Православие и современность | Священник Михаил Богатырев | 20.02.2009 |
— Отец Михаил, вера в первую очередь помогает нам не забыть о тех, кто рядом. Но помогать ближним можно, не посещая службы, не соблюдая постов. Получается, «мы не пешки в жизни, а сотворцы Богу» можно сказать о любом человеке, руководствующемся принципами добра? Какова же тогда роль Церкви в нашей жизни?
— Дело в том, что вся нравственная составляющая нашей жизни имеет под собой только религиозную основу. Замечательно, если человек всегда добр, улыбается и не делает ничего плохого. Но ведь такой человек всё равно руководствуется нравственными принципами, а они не бывают не религиозными. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить историю христианства. Человек часто томится, если даже он делает добро, чувствуя нехватку чего-то в своей жизни и порой не осознавая, чего ему на самом деле не хватает. А приходя в Церковь, начиная жить церковной жизнью, он вдруг понимает, что всё, к чему он в жизни стремился, возможно, подсознательно, он здесь обретает. Перед ним вдруг распахивает двери новый, богатый и очень интересный мир, открыв который, человек уже не может мыслить жизни вне его.
— Часто человека приводит в храм необходимость облегчить свою душу, получить духовную поддержку. Но одновременно с этим очень сложно открыться перед посторонним человеком и подойти, например, на исповедь или даже просто с личным вопросом к незнакомому священнику. Как быть?
— К сожалению, сегодня взрослый человек, сформировавшийся, воспитанный вне Церкви, приходит в храм в большинстве случаев через жизненные невзгоды. Понимает, что жизнь его начинает идти не в ту сторону, сыплются неприятности, разумного объяснения которым он дать не может. И когда накапливаются вопросы, в поисках ответа идет в храм. Как священнику, имеющему дело с невоцерковленными людьми, мне кажется, что порой важнее дать пришедшему просто излить душу, нежели требовать от него исповеди и перечисления грехов. Человеку порой перешагнуть порог церкви очень тяжело, а уж тем более открыться перед священником. И слова подобрать не всегда получается — плохо человеку, и всё. Батюшка должен отнестись очень внимательно. Любая человеческая душа живёт по своим законам, и священник, имеющий опыт исповеди, должен направить, выслушать, аккуратно подсказать. А бояться, стесняться священника не нужно: раскаявшуюся душу на самом деле принимает Господь, а священник лишь свидетель. И о христианских истинах батюшка должен говорить на языке того, кто к нему пришел. Назидательность, церковная терминология могут только отпугнуть. Каждого человека Господь любит, и мы должны относиться к нему, как к созданию Божию.
— Если человек чувствует потребность рассказать о том, что у него наболело, но не готов открыться до конца, может ли в этом случае он прийти на исповедь?
— Человек может и не знать, приходя на исповедь, всей своей греховности. Ведь все вокруг ведут подобный образ жизни. Поэтому вначале человек часто говорит о том, что его больше всего тревожит. Понимание, что в жизни были совершены поступки, которые являются грехом, приходит, как правило, постепенно. Но пришедший в любом случае должен сказать о том, что не дает ему установить мир в душе. И что бы он ни говорил, нельзя его отчитывать, потому что человеку плохо, он болеет. Можно сравнить первый приход к священнику с приходом к врачу. Если еле живого принесли к врачу, а доктор его сразу ругать начинает, какой от этого толк? В первую очередь нужно помочь и пожалеть, а потом объяснить, как быть дальше, и тут, возможно, проявить уже твердость.
— Следует ли молиться перед иконой, зная ту или иную молитву, или слова, подсказанные сердцем, — самая лучшая молитва?
— Можно сравнить ситуацию с историей о художнике, который, постигая законы живописи, берет картину мастера, шедевр, и копирует ее. Один раз, второй, третий, и постепенно он начинает чувствовать оттенки, постигать глубинный смысл того, что перед ним. И в глубине его души начинает формироваться понимание, как он сам может написать. Так и в случае с молитвой. Конечно, никто не запрещает помолиться перед иконой и попросить того, о чем взывает наша душа. Но не следует забывать, что сами мы не всегда умеем молиться, особенно если первый раз оказались в церкви. Наша беда заключается еще и в том, что порой мы не знаем, а что было бы правильно попросить у Бога. И просим то, чего у нас нет. Но Господь знает лучше нас, что нам нужно, и мы должны его волю принять. И иной раз не просить надо, а прийти в храм и отдать свою душу, покаяние, слезы — то, что у нас есть.
— Человек часто подмечает недостатки в храме, среди церковных людей, и это мешает ему сделать шаг навстречу Церкви. Как относиться к этим недостаткам, и правильно ли, если они становятся препятствием на пути к Богу?
— Конечно, человеку, приходящему в церковь, тяжело наблюдать какие-то несовершенства. Сам печалюсь, если вижу подобное. Но мы не должны забывать, к кому мы идем в церковь и для чего. А идем мы, в первую очередь, к Богу. Люди, приходя в храм, конечно, приносят и свои недостатки. Но мы, христиане, понимаем, что эти недостатки — болезнь, которую надо лечить. Поэтому, наблюдая несовершенства в Церкви, относитесь к этому со снисхождением. Вы сами завтра можете где-то допустить грубость, оплошность, о которых, может, тут же и пожалеете, но поступок уже совершён. И желая снисхождения к себе, мы должны быть снисходительны к окружающим. Никто не застрахован от ошибок. Мы, люди, имеем природу падшую и грешную, и в большинстве случаев нет среди нас и таких, кто достоин войти в храм. А мы всё-таки приходим и подходим к Причастию, потому что не мы этого достойны, а потому, что Господь нас любит и принимает такими, какие мы есть. И то, что происходит с нами в церкви, то, что мы там переживаем, не мы заслужили, это проявления великой милости Божией к нам. Мы любим своих детишек, но за шалости ругаем, а потом всё равно жалеем и прощаем. Так и Господь, создавший нас, любит нас и до самого последнего мига нашей жизни ждет от нас покаяния.
— Обращение к Церкви часто связано со стремлением привнести элемент чистоты в свою жизнь. Но появляется мысль, а хватит ли сил, ведь тяжело отказаться от прежних законов своей жизни, вседозволенности. Что посоветуете?
— Мы никогда не должны забывать о том, что никто не может войти в храм без воли Божией. И Господь никогда никого не принуждает идти в храм. Но человека, просящего о помиловании, вразумлении, Господь приводит в Церковь и начинает благодатью изменять его душу, как бы помогая нам. У людей меняется мировоззрение, они становятся лучше, чище. Да, мы падаем и ошибаемся, но каждый раз должны подниматься. И святые нас учат: «Упал — вставай», то есть согрешил — покайся. Но надо стараться не совершать вновь греха. Препятствия закаляют душу. Человек начинает учиться жить правильно, и такая учеба совершается только опытным путем. Несколько раз оступившись, мы учимся понимать, как нам действовать, чтобы в дальнейшем не упасть и жить, не повторяя ошибок.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6166&Itemid=4