Русский дом | Протоиерей Александр Шаргунов | 28.02.2009 |
Воскресенье, которым мы вступаем в Великий пост, называется «прощёным», а также «воспоминанием Адамова изгнания». И одно именование связано с другим. Человек творение Божие. Мы вышли из рук Еожиих.
1 марта — Прощёное воскресенье. Заговенье на Великий пост.
Всё, что есть в нас, — дар Божий. Человек создан для блаженства и, чтобы исполнить своё предназначение, должен питаться от древа жизни Божественной, быть ведомым светом Божиим, а не обманываться своими собственными представлениями о том, что есть добро и что зло, отделяя тем самым себя от Бога и противопоставляя Ему. Возлюбив славу человеческую более, нежели славу Божию, люди утратили и истинные отношения друг с другом, разделились между собой и противопоставили себя друг другу.
Употребив во зло дарованную Богом свободу, вместо рая они обрели ад. И нагота человека — образ лишения его Божественной благодати — являет собой смерть как предельное следствие этого лишения. Ад и смерть были бы вечной участью рода человеческого, если бы Бог не послал на Землю Сына Своего Единородного, Который Крестом Своим и Воскресением примиряет нас с Богом и друг с другом.
Мы все призваны исполнять служение примирения, должны быть миротворцами, теми, кому обещано именование сынов Божиих. Мы все призваны утверждать всюду и со всеми благовестие прощения, мира и любви, испрашивая прощение и прощая, словами и без слов и всею нашею жизнью. И должны это делать из глубины сердца, не слишком заботясь о том, кто прав, кто виноват, — там, где речь идёт о наших личных отношениях, — не ожидая награды ни до примирения, ни после. Бог первым и Возлюбил нас, и мы призваны прощать или просить прощения первыми. Чем скорее мы просим прощения, тем лучше. Но путь прощения может быть долгим и трудным. Он проходит через изменение сердца, через умирание себя, через вхождение в жизнь Бога.
Прощение есть выражение любви и главная её составляющая. Установить атмосферу прощения, значит научиться, как Христос, прощать, любить людей так, как любит Он, такими, какие они есть. Отказываться от стен, за которыми можно чувствовать себя защищённым, оставаться открытым, внимательным, уязвимым — даже там, где ты уже был ранен. Это умирание для себя, путь святости, к которой призван каждый христианин. Прощение — условие наших подлинных отношений с Богом. Прощать — значит участвовать в деле Христа Спасителя.
Всякий раз, когда прощаем, мы свидетельствуем, что любовь Божия, явленная во Христе, сильнее зла. Всякий раз, когда не прощаем, мы утверждаем, что насилие, зло, смерть сильнее любви Божией, явленной во Христе Иисусе. Прощение свидетельствует о реальности Воскресения. Оно утверждает, что любовь Христова может преобразить смертельные раны в раны, открывающие жизнь. Прощение есть исповедание веры. Преподобномученица Великая княгиня Елизавета сказала убийце своего супруга Великого князя Сергея Александровича: «Мы — христиане, мы простили». Бескомпромиссной верностью правде Христовой достигла она высоты Креста мученицы.
Всякий раз, когда прощают, когда испрашивают прощение, исповедуют, что любовь Христова может преобразить путь смерти в путь жизни. Прощение есть свидетельство и живая проповедь благовестия мира. Оно есть проповедь Евангелия, сила, распространяющая Христов мир вокруг нас.
Кто не прощает, роет сразу две могилы — себе и другому. Это — Закон, говорит Слово Божие, Закон жизни. И отказ от него есть смерть. Выбирай! Жизнь или смерть, свободу или рабство. Выбор исходит от нас. Говорит с нами Сам Бог. Место раны и место прощения может стать местом покаяния, возрастания в любви, в общении с Богом, началом духовной жизни для нас и для других. Каждому из нас прежде Великого поста, прежде нашего исхода отсюда, предоставляется выбор.
В течение поста мы будем без конца убеждаться в том, что наше прощение — мера нашей любви к Богу, нашего желания быть участником Пасхи Христовой. По мере того как мы погружаемся в тайну прощения в молитве, нам открывается неисследимая «высота, глубина и широта» прощения Божия. Как тот, кому дано будет увидеть милосердие Христово, может влечь от суда к суду своих личных обидчиков?
Бог наш — Бог кающихся и «Отец прощения», как свидетельствует ещё Ветхий Завет. Он стал Человеком, чтобы дать нам прощение, жизнь. Христос, Бог, ставший человеком, — весь прощение. Он освобождает нас от вечных уз, восстанавливает истинные отношения, берёт на Себя все наши беззакония. Он стал клятвою, грехом за нас (2 Кор.5,21), Он взял на Себя всё зло, которое было когда-либо совершено и будет совершено в мире, всё страдание. И Христос совершает с нами чудесный обмен, давая нам Свою праведность, Свою святость за прощение ближнего.
Христос заступается за всех грешников: «Отче, прости им, не знают, что творят*. Он — всегда за нас. Он не только прощение, но и сострадание, жалость — к вдове Наинской, к женам, плачущим о Нём, когда Он восходит на Голгофу, к Петру, отвергшемуся от Него трижды, к разбойнику, распятому с Ним, к Пречистой Своей Матери и возлюбленному ученику, стоящим у подножия Его Креста.
Если нам дано будет в течение поста так углубиться в молитву, чтобы достигнуть прощения в глубинах нашего сердца, стать причастником Христову Кресту и Воскресению, то в нас родится сострадание и подлинная любовь к другому человеку. Мы станем участвовать в его несчастье, в грехе, в страдании, в покаянии, как в своём собственном. Мы сделаемся способными принять на себя то, что надо ему простить. Вместе с Господом войдём в милосердие.
Прощая нас, Христос даёт нам жизнь. Жизнь вечную: «Днесь со Мною ты будешь в раю!» — сказал Он разбойнику. Наше прощение — жизнеподательно. Даром Христа оно имеет силу Таинства и силу возрождения. Таинством прощения Господь делает нас «соработниками Божиими», письмом Христовым, написанным Духом Божиим. Церковь становится подателем жизни, посланником Божиим в мир во имя Христово: «Примиритесь с Богом».