Русская линия
Православие и современность26.03.2009 

Вопрос священнику. Новые ответы

Мне 33 года, у меня трое детей. Старшему сыну 13 лет. Он растет очень «трудным» ребенком и, несмотря на все наши усилия и заботы, очень пугает нас своим характером и отношением к жизни. Я была бы рада найти ему мужчину-наставника, батюшку, который бы помог ему понять губительность такого поведения, смог бы заинтересовать чем-то. Может, сын бы одумался. Еще год-два — и уже, наверное, не смогу совсем повлиять на сына. Меры надо принимать уже сейчас. Помоги мне, Господи, найти выход! Помоги мне, Господи, повести сына по другому пути!

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска

— Самая серьезная беда большинства современных семей — отсутствие времени для тесного общения родителей со своими детьми. Тем не менее постоянное общение с ребенком, обсуждение его проблем, совместное выполнение необходимой работы, совместное посещение храма и чтение домашних молитв — отличное средство воспитания.

И лень, и завышенное представление о своих способностях, и безответственность, и многие другие нравственные недостатки присущи почти всем детям без исключения. Их изживание, приобретение положительных навыков вполне возможны при последовательном христианском воспитании. Личный пример здесь является очень важным. Вспомните: подготавливая апостолов к проповеди Своего учения, Господь Иисус Христос не старался научить их каким-то педагогическим приемам. Совет был один: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

Ваш «свет», Ваши добродетели и достоинства чаще всего не видны детям, поскольку Вы проявляете их в общении с другими людьми. Старайтесь как можно больше выполнять каких-то совместных дел с Вашим сыном. Не просто поручайте ему какое-либо дело, а говорите: вот эту часть дела сделаю я, а эту придется сделать тебе.

Даже при отсутствии свободного времени старайтесь вместе с сыном активнее участвовать в жизни прихода, к которому вы принадлежите или просто часто посещаете. В приходе наверняка найдутся его сверстники, которые смогут увлечь его участием в тех или иных приходских мероприятиях.

Не забывайте и о силе молитвы. Иоанн Креститель, указывая на камни, лежащие в пустыне, говорил, что Господь из этих безжизненных глыб может сделать детей Авраама (см.: Мф. 3, 9; Лк. 3, 8), то есть наследников Его обетования. Просите Господа, Божию Матерь, святых угодников Божиих восполнить недостатки семейного воспитания и сделать Вашего сына достойным христианином.

Правда ли, что при Крещении у человека может быть сколько угодно крестных отцов и матерей? Главное, чтобы у женщины была одна крестная, а у мужчины — один крестный. И распространяется ли это все на новорожденных? Где я могу получить информацию о самом обряде Крещения и обо всем, что с ним связано?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска

— Церковный Устав предусматривает наличие одного восприемника (крестного) при совершении Таинства Крещения. Для крещаемого мальчика — это восприемник (крестный отец); для девочки — восприемница (крестная мать). Главная обязанность крестного состоит в заботе о правильном духовном воспитании своего крестника. В особых случаях крестные заменяют физических родителей своего крестника. Поскольку такие обязанности в одиночку выполнить трудно, в Русской Православной Церкви сложилась традиция приглашать двух восприемников — крестного отца и крестную мать. Никаких других крестных, кроме этих двух, быть не может. Крестными могут быть взрослые православные христиане нравственной жизни, осознанно относящиеся к своей вере, способные правильно воспитать своих крестников и не являющиеся супругами. Подробнее о Таинстве Крещения Вы можете узнать в любом православном храме, у любого православного священника.

Моей дочери восемь лет, а сыну пять. До семи лет дети — младенцы, а после семи — отроки и отроковицы. Хотелось бы узнать последующие вехи и наименования «взросления» моих детей. С семи лет девочка причащается с исповедью, но не держит трехдневный пост. С какого возраста ребенок должен соблюдать трехдневный пост перед Причастием? Она посещает воскресную школу при приходе, возможно, когда придет время, им сообщат об этом, но хотелось бы и самой ориентироваться в этом вопросе.

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска

— В русской церковной традиции дети до 7 лет назывались младенцами, с 7 до 14 лет — отроками и отроковицами, с 14 лет до 21 года или до времени вступления в брак — юношами и девушками. 21 год — это время традиционного совершеннолетия. С этого момента человек считался вполне взрослым.

Церковь освобождает от поста младенцев. Строгий Устав предполагает, что отроки должны поститься наравне со взрослыми людьми. О том, что это не обременительно и не вредно для здоровья, можно прочитать в замечательной повести И.С. Шмелева «Лето Господне».

У меня трехлетний сын. Он очень подвижный ребенок. Я вожу его каждое воскресенье к Причастию, дома мы с мужем читаем каждый вечер Библию и молимся. Когда мы ходим на службы, то он смирно стоять может только первые 10 минут, а потом начинает играть, разговаривать (правда, я его приучила разговаривать в храме только шепотом, и он старается в этом) или искать кого-нибудь из детей, с кем можно поиграть. Батюшка сказал, что если ребенок ведет себя непотребно в храме, то в этом виноваты родители, и я понимаю, что он прав. Но как найти золотую середину? Ведь: 1) маленький ребенок не может надолго сосредоточиться на чем-нибудь; 2) если каждый поход в храм превращать в наказание для ребенка, то это только оттолкнет его от храма и 3) подвижное поведение ребенка в храме не дает сосредоточиться на молитве другим прихожанам. Как правильно вести себя в этой ситуации?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска

— В поведении Вашего ребенка нет ничего особенного. Детям трудно сосредоточиться на чем-то в течение длительного времени, даже если это им интересно. Из Ваших слов ясно, что Ваш сын понимает, что в храме следует вести себя сдержанно, и, разговаривая шепотом, изо всех сил старается это сделать. В дружном приходе верующие обычно привыкают к детям, знают их по именам и терпят их игры и бродяжничество по храму. Тем более и терпеть-то особенно не приходится, потому что дети, привыкшие к богослужению, не совершают ничего кощунственного. Не следует бояться того, что расшалившиеся дети будут отвлекать прихожан от молитвы. Христос ведь не опасался того, что дети помешают Его наставлениям. Вместе с этим ребенку нужно до службы объяснять, что означает то или иное песнопение, то или иное действие священнослужителей. Ожидая знакомого ему момента службы, ребенок с большим вниманием будет относиться к тому, что происходит вокруг него. Если в Вашем храме принято пение прихожанами Символа веры, молитвы Отче наш., других песнопений, помогите ребенку их выучить. Он с удовольствием будет петь вместе со взрослыми.

Безусловно, ребенка следует приучать к порядку, но наказывать стоит только за какие-то сознательные проступки, а не за свойственные всем детям особенности поведения.

Я недавно пришла к вере, и все было хорошо. Моя несовершеннолетняя дочь тоже ходила со мной в храм, ей нравилось. Но когда я начала воцерковляться, она начала отказываться ходить в храм и вообще стала отдаляться от меня. Как мне объяснить ей, что я не стала любить ее меньше, придя к вере? Я не стала ей уделять меньше внимания, не изменила свое отношение. Но она считает, что раз православный христианин должен любить Бога больше близких, то я ее предаю. И я ничего не могу ей объяснить. Как быть в такой ситуации?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска

— Постарайтесь объяснить дочери, что люди становятся ближе друг к другу, если их объединяет не только взаимная любовь, но и совместная любовь к какой-то общей ценности. Причем взаимная любовь тем больше усиливается, чем более подлинная и большая ценность их привлекает. Прочитайте вместе с дочерью древнерусскую повесть о Петре и Февронии. Любовь к Господу помогла установить в их семье особенно крепкие и трепетные отношения, помогла перенести все испытания и искушения, которые могут встретиться на жизненном пути супругов. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София очень любили друг друга. Их любовь приобрела удивительную, всепобеждающую силу из-за того, что их объединяла любовь к Господу. Претерпев страшные мучения, они были счастливы и нимало не сомневались в любви друг к другу.

Слова Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37) — говорят о несовершенстве такой любви, когда любящий хочет обладать любимым как драгоценной вещью, привязывается к нему, боится его потерять, не мыслит без него своей жизни. Взамен этой любви-обладания Господь предлагает любовь-самопожертвование, когда любящий умаляется перед любимым, готов отпустить его на свободу, готов пожертвовать всем для блага любимого. О такой любви говорит апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4−5, 7). Но такая любовь-самопожертвование невозможна без любви к Богу, ибо вся наша жизнь, все наши взаимные отношения, сама возможность любить друг друга — все это происходит из любви Господа к человеку, самому совершенному и самому непокорному Его творению.

У нас с мужем нет детей. Я бы хотела усыновить ребеночка, но муж пока к этому не готов. Может, есть какие-то молитвы на то, чтобы вразумить его на усыновление?

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского подворья — храма
в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

— Усыновление ребенка — всегда непростое дело. И если решаться на него, то обязательно по обоюдному согласию супругов. Если же муж не готов, то не надо его к этому вынуждать, иначе он, может быть, и поддастся уговорам, но потом вы оба не понесете испытаний, которые выпадут на вашу долю. Молитесь же лучше не о «вразумлении» мужа, а о том, чтобы исполнилась и в этом, и во всех иных случаях воля Божия, всегда все устраивающая к нашей пользе.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6331&Itemid=80


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика