал, обвинив, «как и полагается», во всём спонсора. После чего следует ожидать очередной просьбы о предоставлении кредитов для расчёта за российские энергоресурсы или же для оплаты белорусского экспорта в Россию.

А теперь посчитаем: ориентировочно 4 млрд долл. в ЗВР республики уже есть (из которых 1,5 млрд долл. от России, 720 млн долл. снова от России в лице «Газпрома», 800 млн долл. от МВФ, ещё 500 млн долл., согласно официальному Минску, от Уго Чавеса). Кроме того, планируется: 500 млн долл. и 3,2 млрд долл. (100 млрд. российских рублей) от России, 1,2 млрд долл. — второй транш от МВФ, 1 млрд долл. от Всемирного банка. Теперь всё сходится.

Что в связи с этим представляет собой изгнание российских телеканалов из белорусской телерадиовещательной сетки? Закрытие информационного пространства республики от российских электронных СМИ. В свете всего вышесказанного это свидетельствует только об одном — Минск продолжает целенаправленно «уходить» от России.

После получения последней дозы «подъёмных» и закрытия информационного пространства от российского вещания перед белорусскими властями сегодня, по сути, стоит одна задача: обвинив Россию ещё раз в «имперских замашках», со скандалом выйти из политической (но не военной) схемы Союзного проекта, переведя все отношения между государствами из разряда союзных сначала в разряд «союзнических», а там — в разряд сугубо рыночных. И затем — войти в формирующийся антироссийский Балтийско-Черноморский союз, создание которого является одной из главных задач Запада по «сдерживанию» России.

Не будет большой смелостью предположить, что в случае прихода к власти на Украине в ходе осенних выборов президента А. Яценюка Минск и Киев в период подготовки к зимнему отопительному сезону в Европе согласуют свои позиции в вопросе поставок российского газа с целью существенно изменить его стоимость для своих экономик. С учётом возможной задержки ввода в строй Северного потока данная угроза представляется вполне реальной — и требующей своевременного осмысления.

Единственная возможность для России предотвратить такое развитие событий состоит в том, чтобы в последний раз попытаться убедить Минск в неправильности подобного рода действий. Если это не удастся и официальный Минск будет продолжать стремительно дрейфовать на Запад, Москве следует рассмотреть возможность первой объявить о прекращении Союзного проекта с Беларусью по причине невыполнения белорусской стороной своих обязательств.

Только сделав свою политику на белорусском направлении активной, Москва сохранит своё влияние на Минск, ибо как только «уйдёт» Москва, тон Запада по отношению к «последнему диктатору Европы» моментально и резко изменится. Запад перейдёт от уговоров и ублажения Минска к языку требований и угроз. Снова начать шантажировать Беларусь «нелегитимностью» её президента, свернуть все программы по работе с официальными белорусскими властями и возобновить финансирование оппозиции — дело пяти минут.

Так что, несмотря на все уверения Минска в том, что республика кормит десять миллионов россиян, в руках Москвы находятся очень серьёзные переговорные козыри — надо лишь не бояться их использовать.

А может быть, лишь оказавшись в полном международном одиночестве и осознав, что оно наступило давно, что даже Союз с Беларусью был иллюзией, а из всех союзников у неё остались. армия и флот, Москва наконец поймёт, что только активная, наступательная (а не нынешняя пассивная) политика на постсоветском пространстве воссоздаст вокруг России как минимум пояс добрососедства.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2074


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика