Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 24.01.2006 |
Достигши высокой святости жизни, сделался со временем настоятелем им же основанной знаменитой лавры близ Иерусалима с шестьюстами братиями (всех же учеников его насчитывают во время его продолжительной жизни до шестнадцати тысяч человек).
Преподобный Феодосий Великий, оказывая всем милость телесную, не забывал и духовных дел милосердия, назидая всех душеспасительными наставлениями. «Братия, — часто увещевал он иноков, — ради любви Господа нашего Иисуса Христа, позаботимся о душах наших; вспомним суету кратковременой земной жизни и помыслим о будущей, вечной жизни; не будем лениться и проводить в праздности дни наши, отлагая до следующего дня доброе начинание: да не встретит нас смерть без добрых дел и да не будем изгнаны из чертога радости и слишком поздно восплачем о неправедной жизни. Тогда раскаяние уже будет бесполезно; теперь же время для него благоприятное: здесь — покаяние, а там — воздаяние, здесь — делание и терпение, а там — утешение… Здесь долготерпением Божиим наслаждаемся, а тогда правосудие Его узнаем, когда воскреснем, одни — в жизнь вечную, другие — в муку вечную».
Преподобный Феодосий мирно скончался в 529 году, будучи 105 лет от роду, и погребен в Вифлеемской пустыне, где он первоначально иночествовал.
Преподобный Феодосий Великий своей жизнью и своим учением дает нам урок иметь живую память о смерти, дабы не привязываться к земному и не лишиться Небесного Царствия.
Святитель Тихон Задонский так изображает благотворность памяти смертной: «Она не попустит нас хвалиться благородством, и других — братию свою — презирать. Понеже, памятуя смерть, будем помнить, что земля есмы, и в землю пойдем».
«Памятуя смерть, не будем объядением и пьян-ством мех сей телесный обременять: но столько пищи и пития будем принимать, чтобы не ослабеть и трудиться можно было».
«Памятуя смерть, не пожелаем различных и богатых одежд, ведая, что при погребении едина только срачица для прикрытия наготы нужна».
«Памятуя смерть, не будем доставать злоковарным происком многих сел, деревень, земель, ведая, что по смерти не более трех аршин надобно будет земли. Итак, памятуя смерть, великое опасение будем иметь к избежанию козней неприязненных».
«А когда смерть будем помнить, то на ум прийдет и Суд Страшный, который по смерти следует, где за слово, дело и помышление худое истязаны будем. Итак, памятуя смерть, будем и к Страшному Суду приготовляться, и Судию праведного всякими мерами умилостивлять. Ибо, ежели к человеческому суду призываемы готовимся, как на нем поступать, что сказать, чем оправдаться: кольми паче к Божию Суду, на котором вся явлена будут и помышления наша.
От Страшного Суда две дороги лежащие в уме представятся: по единой бедные грешники с плачем, воплем и рыданием неполезным идут в муку вечную; по другой — блаженные праведники, с радостью неизреченной, идут в живот вечный.
Сих четырех — смерть, суд, ад, Царствие Небесное — всегдашняя память не попустит нам прельщаться греховной сладостью, по писанию, в осторожность нам глаголющему: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7, 39)».
Многие святые для живого напоминания себе смертного часа имели у себя в келье гроб, а на столе череп мертвого человека, которые всегда напо-минали о смерти, суде, аде и Царствии Небесном и тем постоянно поддерживали святых подвижников в терпеливом несении креста их скорбной жизни на пути в Царствие Небесное.
Будем же помнить последняя своя, дабы во веки не согрешить и не лишиться Царствия Божия; пусть смерть близких и родных наших напоминает нам о нашей смерти, пусть вид кладбища побудит нас к размышлению о том, что будет некогда время, когда и мы будем покоиться среди мертвых; пусть болезни, постигающие нас, будут для нас вестниками, зовущими к загробной жизни. Больше всего будем молить Господа, да избавит Он нас от окаменения сердца и да пробудит Он в нашей душе живую память смертную, столь благотворную для нас.