Русская линия
Одна Родина Александр Колотило15.04.2009 

И в памяти потомков не угаснет.

«Преподобный Алексий Карпаторусский. Путь к святости». Так называется книга Григория Рачука, презентация которой состоялась 9 апреля в Доме Русского Зарубежья в Москве.

Вечер памяти преподобного Алексия Карпаторусского (Кабалюка) и его сподвижников был организован Русинским землячеством «Карпатская Русь», в презентации книги участвовали представители русинского духовенства Москвы, русинская и русская общественность российской столицы.

Своими мыслями об истории русинов, деятелях русинского народа, сегодняшнем положении русинства с представителями Украинской редакции Фонда стратегической культуры поделились глава Клуба друзей Карпатской Руси при Русинском землячестве «Карпатская Русь», сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ Михаил Дронов и автор книги Григорий Рачук.

— В ноябре 2007 года в Москве была официально зарегистрирована региональная общественная организация «Русинское землячество «Карпатская Русь», — рассказывает Михаил Дронов. — Председателем землячества является известный московский русинский деятель Йозеф Михайлович Гливка, уроженец Ужгородчины. Надёжной опорой землячества выступают русинские православные пастыри, выходцы из Подкарпатской Руси, которых много среди духовенства Москвы. «Карпатская Русь» объединяет, в первую очередь, этнических русинов. Но мы также открыты для друзей русинского народа других национальностей — в частности, для профессиональных исследователей русинской истории, культуры и языка. Именно поэтому при землячестве действует Клуб друзей Карпатской Руси. Это уже пятое мероприятие Русинского землячества «Карпатская Русь» в библиотеке-фонде Дома Русского Зарубежья. Мы провели ряд встреч, презентаций, показов, посвящённых проблематике четвертого восточнославянского народа — карпатских русинов. Нынешний вечер посвящён светильнику, как говорили раньше, карпаторусского православия, преподобному Алексию Карпаторусскому (Кабалюку).

Автор книги Григорий Владимирович Рачук — член «Русинского землячества «Карпатская Русь». Новая его книга знакомит российского читателя с малоизвестным, но очень близким русинским народом, потому что и русины, и русские, как украинцы и белорусы, восходят к одному древнерусскому корню. Русины никогда не забывали об этом большом родстве с Матерью-Русью…

Пред началом презентации книги я беседую с её автором. Григорий Владимирович Рачук родился в Москве в 1976 году. В возрасте 19 лет окончил факультет канонической философии (богословский) Московского экстерного гуманитарного университета, где в том же 1995 году защитил магистерскую диссертацию по теме «Специфика христианской метафизики». После этого на протяжении пяти лет занимался православным образованием и народной историей, со временем возглавив культурно-образовательный центр «Русь» на базе Русской историко-традиционной школы N 167 Северного округа Москвы, позднее переименованной в школу имени Маршала Советского Союза Л.А. Говорова с русским этнокультурным компонентом образования. С 2000—2001 годов по благословению своего духовника, ныне покойного схиархимандрита Димитрия из Почаевской Лавры начинает углубленно работать над церковной историей Подкарпатской Руси, собирая драгоценные сведения о её мучениках, исповедниках и подвижниках. Он — автор ряда публикаций. Среди его монографий — изданная мукачевским монастырём брошюра, посвящённая игуменье Параскеве (в схиме Нине), издававшаяся также в Москве и в Ужгороде; брошюра «Грушевская Святыня. Обитель в честь Архангела Божия Михаила, Архистратига Небесных Сил Безплотных. Древнейший монастырь Закарпатья»; книга «Подвижник Руси Карпатской», посвящённая святому Иову Угольскому (Кундре).

Григорий Рачук перевёл с сербского языка книги «Об исповеди для духовенства и мирян» митрополита Черногорского Митрофана (Бана), «Святой Василий Острожский. Житие и чудеса». Г. Рачук является пресс-секретарем Московского землячества «Карпатская Русь», участвует в комиссии по канонизации Хустской епархии (Подкарпатская Русь — Закарпатье), был делегатом от России на Втором Европейском конгрессе подкарпатских русинов в Мукачеве в 2008 году.

— Моя книга — первое полное жизнеописание необычайной исторической личности, человека, которому царь Николай II за подвиг исповедничества назначил в награду золотой крест, — говорит автор книги. — Человека, бывшего главою Священного Синода Карпаторусской Автономной Церкви Сербского патриархата в период между двумя мировыми войнами. Человека, который в начале ХХ столетия стал символом возрождения православия в карпаторусском народе, символом гонимого славянства, символом русскости в Австро-Венгрии и символом несгибаемости и бессмертия православной веры. Преподобный Алексий Карпаторусский не единожды подвергался гонениям, опасности гибели. Его пытались уничтожить и в Австро-Венгрии во время гонений на православие, и во время революций, его хотели уничтожить и фашисты. Увидев его подвиг, который освещается в этой книге, познакомившись с возрождением православия в карпаторусском народе, совершенно по-другому открываешь для себя историю ХХ столетия. Становится понятно, откуда взялся фашизм. Ведь первые концентрационные лагеря в Европе были созданы именно для русинов — известные Терезин и Талергоф. И сама доктрина расового превосходства, антиславянства, то, что мы увидели потом в фашизме, возникла именно в начале ХХ столетия в Австро-Венгрии во время террора над православными русинами. Накануне убийства эрцгерцога Франца Фердинанда главным подсудимым Второго Мараморош-Сиготского процесса в 1914 году был именно преподобный Алексий Карпаторусский. И именно этот процесс вызвал бурю негодования всех славян, что, вероятно, стало подоплекой убийства эрцгерцога Франца Фердинанда (находившийся после процесса в тюрьме Алексий Карпаторусский был священником Сербской Церкви). Ознакомившись с его судьбой, с судьбой великого православного возрождения в Карпатах, мы лучше поймём реальные причины возникновения первой мировой войны, а также всех последующих ужасов ХХ столетия. В этой книге читатель может найти для себя духовную подоплеку многих внешнеполитических и геополитических событий.

— Какие сложности были в написании книги?

— Книгу я писал 9 лет. Был огромный недостаток информации, множество документов нужно было перепроверять, но сила этой книги в том, что она писалась со слов родственников преподобного Алексия, в том числе трёх его родных племянниц. И в этом ценность настоящей работы. Именно в том, что она писалась со слов живых свидетелей. Помощь в публикации книги оказывало карпаторусское духовенство, поскольку преподобный Алексий является главным святым епархии, апостолом Закарпатья. Даже учреждена медаль преподобного Алексия.

— А как встретили выход книги на Украине?

— Как и выход предыдущей, встретили молчанием, поскольку любая полемика вокруг этой книги обнажит всю вызывающую и бессмысленную ложь современной «оранжевой» пропаганды.

И ещё несколько слов о книге Григория Рачука «Преподобный Алексий Карпаторусский. Путь к святости». Издана она тиражом 7500 экземпляров в 2009 году Успенско-Казанским монастырём. Насчитывает 448 страниц, насыщена интересными историческими документами и свидетельствами. И в то же время её можно назвать литературно-художественным исследованием жизни преподобного.

Оказываясь перед нравственным выбором, Александр Кабалюк ни разу не отступил от единожды выбранного пути. Родился он в зажиточной, по меркам XIX столетия, крестьянской многодетной семье в 1875 году. Более чем за 20 лет совместной жизни его родители Иван Кабалюк и Анна Кульчицкая вырастили девятерых детей — в Карпатах это было обычным делом. В церковно-приходской школе за каждое русское слово, сказанное на родном языке, полагалось пять ударов. Поэтому уже с детства Александр понял, что живет в завоёванной стране. Позже он служил в австро-венгерской армии, прошёл через многие унижения, но не сломался. Вернувшись домой после службы, Александр похоронил отца и стал богатым хозяином. Оставалось только жениться. Но Бог судил иное. В душе молодого человека происходит нравственный перелом, и он старается достать теперь как можно больше духовных книг, чтобы докопаться до истины. Он должен был вернуться в святую веру своих предков путем тернистым и долгим, чтобы потом суметь обратить народ к истине. В 1905 году Александр отправляется в Россию и возвращается православным миссионером-проповедником. Через год он отправился вновь в Россию, в Киев и вернулся оттуда монахом в душе. В 1907 году, по постановлению собора православных общин Подкарпатья, Александр в третий раз едет в Россию — в Почаев. В следующем году он уже живет два месяца в Палестине. Пребывание на Святой Горе Афонской завершает его окончательный переход в святое Православие.

На родине за Александром Кабалюком велась постоянная слежка, его часто арестовывали австро-венгерские жандармы, но он продолжал начатое дело. У него проводили обыски, конфисковывали книги, после нескольких дней допросов отняли паспорт. Но ничто не могло удержать Александра. Он тайно с чужими документами пересёк австро-венгерскую границу. В России менее чем за два года — с 1908 по 1910 — Александр Кабалюк прошёл духовный путь от новообращенного до монаха. Через два года стал иеромонахом. 25 марта 1909 года Господь сподобил его пострига в малую схиму с именем Алексий. Далее — рукоположение во иеродьякона, потом — во священника. Так свершилось то, чего чаяли уже много лет православные всего края — у них появился свой священник.

В 1903—1904 годах австро-венгерские власти судили за веру мучимых исповедников села Изы на процессе, который вошёл в историю как Первый Мараморош-Сиготский процесс. И вот в декабре 1913 года мир узнал, что в Мараморош-Сиготе, главном городе Мараморошской долины, будут судить 94 русинов — за их веру и национальность. В это время преподобный Алексий находился в Америке, куда он выехал из-за непрерывных гонений. Узнав из газет о том, что идет грандиозное судилище над православными, он немедленно возвратился на родину. Бесстрашный исповедник пришёл в Мараморош-Сигот со словами: «Я — Алексий Кабалюк, которого вы ищете». После этого он был арестован и брошен в застенок. Вызванные для опроса первые трое подсудимых были настолько замучены своими палачами, что не могли связно говорить и отвечать на вопросы судьи, по приказу которого страдальцев отправили в сумасшедший дом. 3 марта 1914 года главный подсудимый — преподобный Алексий, Карпаторусский исповедник, — был приговорён к 4 годам и 6 месяцам тюрьмы и уплате штрафа. В застенках над ним жестоко издевались — сломали все рёбра, руку. Ему грозила смерть, но в 1915 году русские войска, перейдя Карпаты, взяли Мараморош-Сигот.

Преподобный Алексий был потом и в лагере для военнопленных в первую мировую, и в фашистской тюрьме в 1944-м, где его собирались расстрелять. И опять его спасли российские, советские солдаты.

На специальном самолёте его отправили к И.Сталину. Учитывая «пожелания» властей советской Украины, прямое присоединение Карпатской Руси к России, минуя Украину, о чём просили карпатороссы, было невозможно. Это было последнее, десятое посещение России преподобным, которое оставило в его душе самый тяжёлый след. Умер он в конце 1947 года в монастыре Домбоки.

Так чудесным образом судьба подвижника веры переплелась с судьбами России, Карпатской Руси, Украины. И об этом непростом, порой трагическом слиянии судеб повествует книга Григория Владимировича Рачука.

http://www.odnarodyna.ru/articles/17/610.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика