Русский дом | Протоиерей Александр Шаргунов | 13.04.2009 |
Мы приветствуем сегодня со всеми, кто был тогда в Иерусалиме, со всем человечеством, Господа, идущего на смерть нашего ради спасения. Что может быть страшнее смерти? Нам легко представить себя на месте Лазаря четверодневного, потому что каждому из нас уготована смерть.
12 апреля — Вход Господень в Иерусалим
Но, какими бы ни стали мы — четверодневными или тысячедневными, — Господь идёт избавить нас от смерти. От разрушения, которое касается глубин нашего существования. От всякого греха, чтобы дать нам нетленную вечную жизнь Самого Бога.
Постараемся ничего не перепутать в этом событии и увидеть, насколько страшен грех в человеческом роде. Господь совершает величайшее чудо — воскрешение мертвого, уже распадающегося человека, — и за это князи иудейские замышляют убить Его. Они, очевидно, плохо понимают в своём помрачении, о чём идёт речь. Единственное их заботит: что слишком велико волнение народное. Как бы римские оккупационные власти, которые обычно снисходительно относятся ко всяким религиозным обрядам иудеев, не увидели в этих толпах возмутителей общественного спокойствия и не стали железной рукой наводить в городе порядок. И один из них, будучи первосвященником на тот год, сказал, что надо убить Христа, иначе придут римляне и овладеют местом сим, и лишат их власти.
Если бы они приняли Христа, всё было бы иначе с этим народом. Удивительное дело: те самые шаги, что они предприняли, чтобы спасти израильтян, послужили их гибели. Это произошло очень скоро — в семидесятом году по Рождестве Христовом. Не вынося более жестоковыйного упрямства иудеев, римляне окружили Иерусалим, оставили там только груду развалин и распахали то место, где находился Храм.
Так всегда бывает в истории, так было и с нашим народом. В революцию 1917 года не все же хотели во что бы то ни стало уничтожить Россию. Многие искренне полагали, что надо улучшить жизнь народа, направить все силы на земное строительство. И потому разрушали храмы, убивали священников и всех верующих во Христа. Для них они были бесполезные люди, которые только отвлекают от важного дела, в то время как задачи совершенно ясны. В результате произошло такое разрушение нашего Отечества, такое падение народа, которое доныне не может остановиться. И до тех пор, пока мы не поймём, в чём наша крепость, пока не примем Христа, за нас жизнь Свою полагающего, так будет продолжаться. Ликование народное окружает идущего на смерть Христа. Израиль чает своей победы. Все надеются, что Он доведёт до конца то, к чему они стремятся. А Господь глядит, как радуются эти люди, и плачет. Почему Он плачет? Это самый великий день в истории Иерусалима, открывающий ему невообразимые возможности. И Господь говорит: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Есть вещи, от которых зависит наше настоящее и будущее. И мы должны хорошенько узнать их. Есть время Божия посещения, когда-то, что приносит Христов мир, должно быть узнано нами. Эти слова обращены ко всякому народу, ко всякому городу и к каждому человеку. Как часто мы не узнаём Божия посещения!
Один священник рассказывал, как он, ещё в самом начале своего служения, во время всенощной праздника Входа Господня в Иерусалим, закончив помазание освященным елеем, вошёл в алтарь, и внезапно изнутри его озарил ослепительный свет. То, о чём поётся во всех ирмосах и стихирах, открылось ему как радость уже совершившейся Христовой победы. Когда даётся нам щедро благодать, когда слово Божие со властью звучит в наших сердцах, когда мы узнаём, что-то, чему причащаемся, поистине есть Тело и Кровь Христовы, — это время Божия посещения. Но не менее драгоценно знать, что когда приходят к нам беды и скорби, когда мы стоим перед выбором, как поступить — по совести или по выгоде, а в сердце нет ощутимой благодати, — с нами по-прежнему испытующий нас Господь. Он не оставляет нас и в этот час.
Милостив Господь! С теми, кто не узнал сегодня Божия посещения, всё будет хорошо, если в конце концов откроются покаянием их глаза. Господь не отвергнет их в Своем винограднике и в одиннадцатый час.
Но есть среди окружающих толп Христа и такие, кто сознательно пренебрегает даром Божия посещения. Никто так не слеп, как тот, кто не хочет видеть. Грех и безумие тех, кто упорствует в презрении Божией благодати, — великое горе для Господа. И должно быть таким же для нас. Он взирает глазами, полными слёз, на погибающие души, на тех, кто не хочет покаяться. Он ждёт, что они обратятся и живы будут, потому что нет воли Божией, чтобы кто погиб.
Иерусалим не может избегнуть своего разорения, а то, что служит к миру, сокрыто от его глаз. Мы знаем, что когда апостолы будут проповедовать Евангелие, многие в этом народе уверуют и покаются. Но духовные вожди и слишком многие люди закоснеют в неверии. И они по справедливости будут преданы своей слепоте и жестокосердию. Небрежение великим спасением часто приводит к осуждению народа и во времени.
Их первосвященник сказал: «Лучше одному человеку умереть за народ, чем всему народу погибнуть» (Ин. 11, 50). И он правильно сказал. Но правда — не в том смысле, в каком были сказаны эти слова, а в более великом и чудесном. Потому что Христос пришёл, чтобы действительно спасти Свой народ и всех рассеянных чад Божиих собрать воедино. Так собрать воедино, как в книге «Дидахи» («Учение двенадцати апостолов»), написанной в первом веке по Рождестве Христовом, говорится о преломлении за Евхаристией Небесного Хлеба. «Подобно тому, как этот хлеб был собран воедино со многих холмов и полей, так Господь собирает народ Свой, Церковь Свою в Свое Царство». «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», — поют в храме и мы должны взять свой крест и последовать за Господом. Осанна в вышних! Пока мы не примем Царство, ради которого Он пришел, не будет у нас никакой крепости и никакого единства. Оно может быть только в Господе, только в Его любви. Пока мы не отвергнем все ложные царства мира сего, которые пытаются утвердиться через отвержение Христа, будет только распад и война всех против всех.
Вслед за Господом, входящим в Иерусалим, мы вступаем в Страстные дни. Да будет дано нам с крестом нашим идти туда, где откроется смысл всего, — на Голгофу. И со всею Церковью быть причастниками Тела и Крови Христовых на Тайной Вечери и в Великую Субботу, когда «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». И в Воскресении Христовом, когда явится Господь Славы, предваряя Страшный Свой Суд и воскресение всех мертвых, предвкушение которого даётся нам уже в сегодняшний праздник.