Русская линия
Православие и современностьМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)06.04.2009 

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Моему сыну 12 лет, он учится в музыкально-эстетическом лицее и в свободное время прислуживает в алтаре. Лицейский хор, в котором он поет, едет на конкурс в Петербург. Все бы хорошо, но эта поездка, выступление и гала-концерт выпадают на Страстную седмицу. Я бы не хотел, чтобы он принимал участие в этом светском мероприятии, но руководство лицея настаивает на участии его в этом конкурсе. Я попытался объяснить причину, но директриса неумолимо требует, объясняя это тем, что Церковь отделена от государства и мы должны жить по светским законам. Очень прошу Вас посоветовать, как мне выйти из этой ситуации.

Я думаю, было бы благом отказаться от этой поездки и концертов во время Страстной седмицы. Естественно, что у директора, человека, по-видимому, неверующего, свои виды на эту поездку, для нее важны возможные призовые места. Я понимаю, насколько нежелателен для Вас конфликт с руководством школы. Но если Ваш сын верит в Бога, для него будет лучше всего время Страстной седмицы провести по-христиански. Иначе для него будет неизбежен какой-то внутренний компромисс и раздвоенность, а постоянные компромиссы со своей совестью приводят человека к потере веры. Учитывая все это, Вы и должны принять решение.

В 2006 году мы забрали нашего сына Дмитрия из психиатрического отделения больницы агрессивного и озлобленного, в состоянии, когда ему уже не помогали лекарства. Узнав об отце Крониде, жена несколько раз возила его в монастырь. Все это было организовано, здесь я с Вами согласен, чисто на коммерческой основе и т. д. Но я считаю, что отец Кронид к этому отношения никакого не имеет, так как в самом монастыре жена платила лишь за свечи. В течении трех месяцев сын обходился без лекарств, мы увидели нашего сына таким, каким он был до болезни. Но потом перед одной из поездок он вдруг неожиданно опять «взбеленился», и мы не смогли его уговорить. После чего опять последовало ухудшение состояния, которое без перерывов продолжается до сих пор, врачи ничего не могут сделать. Я считаю, что наши грехи и недостаточная вера — причина ухудшения его состояния, но никак не общение с отцом Кронидом. Что делать дальше, пока не знаем. Вячеслав Михайлович

Уважаемый Вячеслав Михайлович! Я не хотел бы возвращаться к теме отчиток. Поверьте мне, я несколько больше Вас знаю о ситуации, связанной с деятельностью отца Кронида, и когда я высказываю свое несогласие с этим, я делаю это на основании того, что мне известно. Поэтому я еще раз повторю, что никому не рекомендую ездить на отчитку в массовом порядке.

Что касается болезни Вашего сына — психическое заболевание далеко не всегда является беснованием. Оно может иметь самые разные причины, поэтому отчитка, тем более многократная, не может являться средством «лечения».

Я сочувствую Вашей семье, которую постигло такое испытание — болезнь сына. Психическая болезнь — тяжкий крест и для самого больного, и для его семьи. Я хотел бы посоветовать Вам с супругой, как верующим людям, попытаться принять эту болезнь как-то, что промыслительно послано вам Богом. Здесь, в земной жизни, мы часто не можем понять: «Зачем, почему Господь посылает мне такую скорбь, такое испытание..». Но если мы верим в Бога, верим Богу — в то, что все, что исходит от Него, ведет к нашему благу, ко спасению, — то мы должны постараться принять все происходящее в простоте сердца: «Я не понимаю, Господи, но я принимаю это от Тебя». И дальше постараться строить всю свою жизнь, зная, что болезнь сына — это данность, с которой нужно примириться. Я желаю вам терпения, помощи Божией и любви друг к другу.

У меня уже много лет длится тяжелейшая жизненная ситуация, которую я не могу разрешить, могу уповать только на волю Божию. Подскажите, пожалуйста, могу ли, согласно церковным правилам, дать определенный обет, выполнить который я смогу при условии, что данная ситуация разрешится (условно говоря, молиться: «Господи, помоги, избави меня от этой напасти, и тогда я выполню то-то и то-то», например, пожертвую значительные суммы на восстановление церквей и монастырей). Или подобного рода обеты противоречат духу православного вероучения?

Нет, таких обетов давать не надо. Нужно просить у Бога помощи в том или ином деле и, в то же время, быть готовым принять все, что Господь пошлет нам в нашей жизни. Образцом для нас может быть Гефсиманская молитва Христа: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).

А что пожертвований на храм или каких-то добрых дел, которые мы можем сделать, я думаю, что их ни в коем случае не нужно связывать с какими-то условиями: «Господи, если Ты дашь мне вот это, тогда я дам вот столько-то денег на храм или помогу детскому дому..». Когда человек пытается выстроить свои отношения с Богом по схеме: «Ты мне, я — тебе», — это оскорбляет величие Божие.

Я хочу сделать татуировку на груди в виде распятия или креста, так как испытываю дискомфорт от ношения на теле посторонних предметов. Можно ли это сделать?

Делать татуировку на груди в виде креста не принято у верующих людей, потому что в нашей культуре татуировка ассоциируется с либо с языческими, либо с какими-то тюремными обычаями. Именно поэтому моду на татуировки, распространенную ныне, можно назвать антихристианской. Что касается дискомфорта, его надо потерпеть, и очень скоро он исчезнет.

Я очень почитаю митрополита Антония Сурожского, люблю его книги. Его умение «достучаться» до сердца человека трудно переоценить. Читаю сейчас книгу «Человек перед Богом», где в разделе «Брак и семья» встретила один ответ владыки Антония на вопрос о допустимости абортов. Два положения в ответе владыки меня очень смутили, а именно, что:
1. «Бывают случаи, когда аборт неизбежен, но эти случаи только медицинского порядка. Когда зачинается ребенок, который не может родиться, который будет уродом, который будет чудовищем, — да, в таком случае аборт допустим».
2. «Перед Богом всякое зачавшееся существо является живым существом. Ему надо дать имя, надо о нем молиться и до конца жизни каяться в том, что это живое существо было… лишено жизни».
Просто не знаю, что и сказать… Если следовать данной логике, то как относиться к уже рожденным, но неполноценным умственно и физически?! И по второму: разве можно нарекать имя убиенному уже во утробе существу, тем более, если пол ребенка не был известен?! В целом, правильно ли будет эти моменты отнести к некому заблуждению владыки Антония, и относиться к нему и далее с благоговением, как к великому богослову и молитвеннику? Например, есть же спорные моменты в творениях преподобного Исаака Сирина, блаженного Августина, но мы относимся к ним с почитанием, как к святым отцам Церкви. Наталья

Наталья, я с Вами согласен. Действительно, и великие люди ошибались. И владыка Антоний мог ошибаться тоже. Сам я не встречал в его книгах тех положений, которые приведены в Вашем письме, но если они изложены корректно, — то это, конечно же, заблуждение, ошибка митрополита Антония. При этом я думаю, что уважительное отношение к нему никак не должно меняться. Это действительно удивительный архипастырь, проповедник, который больше, чем кто бы то ни было сделал в XX веке для воцерковления не только своей паствы в Лондоне, но и многих верующих православных людей в России.

Не считаю себя полностью воцерковленным человеком, но искренне стремлюсь к этому, и часто сталкиваюсь со многими вопросами, на которые не нахожу ответов. Вот один из них. По мере воцерковления меняется взгляд на жизнь, меняется внутренний мир. Если раньше тебе было интересно с определенным человеком, то теперь чувствуешь, что возникает пропасть между нами, пути расходятся. Переживаю, ведь так не должно быть. Люди все разные, надо бы терпеть, прощать.
Подскажите, Владыка, как быть — перестать общаться? Тогда это твоя гордыня и затем — одиночество. Продолжить — но ничего, кроме раздражения, это общение не приносит.

Это естественно, что со временем пути людей расходятся, особенно если у этих людей разное мировоззрение, если один человек становится верующим, а другой так и остается атеистом. К сожалению, такое разделение происходит даже между близкими людьми, родственниками по плоти. Это плохо, но вполне объяснимо, даже закономерно, ведь в окружающем нас мире очень многие люди далеки от Бога и не желают даже приближения к Нему.

И все же, по возможности, надо попытаться сохранить круг общения. Во-первых, человеку, еще не открывшему для себя мир веры, может быть непонятным прекращение общения с ним с Вашей стороны. Такое поведение верующего человека может обидеть, оскорбить неверующего. Тем более надо быть любящими, заботливыми, терпеливыми к неверующим родственникам, особенно, если у них, кроме нас, нет других близких. Во-вторых, Вы сами понимаете, что за разрывом отношений может стоять наша гордость, страсть, которую духовно неопытный человек не всегда может в себе распознать. Поэтому я бы советовал Вам продолжать общение, если оно не идет во вред Вашей собственной вере.

Существуют ли в Саратовской области духовные учебные заведения для девочек 13 лет?

Не совсем понятно, что Вы имеете в виду. В области есть одно духовное учебное заведение для девушек — Епархиальный учебный центр во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Девушки принимаются сюда по окончании средней школы. В Саратове работает православная гимназия, идет работа по открытию православных гимназий в Покровске (Энгельсе) и Петровске.

Не могу найти вразумительного ответа на вопрос об авторском праве в современном церковном творчестве. В интернете приходится натыкаться на разборки между проектировщиками иконостасов или иконописцами: кто у кого позаимствовал идею или просто скопировал. С одной стороны, у иконописцев вроде не принято подписывать работы, а с другой — сейчас у каждого второго свой сайт, и даже если работа не подписана, то она представлена на сайте как авторская. По светским законам об авторском праве надо спрашивать разрешение у автора, платить ему деньги и т. п. С уважением, Леонид.

Действительно, церковное творчество соборно. Человек, творец того или иного церковного произведения, в идеале должен рассматривать свое творчество как церковное послушание. Именно поэтому с древности иконописцы не подписывали свои иконы. Так же, как никто не думал об «охране авторских прав» создателей древнерусских или византийских распевов.

Но сегодня мы живем в иную эпоху. Многие авторы, как светские, так и церковные, стараются, чтобы их авторские права соблюдались. Как-то оценивать это я не считаю для себя возможным. Наверное, здесь можно руководствоваться принципом: Могий вместити да вместит (Мф. 19, 12), — то есть тот, кто может относиться к своему творчеству так, чтобы, что называется, «пустить его по водам», пусть делает так, а кто не может, тот не может. Я полагаю, что, если мы пользуемся каким-то проектом известного нам автора, надо, как минимум, спросить у него разрешение. А дальнейшее — вопрос договоренности с этим человеком.

У нас с мужем двое детей. Муж против, чтобы я работала, а у меня два образования. Где моя жизнь? Смиряться? Это есть воля Божия?

Во многом ответ на этот вопрос зависит от Вашей веры, ведь от того, как человек относится к Богу, зависит и его отношение к своей жизни и близким. Для верующей женщины нет ничего зазорного, «неполноценного» в том, чтобы посвятить свою жизнь семье, мужу и детям. Поверьте, это великий труд, который окупится сторицей. Вообще, семейная жизнь требует определенного самопожертвования от обоих супругов. И именно потому, что современные люди не умеют и не хотят жертвовать ничем даже ради своих близких, мы видим рядом с собой столько разрушенных семей.

Ваше Преосвященство! В одном из храмов нашего города, в иконной лавке, я видела набор открыток «Храмы Саратова», и на двух из них были изображены мечеть и католическая постройка. Что, это тоже храмы или в лавке просто не доглядели?

Действительно, в лавке «не доглядели». Я тоже обратил на это внимание и высказал замечание епархиальной лавке церковной утвари. Эти наборы открыток были изданы светским издательством, и попали к нам на распространение. Мною было дано распоряжение убрать эти наборы из храмов.

Здравствуйте, уважаемый Владыка. У меня не вопрос, а просьба. Я прихожанин храма Преображения Господня в городе Балашове. Настоятеля этого храма протоиерея Бориса Ланчикова перевели в другой храм. Я от имени многих прихожан очень прошу Вас пересмотреть этот вопрос. Мы очень привыкли к отцу Борису, исповедуемся ему, очень уважаем и ценим его. Мы ничего не имеем против других священников, но Вы поймите нас, мы как будто потеряли близкого человека. Волков Николай

Уважаемый Николай! Я не хотел бы в интернете называть причины, по которым мне пришлось освободить отца Бориса Ланчикова от должности настоятеля этого храма, но поверьте, основания для этого есть и весьма весомые. Он служит на приходе неподалеку от Балашова, и Вам ничто не мешает посещать его, исповедоваться у него, любить, ценить и уважать батюшку. Но, к сожалению, вернуть его на должность настоятеля Преображенского храма я не могу.

Владыка благословите. Если мужчина был венчан, затем развёлся, воцерковился, закончил духовную семинарию, обвенчался с новой супругой, может ли такой человек стать священником?

Нет, по канонам Церкви — не может.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6359&Itemid=4


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика