Русская линия
Православие и современность Маргарита Крючкова26.03.2009 

Под покровительством святого Митрофана

Вот уж где суета — так это у Крытого рынка в Саратове. Одно слово — базар! Проходя здесь, люди крепко держатся за сумки и кошельки, пробегая взглядом по прилавкам пестрых от товара палаток; редко кто посмотрит выше. Голова кругом идет от броуновского движения толпы. Но если поднять глаза, сразу обнаруживается «точка опоры»: аккуратный белый купол с крестом, что возвышается над старым двухэтажным домом в самом центре базарной площади. Это — храм во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского.

Метровые стены надежно защищают от город­ского шума. Высокие кирпичные печи работают исправно: в храме тепло, уютно. Только что закончилась служба, прихожане, тихо переговариваясь, не торопятся расходиться. Кто-то чистит подсвечник, кто-то у свечного ящика пишет записки.

— Вот здесь новая история храма и начиналась; тут была комнатка размером два на три метра, — настоятель храма священник Геннадий Пастухов рукой прочерчивает в воздухе границы помещения, первоначально выделенного под храм.— А буквально за стенкой студенты были, пока кафедра (кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского медуниверситета.—Авт.) не выехала. Народ шумный, беспокойный. Тяжело было.

Батюшка рассказывает, а я смотрю на большую то ли картину, то ли фотографию на дальней стене: на фоне по-саратовски светлого, словно выцветшего неба — большой и надежный, как хороший корабль, белоснежный храм. Такой была Митрофановская церковь сто лет назад.

Трудно поверить и невозможно представить, но когда-то в Саратове на этом месте было обширное болото, заросшее лесом. Даже дикие утки водились в зарослях! В начале XIX века болото осушили. А в 1838 году на образовавшейся пустоши выстроили каменную церковь в честь Вознесения Господня. Вскоре к ней был пристроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского, по которому церковь в народе стали называть Митрофановской. От нее пошло и название близлежащей площади с базарными рядами — их также стали называть Митрофановскими. В 1864 году к церкви была пристроена каменная колокольня, в 1910 году выстроена часовня.

Примечательно, что колорит этого места с позапрошлого века, похоже, не сильно изменился. В середине XIX века от Митрофановского базара по Михайловской улице (ныне — Вавилова) выстраивался «тележный ряд»: здесь всегда торговали телегами, санями, пролетками, скотом, сеном и различной упряжью. В противоположной стороне продавали дрова — маленькую улочку, идущую от церкви и площади, так и прозвали: Дровяная (ныне Дзержинского), а позднее переименовали в Грошовую (когда там обосновались продавцы кустарных грошовых товаров). К началу XX века Митрофановский рынок стал самым крупным в Саратове. Грязный и неухоженный, он доставлял властям массу проблем и служил рассадником инфекций. К тому же, несмотря на осушение, здесь долго застаивались талые и дождевые воды, из-за чего весной и осенью пешеходное сообщение происходило с большими препятствиями. Для того, чтобы придать площади благопристойный вид, решено было выстроить здание крытого рынка. Его строительство началось в 1914 году по революционному по тем временам проекту Василия Люкшина и было закончено через два года.

После революции, в годы гонений на Церковь, Митрофановский храм подвергся разрушениям. Осталось лишь одно строение. Новая власть старую площадь назвала сначала именем Чернышевского, потом — Кирова. Ни первое, ни второе название в народ не пошло — саратовцы именуют все это место «Крытым рынком».

В ноябре 2005 года уцелевшее храмовое строение было передано Саратовской епархии Русской Православной Церкви, и 6 декабря, в день престольного праздника, первую Божественную литургию в возрождаемой Митрофановской церк­ви совершил ее настоятель, священник Геннадий Пастухов. В 2007 году в храме начались ремонтно-реставрационные работы и установлены купол, крест и барабан.

Отец Геннадий рассказывает о планах: должны быть построены колокольня и пристройка-притвор. Эта пристройка призвана решить многие коммунальные проблемы храма: отопление, водоснабжение и т. п. Но, как рассказывает батюшка, эти работы могут начаться только после переоформления земельного участка, числящегося в парковой зоне, под строительство. К сожалению, в нашем городе это процесс не простой и не быстрый.

Как формировался приход? Мне почему-то казалось, что рынок, окружающий плотным кольцом храм, накладывает свой отпечаток на специфику этого прихода. Отцу Геннадию вопрос явно не нравится.

— Никакой специфики, — говорит он, — люди такие же, как и в других храмах — верующие.

Эльвира Владимировна, Нина Павловна, Ольга Олеговна. Я едва успеваю записывать в блокнот имена прихожан храма, которые перечисляет отец Геннадий. Священник рассказывает, что в этот храм ходят большими семьями: не только дети и родители, но и племянники, двоюродные братья и сестры. А еще среди прихожан много тех, кто связан с Воронежем: или жил когда-то в этом городе, или фамильные корни из тех краев.

— Запишите: в этот храм ходят те, кто любит святителя Митрофана Воронежского, — батюшка строго следит за пометками, которые я делаю в блокноте.— Это святой, который при жизни своей отвечал за паству по всей строгости и призывал к благочестию.

Святитель Митрофан Воронежский, чудотворец, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле предположительно в семье священника. Половину своей жизни он прожил в миру, был женат и имел детей. На сороковом году он овдовел и решил посвятить себя Богу. Он был пострижен в иночество в Золотниковском Успенском монастыре недалеко от Суздаля. О его строгой жизни, полной глубокого смирения, стало известно в монашеской среде. Подвижник был рукоположен в иерейский сан и возведен в игумены соседней Яхромской обители. Затем будущий святитель около семи лет настоятельствовал в обширной Костромской Унженской обители, и за это время монастырь достиг процветания.

С особым почтением относились к игумену Митрофану при дворе. Когда в 1682 году была образована Воронежская епархия, царь Феодор Иоаннович предложил назначить его первым ее епископом. Епископскую хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким.

Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. Любя церковное благолепие и радея о нем, в своем быту он был более чем скромен. Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробных мытарствах, а любимой молитвой — молитва об умерших. В своем «Духовном завещании» святитель назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь».

Особую страницу в его биографии занимают взаимоотношения с Петром I. Являясь единомышленником и духовным наставником императора, святитель старался содействовать полезным для Отечества преобразованиям молодого царя. Он не только одобрял постройку флота, предпринятую Петром в Воронеже, но и поддержал ее материально, жертвуя на это церковное имущество. Именно епископ Воронежский одобрил план возведения новой российской столицы на берегах Невы. В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец Петра из-за находившихся в нем языческих статуй. Разгневанный царь стал грозить ему смертью, и епископ Воронежский стал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемое для православного человека. Такое исповедничество устыдило Петра, и он убрал статуи.

На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой смерти. Преставился святитель Митрофан в 1703 году глубоким старцем. Он был погребен в Благовещен­ском соборе Воронежа с большими почестями. Царь Петр своими руками помогал нести гроб святителя. С 1820 года число почитателей молитвенной памяти ревнителя веры и благочестия особенно возросло, при соборе начали появляться записки о чудесах на его гробнице. По решению Синода 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами. В 2007 году Православная Церковь отпраздновала 175-летие прославления святителя Митрофана, епископа Воронеж­ского, в лике святых и обретения его святых мощей.

Храм во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Саратове — единственный в Саратовской епархии, освященный во имя этого святого. Его настоятель отец Геннадий считает: то, что старинное храмовое здание сохранилось на столь востребованной с точки зрения рыночного использования земле в самом центре города до наших дней и вновь было возвращено Церкви — свидетельство помощи и покровительства самого святого Митрофана Воронежского.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6330&Itemid=3


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика