Столетие.Ru | Николай Головкин | 28.02.2009 |
В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом, помириться и простить все накопившееся, чтобы вступить в пост с чистой душой.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».. В Евангелии от Матфея Христос положил своими словами начало этой традиции.
Прощать и просить о прощении. Это — два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви, света разума, зоркой мудрости.
Чин прощения берет свои истоки из монастырской жизни египетских монахов. Они на время Великого поста усиливали подвиг молитвы и готовились к светлому празднику Пасхи, расходясь по дебрям и пустыням для уединенных подвигов, а затем обыкновенно возвращались в монастырь.
Монахи понимали, что могут и не вернуться: кто-то мог быть растерзан дикими зверями, кто-то погибнуть в безжизненной пустыне. И потому прежде, чем расстаться, они просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что эта их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и, благодаря этому, — с самим Богом.
С течением времени эта традиция — просить прощение — перешла ко всей Церкви.
На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки также испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. Государи просили прощения у свои подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные от дома к дому с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощения. Особенно у тех, кому чаще других наносили в году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня Христа ради!», отвечали «Бог простит, меня прости Христа ради!».
В своей знаменитой книге «Лето Господне» великий русский писатель Иван Шмелёв пишет: «Сегодня «прощеный день», и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех.
Вассу кривую встретишь, которая живет в «темненькой», и у той надо просить прощенья. Идти к Гришке, и поклониться в ноги? Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет — «не прощаю!»? Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились..".
И ныне в Прощеное воскресенье в православных храмах после вечернего богослужения совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. «Открылись глаза» как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть.
Иначе Прощеное воскресение именуется «Адамовым изгнанием из Рая». Это скорбное событие и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов.
Пост, по словам Евангелия, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.
В Прощеное воскресенье полагается посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.
Увы, в современном обществе ожесточение нередко преобладает над сочувствием, люди настроены друг к другу враждебно, в то время как Церковь призывает относиться к человеческим слабостям снисходительно, без осуждения.
Сколько оскорбительных, обидных слов мы слышим вокруг, а ведь за каждое слово придется держать ответ. Но мы часто «видим сучок в глазу брата своего, а бревна в своем не замечаем», — напоминает Церковь евангельский пример, призывая «от всего сердца, а не формально попросить друг у друга прощения и самому простить».
«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, — напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».
http://www.stoletie.ru/obschestvo/proschayte_proschayte_drug_druga_2009−02−27.htm