Русский вестник | Сергей Фомин | 19.03.2009 |
Мы сообщали о выходе в свет второго издания книги «Золотой клинок Империи» писателя и историка С.В. Фомина о Свите Его Императорского Величества генерале от кавалерии графе Федоре Артуровиче Келлере (1857−1918). Он оказался одним из немногих, кто в трагическом марте 1917 г. исполнил долг присяги своему Императору: верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови. Мы расспросили Сергея Владимировича о переиздании историко-художественного исследования о генерале.
— Чем вызван столь скорый выход второго издания?
- Прежде всего, несомненно, читательский интерес. Полторы тысячи экземпляров издания 2007 года сравнительно быстро разошлись. Это с точки зрения спроса. С другой стороны, у меня, как автора, были серьезные претензии к книге, вышедшей в издательстве «Посев». Об этом по горячим следам я подробно писал в свое время в «Русском Вестнике» (2007, N 7) в статье «Без Царя в голове, или Какой посев ведут новые белые». Она вызвала читательский интерес, и, судя по отзывам, многие были согласны со мной. Во всяком случае, некоторых она, несомненно, заставила задуматься о подлинной сути «Белого движения». Хочется верить, что эти люди более осмысленно (по крайней мере) смотрели широко разрекламированный фильм «Адмирал», представляющий собой — в части, касающейся гражданской войны, исторический подлог и одновременно неоправданную героизацию «русского Вашингтона». Именно так называли А.В. Колчака наши «заклятые американские союзники». Обращаться вновь к этой теме считаю излишним, поскольку та статья еще многим памятна. Кроме того, в расширенном варианте она опубликована мною в качестве послесловия к новому изданию.
— Отразившийся в спросе на книгу читательский интерес в какой-то степени удивителен. Ведь имя графа Келлера, кажется, не столь широко известно.
- Это одновременно и так, и не так. В среде православных монархистов славное имя графа Федора Артуровича ныне пользуется почтением и известностью. А начиналось это, между прочим, в Москве, во Всесоюзной библиотеке иностранной литературы. В 1991 г. автор этих строк, листая в читальном зале подшивку джорданвилльского журнала «Православная Русь» за 1967 г., набрел на статью Е.Н. Безак о посылке Патриархом Тихоном графу Ф.А. Келлеру, «рыцарю чести и преданности Государю», шейной иконки Державной Божией Матери и просфоры. Сведения об этом были помещены мною в вышедшем в 1993 г. 100-тысячным тиражом сборнике «Россия перед Вторым Пришествием». Книга стала популярной, неоднократно переиздавалась. Так имя графа Федора Артуровича Келлера начало свое возвращение в историческое сознание русских людей. Десять лет спустя появилась первая краткая биография Федора Артуровича, написанная вашим покорным слугой. Она вошла в составленную О.А. Платоновым и А.Д. Степановым «Большую энциклопедию русского народа», в том, озаглавленный «Святая Русь. Русский патриотизм» (М. 2003).
Но известностью граф Келлер пользуется, разумеется, пока что среди сравнительно узкого круга людей. Свидетельство тому, например, вышедшая недавно в популярной серии «Жизнь замечательных людей» книга писателя и профессора Московского университета А.Н. Варламова «Михаил Булгаков». Не раз, в том числе и на страницах «Русского Вестника», нам приходилось критиковать Алексея Николаевича, продолжающего и ныне (в книге «Григорий Распутин-Новый». М. 2007), несмотря на ставшие достоянием широкой общественности подлинные факты биографии Г. Е. Распутина, фальсифицировать биографию Друга Царей, жонглируя давно разоблаченными выдумками и злонамеренной клеветой. Не избежал он серьезного ляпа и в новой своей книге. Причем, я бы сказал, знакового. Разумеется, от ошибки не застрахован никто. Но что вы скажете, если кто-то ошибается всегда в одном и том же направлении? Вспоминается очень характерный в этом смысле эпизод в одном из советских еще фильмов, рассказывающий о закрытии всех некоммунистических газет в первые послереволюционные годы. Вызванные в какой-то большевицкий орган редакторы буржуазных газет пытаются оправдываться невнимательностью, оплошностью, опечатками и т. д. Тогда комиссар задает сакраментальный вопрос: «Хорошо, но почему все ваши опечатки против советской власти. Покажите хоть одну опечатку за». Подобное мы обнаруживаем и в книге А.Н. Варламова о писателе М.А. Булгакове. Рядом с фотографией ответственного за убийство графа Келлера знаменитого самостийника и не менее знаменитого бухгалтера Симона Петлюры помещена фотография Федора Артуровича со сногсшибательной подписью: «Гетман П.П. Скоропадский». Но и это не все. Далее под подписью напечатано своего рода кредо ничтожного (между прочим, и по мнению писателя М.А. Булгакова) гетмана: «Великорусские круги на Украине невыносимы». К этим великорусским, имперским, монархическим кругам и принадлежал граф Ф.А. Келлер. И именно его фотография подменила «пана на усю губу» (так называли гетмана современники). Причем фотография Федора Артуровича выбрана самая известная (именно она и помещена в нашей книге на фронтисписе): в форме 1-го Оренбургского казачьего Наследника Цесаревича Алексея Николаевича полка. Ошибку легко могли бы помочь избежать ясно читающиеся на фотографии награды: они никак не могли соответствовать таковым гетмана Скоропадского, являвшегося, как известно, кавалером лишь одного ордена Св. Георгия 4-й степени. На фотографии же ясно видны два офицерских ордена Св. Георгия (один на шее) и два солдатских. Но мы, как любил говорить еще А.С. Пушкин, ленивы и нелюбопытны.
— Что и говорить, такая подмена просто оскорбительна для памяти славного генерала. Но, упомянув о фронтисписе, вы невольно сами затронули тему оформления книги. А оно, прямо скажем, замечательно.
- На обложке воспроизведена картина Н.Д. Дмитриева-Оренбургского «Въезд Великого Князя Николая Николаевича Старшего в Тырново 30 июня 1877 г.». Картина, на мой взгляд, прекрасно отражает сквозную идею книги — триумф Русской Императорской Армии под водительством Императорской Фамилии, освящаемый Православной Церковью (впереди едущих по узким улочкам болгарского города русских войск во главе с Великими Князьями идет в золотых ризах священник с крестом в руке). Кавалерийский унтер-офицер держит личный Великокняжеский значок, тот самый, с которым Главнокомандующий Великий Князь Николай Николаевич Старший 16 июня 1877 г. переправился в лодке через Дунай, а на следующий год 3 марта на яхте «Ливадия» приплыл в Константинополь подписать мир с султаном: белое полотнище с голубым восьмиконечным православным крестом и надписью на ленте под ним: «С нами Бог», вышитой металлическими нитями. В декабре 1999 г. правнук Августейшего владельца передал этот значок в Эрмитаж на вечное хранение.
На форзаце и нахзаце даны тонированные изображения картин В.В. Мазуровского «Дело под Телишем 1877 г.» и П.П. Карягина «Штыковая атака». Русско-турецкая война 1877−1878 гг. и Великая война 1914−1918 гг. — хронологические рамки, в которые укладывается вся земная жизнь героя нашего повествования. На задней стороне обложки и на корешке мы поместили изображения двух особо любимых Федором Артуровичем военных знаков: Оренбургского казачьего войска и 5-го гусарского Александрийского Ея Величества Государыни Императрицы Александра Феодоровны полка. Эти знаки он носил всю жизнь, с ними на груди безстрашно принял смерть за Государя 8/21 декабря 1918 г. в Киеве у Святой Софии рядом с памятником Богдану Хмельницкому с известной надписью «Волим под Царя Восточного Православного», по словам поэта Н.А. Ганиной (циклом замечательных стихов которой «Памяти графа Келлера» открывается наша книга), «девизом жизни — девизом смерти» самого Федора Артуровича.
Однако гораздо большее значение имеет иллюстративный ряд, представленный на трех вклейках. Всего там воспроизведено 215 изображений лиц, событий, документов. Многие из них мало известны широкому читателю.
— Наряду с содержащимися в тексте редкими, порой уникальными данными иллюстрации являются отдельным, иногда параллельным, а порой и имеющим самостоятельную ценность материалом, раскрывающим не только личность графа Келлера, но историю Русской Армии, ее верность Императору.
- Действительно, книга содержит немало подобных материалов. Самым важным для меня, конечно, является знаменитая телеграмма графа Ф.А. Келлера, командовавшего тогда 3 кавалерийским корпусом, направленная Императору из Оргеева 6 марта 1917 года в 13 часов 50 минут. Кажется, это был именно тот миг, ради которого жил Федор Артурович. Исполнить свой долг всегда нелегко. А тут, учитывая разворачивавшиеся тогда события, — подвиг! Подвиг перед Божиим Ликом, перед лицом Царя, Которым еще в юности давал клятву!
О самом факте подачи телеграммы и о ее смысле было известно давно. Однако сам текст долгое время был неизвестен. По найденному мною точному архивному шифру он был скопирован и впервые опубликован мною в «Русском Вестнике» (2006, N 5). Год спустя появились публикации лиц, пытавшихся присвоить эту находку себе. Во всяком случае, при ссылках авторы приводили ссылку на местонахождение документа в архиве, а не на первую публикацию, как это положено не только согласно существующим правилам, но и в соответствии с научной этикой.
— Хочется напомнить, что в «Русском Вестнике» публиковались предварительно и другие части вашей книги. Вот, между прочим, ссылки на некоторые из них: 2005, NN 17 и 21; 2006, NN 5, 7 и 12; 2007, N 14.
- Кстати говоря, последняя из публикаций, посвященная 89-й годовщине Екатеринбургского злодеяния, вышла уже после издания книги 2007 года. Как и некоторые другие дополнения и уточнения, она вошла во второе издание. В статье, напомню, сообщалось о прошедшей 15 июля 1918 г. панихиде по Государю в Харькове и об участии в ней проживавшего там графа Ф.А. Келлера. Свидетельство это тем дороже нам, что принадлежало перу святителя Иоанна Шанхайского, закончившего как раз в тот год юридический факультет Императорского Харьковского университета. После панихиды разнесся слух, что Император не убит. Пошли разные толки. И на прямо заданный вопрос генерал Келлер громко, так что «голос его долетел до немецких офицеров, стоявших на краю площади», заявил: «Русская Царская Семья должна быть спасена русскими руками!» Он все еще надеялся. И не только на то, что Государь жив, но и на то, что русский народ опомнится. Увы…
— Среди материалов интернета есть некоторые, в которых пишут о том, что Ф.А. Келлер не был человеком православным. В вашей книге, в том числе и в первом издании, вы пишете то же самое.
- Дело в том, что, работая над книгой, я в первую очередь пытался выяснить для себя этот вопрос. Каждый, кто так или иначе интересовался биографией графа и потому знакомый пусть и с немногочисленными воспоминаниями о нем, уверен, что если он и не был православным по рождению, то, по крайней мере, принял Православие в зрелом возрасте. Федор Артурович даже изображен на одной современной иконе вместе со святителем Макарием (митрополитом Московским), предстоящим Царю мученику. Увы, в послужном списке графа Ф.А. Келлера 1910 г. в графе «какого вероисповедания» четко записано — «лютеранского».
И тут невольно вспоминается ответ одного старого новгородского монаха немецкому путешественнику Адаму Олеарию. Увидев в далеком 1634 г. икону, изображавшую иноземцев, свергаемых в ад, он задал вопрос: «Неужели все, кроме русских, погибнут?» И получил ответ: они могут спастись, если обретут русскую душу… Федор Артурович, несомненно, такой душой обладал.
И вот именно в этот период сомнений, в частном разговоре, я обратил внимание моих собеседников на отсутствие документов, подтверждающих наши предположения. Для профессионального историка это норма. Но ведь есть еще и чтители. Причем, как оказалось, весьма ревностные…
Разумеется, подобно, например, генералу Павлу Карловичу фон Ренненкампфу, Федор Артурович мог принять Православие и в зрелые годы, но документального подтверждения пока этому нет.
И все же о принадлежности к Православию графа Ф.А. Келлера свидетельствует ряд косвенных фактов. Это, прежде всего, сопровождавший его на поле брани личный знак — огромный стяг с изображением Спаса Нерукотворного, которым он чрезвычайно дорожил. Далее, по просьбе графа митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) служил ему, как командующему Северной монархической армией, напутный молебен и благословил его иконой. Патриарх Тихон также передал генералу Келлеру в благословение шейный образок Божией Матери «Державная» и просфору. К доставившему в Киев от Патриарха икону епископу Нестору (Анисимову) обратился Федор Артурович перед последним боем в городе 1/14 декабря 1918 г. за благословением. Наконец, во время пребывания в узах в Михайловском монастыре Владыка Нестор, по его собственным словам, не только благословил графа, но также принес ему просфоры, а потом, наконец, и отпел. Настоятельница же Покровской обители матушка София, известная своим благочестием и строгостью, благословила погребение графа в стенах святой обители. Всю эту совокупность фактов, согласитесь, просто так тоже не отбросишь.
«Отпевание — очень серьезный акт, — высказалась, познакомившись с рукописью нашей книги, доктор филологических наук из Московского государственного университета Н.А. Ганина. — Мог ли епископ Нестор, апостол Камчатки, отпевать иноверца?..
При безусловном сочувствии графа Федора Артуровича Православию и укорененности в православном быту и обряде можно видеть (из нам известных лиц) двух человек, которые могли присоединить его к Православию: 1) графиня Мария Александровна (супруга); 2) епископ Нестор (крестивший многих и во многих обстоятельствах).
Вдумаемся: Рузский, Алексеев, Гучков, Керенский, Медведев(1), Ленин! — номинально «православные"… Записи-то сохранились…
А тут «лютеранин», который всю жизнь действует как православный, Царя любит как мало какой из православных, таинственным образом связан с Державной иконой и видением послушницы Ольги(2) (Ржищев(3) — Покровский монастырь!) и принимает смерть у Святой Софии! — Лютеране ходят в кирку и пьют кофе с немцами».
Однако подчеркну, что и на сегодняшний день нет документальных доказательств нашим, пусть косвенно и весьма обоснованным, но все-таки предположениям. И я не знаю, если бы, например, дело дошло до прославления Федора Артуровича в лике святых, сочла ли бы Синодальная комиссия подобные доводы вполне достаточными.
Но если когда-нибудь будет обнаружено документальное подтверждение принятия Православия графом (я в это, например, верю), то, несомненно, мы узнаем еще об одном воине Божием Феодоре, Новом Стратилате (от греческого стратилатис — предводитель, военачальник, вождь, воевода — почетное звание, присваиваемое мученикам и исповедникам за Христа, носившим в Миру это почетное высокое звание):
Радуйся, Царю Николае, болярина Феодора нам возсиявый.
Приобрести или заказать по почте эту и другие книги С. В. Фомина можно в книжной лавке по адресу: Москва. Покровский бульвар, д. 18/15 (дом Телешова). Тел. 916−29−41.
(1) Один из цареубийц.
(2) Имеется в виду видение послушнице Ржищева монастыря Ольге Зосимовне Бойко (1903-?) Великим Постом 1917 г. о февральском перевороте, будущем России и святости Царя мученика.
(3) Ржищев Спасо-Преображенский женский монастырь подчинялся Покровскому монастырю, в котором как раз и был погребен гр. Ф. А. Келлер.