Русская линия
Седмицa.Ru03.03.2009 

Великий канон свт. Андрея Критского

Великий Канон

По материалам статьи из т. 7 «Православной энциклопедии». Москва, 2007 г.

Гимнографическое произведение архиеп. прп. Андрея Критского, название к-рого отражает как широту раскрытия главной темы — покаяния, так и объем текста: согласно совр. печатной Триоди, включает более 200 тропарей во всех 9 песнях (включая 2-ю, в большинстве др. канонов отсутствующую), не считая ирмосов, троичнов и богородичнов.

По содержанию В. к. непосредственно не связан с общественными богослужениями Великого поста, вероятно, прп. Андрей не предполагал, что В. к. получит общецерковное употребление. Нек-рые строки канона дают основание считать, что он был написан преподобным в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в др.- приводятся примеры из Свящ. Писания о грехе и покаянии. В. к. включает все важнейшие библейские образы, как правило, в соответствии с хронологией; образам ВЗ посвящено большинство тропарей В. к. В 8-й песни подведен итог изложению ВЗ: «Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию». Новозаветная тематика эпизодически появляется в 1−8-й песнях канона, но в основном она развивается во 2-й половине 8-й и в 9-й песнях. Метрика тропарей в каждой из песней в целом стабильна и близко следует метрике ирмоса, но число слогов в тропарях и место главного ударения может меняться. В. к. представляет собой одно из самых ярких произведений визант. церковной поэзии.

Богослужебное употребление В. к. впервые зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотиписисе (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 235) и др.; они предписывают петь канон в четверг 5-й седмицы Великого поста (см. ст. Мариино стояние). Текст В. к. встречается уже в древнейших известных греч. и слав. рукописях Триоди. В греч. Постной Триоди X в. (Sinait. gr. 734−735) канон отделен от рядового дневного последования четверга 5-й седмицы заголовком: «В тот же день седальны, поемые на Великий канон» — это, возможно, указывает на то, что он не так давно был добавлен к корпусу песнопений Триоди. В Триоди XI в. (Vatop. 315−949) В. к. предписано петь по частям на 5-й седмице с понедельника по пятницу. Подобное разделение канона (неясно, относящееся ли к 5-й или 1-й седмице) указано соответственными пометами на полях в слав. Триоди XII—XIII вв. (РГАДА. Тип. 137). Триодь XI в. (Vat. 771) предписывает петь В. к. в 5-е воскресенье поста. Т. о., первоначально В. к. был привязан к 5-й седмице поста, но не обязательно к четвергу. В В. к. кроме собственных тропарей имеются и посвященные прп. Марии Египетской и прп. Андрею Критскому, к-рые появились в отдельных рукописях после XI в., но они нередко отсутствуют и в более поздних текстах, напр. в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф. 354). 241). В рукописи XII в. (ГИМ. Син. 319) перед тропарями В. К. выписаны стихи библейских песней; если стихов не хватает, они повторяются; нек-рые приписаны др. почерком (т. н. поздней рукой), напр. в рукописи Sinait. gr. 734−735. Встречаются сокращенные варианты В. к.: так, в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф. 354). 241) в каждой песни приведено по 8 тропарей, не считая троичнов и богородичнов. Возможно, подобные варианты В. к. предназначались для приходского богослужения (Кириллин. С. 91−102). В Иерусалимском уставе, используемом Церковью и в наст. время, сохраняется традиция пения В. к. в четверг 5-й седмицы Великого поста. Кроме того, он стихословится по частям на 1-й седмице Великого поста, на великих повечериях первых 4 дней.

К В. к. примыкают еще 2 цикла гимнографических произведений: 16 тропарей блаженн (ирмос (начальный тропарь): Разбойника Христе рая жителя; 1-й тропарь цикла: Маноя слышывше древле душе моя и 24 алфавитные стихиры 4-го гласа (нач. 1-го: Все житие мое со блудницами). Блаженны, видимо, были составлены вместе с каноном самим прп. Андреем Критским. В совр. богослужебных книгах они помещаются после 6-й песни В. к., соответствуют такому их размещению и встречающиеся в тропарях библейские образы, хорошо вписывающиеся в ряд образов 6-й и 7-й песней канона. Авторство стихир также приписывается прп. Андрею; по форме они напоминают многострофный кондак.

К В. к. также прибавляется кондак 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа Душе моя, душе моя, восстани, хотя он прямо не связан по своему содержанию с темой канона. Кондак принадлежит перу прп. Романа Сладкопевца, полный текст известен по единственной рукописи XI в. (Patm. 213 — SC. 128. P. 233−261); основное содержание кондака — предательство Иуды и крестные страдания Спасителя. По ранним памятникам Иерусалимского устава, включая старопечатные московские издания, кондак употребляется только в четверг 5-й седмицы поста; в совр. рус. Типиконе он назначен также на все повечерия 1-й седмицы (в ранних Типиконах и Триодях приводятся 2 покаянных седальна, к-рые используются по очереди: в понедельник и среду — 1-й, во вторник и четверг — 2-й). По рукописи XI в. (Athos. Lavra. 27) известен также др. кондак В. к., нач.: Исповедаю Тебе, Господи, беззаконие мое. После 1204 г. прп. Акакием Савваитом был составлен комментарий на В. к. (Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’Andre de Crete par Acace le Sabaite // 1965. T. 34. ?. 304−311). Еще один анонимный комментарий известен по рукописи XIV в. (ГИМ. Син. греч. 312), происходящей из афонского Иверского мон-ря (Владимир (Филантропов). Описание. С. 426−427).

Литература: Великий канон св. Андрея Критского в переводе на рус. яз. / пер. прот. М. И. Богословский // ХЧ. 1836. Ч. 1. С. 127−184; Ловягин Е. Богослужебные каноны на греч., слав. и рус. языках. Спб., 1861. С. 153−191; Maltzev A. Der grosse Busskanon des hl. Andreas von Kreta: Deutsch und slavisch unter Berucksichtigung der griechischen Urtexte. B., 1894; Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. Спб., 18 973; 1952; Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: История, поэтика, богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. 2 т.; Кириллин В. М. «Великий покаянный канон» св. Андрея Критского по древнерус. рукописи 1-й пол. XIV в. // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1998. М., 1998.

А. А. Лукашевич

Святитель Андрей, архиепископ Критский

По материалам статьи из т. II «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г.

На греческом — Andreas ho Krites, Hiersolumites (ок. 660, Дамаск — 4.07.740, Эрессо, о. Лесбос), (память — 4 июля). Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений. Не следует смешивать Андрея Критского с преподобномучеником Андреем Критским (пам. 17 окт.), пострадавшим за святые иконы при императоре Константине V Копрониме (741−775).

Житие. Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности Андрея Критского является житие, составленное до 843 г. Патрикием и квестором Никитой (BHG, N 113), позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в славянские рукописные Великие Минеи Четии. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об Андрее Критском, но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. 2-м по значимости источником служит житие Андрея Критского, написанное монахом Макарием Макрисом в 1422 г. (BHG, N 114; издано В. Лаурдасом) и переведенное на новогреческий язык св. Никодимом Святогорцем в составе его «Нового сборника» (греч.- Neon Eklogion), которое свидетельствует об Андрее Критском как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие (BHG, N 114a) в составе Императорского Минология 1034−1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (ум. 1355) в рукописи XIV в. из монастыря Пантократора (BHG, N 114c).

Согласно житию, составленному Никитой, родителей Андрея Критского звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Вселенского VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, Андрей Критский вместе с 2 монахами доставил их в Константинополь.

Оставшись в столице Византии, Андрей Критский был посвящен в диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Святой Софии. При Константинопольском Патриархе Кире (706−712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом «архиепископа Критского». По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства (712), Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему Вселенскому VI Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения императора в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками Собора 712 г. На Крите Андрей Критский строил церкви, в том числе по образу Влахернской в Константинополе, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз Андрей Критский совершал поездки в Константинополь, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь свт. Андрея Критского).

В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30. Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе. К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом. Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак. Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии — покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобнонго Иоанна Дамаскина, преподоного Космы Маиумского.

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, сятой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках (ГИМ. Хлуд. N 156, кон. XIII — нач. XIV в., Хлуд. N 160, нач. XIV в.). Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

На грузинский язык в X—XII вв. были переведены многие гомилетические произведения Андрея Критского, а покаянный Великий был переведен трижды: Евфимием Мтацминдели (ум. 1028), Георгием Ивером Святогорцем (ум. 1066) и Арсением Икалтойским по поручению грузинского царя Давида IV Строителя (1073−1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI—XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая — только в Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня — в Синаксаре Константинопольской церкви X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 304−305); под 4 июля — в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 330−331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130).

Почитание Андрея Критского на Руси

Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI — нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 273).

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. (РГАДА. Син. тип. 122. Л. 15 об.- 19). В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня — краткое житие святого (древнейший список: БАН 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 34). В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.- в Апостоле (ГИМ. Хлуд. N 35. Л. 178, кон. XIII — нач. XIV в.) и 4 июня — в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. N 284. Л. 95 об., 1-я пол. XIV в.). Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.)). По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью (ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213). Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI—XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский (Л. 321 об.- 322 об.).

Большое распространение в русской письменности XI—XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII—XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. (ГИМ. Син. 319. Л. 223 об. — 250), гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII — нач. XIII вв. (Л. 222 об.- 234). Рус. списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. N 330 и РНБ. Соф. N 1136.) предписывает читать слова А. из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247−256).

А. особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского (ср. изображение на печати — Лихачев Н. П. С. 47−48). Несомненно в честь А. был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. (ПСРЛ. Т. 18. С. 135). Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII — нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348−1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в константинопольском монастыре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

В конце XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, — Повесть об Андрее Критском (древнейший список: БАН УССР. ДА / II. 581, рубеж XVI—XVII вв.; опубл.: Гудзий. С. 22−34). В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является Великий покаянный канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).

Гимнография

В славянских Типиконах, как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в Русской Православной Церкви, указана служба 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) — Андрея Критского и Марфы, матери святого Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, отмечено, что в некрых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба свт. Андрея Критского.

Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Humnois krotomen andrikois ton Andrean» (греч.- Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходит ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир свт. Андрея, помещенный в греческих печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак «Вострубив ясно божественная сладкопения», помещенный в современных греческой и славянской Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI—XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в. (ГИМ. Син.гр. 437. Л. 208).

В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю свт.Андрею.
Сочинения: каноны: PG. 97. Col. 805−1444; Триодь Постная. Т. 1−2; Триодь Цветная; AHG. T. 13. P. 339−340; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 1. P. 253−254; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 454, 490; Т. 2. С. 199; Follieri E. Un canone inedito di S. Andrea di Creta per l’Annunciazione // Collectanea Vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda. Vat., 1962. P. 337−357; Paolini G. Andrea di Creta: Canone per S. Giorgio // Follieri E. Un Theotocario Marciano del sec. XIV. R., 1961. P. 231−261; Maisano R. Un inno inedito di S. Andrea di Creta per la domenica delle palme // Rev. di storia e letteratura religiosa. 1970. Vol. 6. P. 519−572; Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanons d. Andreas v. Kreta // JOB. 1955. Bd. 4. S. 1−11; Пасхальный канон свт. Андрея Критского / Публ., описание и пер. прот. Сергия Правдолюбова. М., 1996; слова: Из слова на Воздвижение честного Креста // ВЧ. 1851/1852. Т. 15. N 23. С. 217−218; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы // Там же. 1853/1854. Т. 17. N 21. С. 193−196.

Источники: BHG, N 113−114c; Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415−417; Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169−179; ЖСв. Июль. С. 69−72; Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345−348; Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136−137; Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. N 1; Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI—XV вв. М., 1984; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248−261; Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270−274, 640−641; Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215−220.

Литература: Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859; Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875; Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. N 6. С. 231−237; Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891; Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765−769; Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505−514; Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378−387; М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. N 4. С. 143−149; N 5. С. 181−187; N 6. С. 221−226; N 7. С. 276−279; N 8. С. 299−302; N 9. С. 330−334; Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447−472. Июнь. С. 1136−1141; Филарет. Песнопевцы. С. 195−200; Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034−2041; Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. N 2. С. 192−206; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98−107; Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170−178; Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1−11; Тодоров Т. Св. Андрей Критский — великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. N 6; Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298; Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335; Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15−16. S. 113−138; Richard M. Le commentaire du Grand Canon d' Andre de Crete par Acace le Sabaite // EEBS. 1965. T. 34. S. 304−311; Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. N 2. С. 65−72; Рябцев А. Великий канон — школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. N 3. С. 71−76; Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. ?ei.; Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6−10; Древнерусское шитье XV—XVIII вв. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980; Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46−61; она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI—XIX вв.еков на востоке России. М., 1983. С. 27−39; НКС. Т. 3. С. 512−513; Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1−2 [Библиогр. и список соч.]; Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29; Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;
Прот. Сергий Правдолюбов, А. Ю. Никифорова, О. В. Лосева, Е. В. Романенко

Иконография

Известны 2 типа изображения свт. Андрея Критского — в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) свт. Андрея представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в., — с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309−1316 гг., — в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию…». Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317−1318 гг., — в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321−1322 гг., — погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII — нач. XIV вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках — на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. (церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) — в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) — в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с небесе…».

Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV—XVII вв. — с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон» — свт. Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ), — в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) — с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., дважды упоминает свт. Андрея как «старца с седою бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи Иисусе Христе…» (Ч. 3. § 8. N 13), и среди гимнографов, с надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч. 3. § 15. N 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом».

В 1883 г. во имя свт. Андрея Критского был устроен придел в колокольне ц. Харитона Исповедника XVII в. (в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт. Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Литература: Ерминия ДФ. С. 160, 175; Detzel. Bd. 2. S. 64; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112; Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2; Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. N 266; Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373; Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215; Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993; Сорок сороков. Т. 2. C. 483, N 87; Евсеева. Афонская книга. С. 315, N 167; Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206−220. Ил. 208; Христианские реликвии. С. 30, 134−136, 177−180.
Е. А. Луковникова

http://www.sedmitza.ru/text/575 646.html

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика