Русская линия
НГ-Религии Ренат Абянов,
Халит Ситдеков
20.01.2006 

Семь камней в сатану
Хадж — инструкция по применению

На стыке старого и нового года тысячи мусульман со всех уголков земного шара устремились на Аравийский полуостров для того, чтобы совершить хадж — паломничество к святыням ислама в Мекке. Людей не пугали ни большие расстояния, ни трудности и опасности, с которыми они могли столкнуться в пути. Многие из них в течение всей своей жизни стремились совершить хадж и сделали все возможное, чтобы он наконец осуществился.

Во время паломничества на этом маленьком участке земли можно встретить представителей разных народов и рас. Чтобы совершить хадж, человеку прежде всего необходимо стать духовно готовым для совершения такого поступка, быть для этого просто материально обепеченным недостаточно. Облаченные в белые ритуальные одеяния — ихрам, на некоторое время уйдя от суеты этого мира, люди в едином порыве стремятся выполнить все обряды, связанные с хаджем, поскольку неизвестно, смогут ли они в будущем вернуться в эти святые места. Невозможно выделить из них богатых и бедных, знатных и простых, поскольку одинаковые белые одеяния скрывают материальный и общественный статус. Это делается для того, чтобы лишний раз подчеркнуть равенство всех перед Богом, поскольку Он оценивает людей исключительно по их праведным делам и богобоязненности.

История совершения паломничества уходит своими корнями глубоко в прошлое. Каждый из совершаемых обрядов хаджа имеет свою предысторию, а паломник, повторяя их, испытывает те же чувства, которые испытали реальные персонажи той или иной эпохи.

Для совершения хаджа существует ряд обязательных условий: 1) надо достичь совершеннолетия; 2) быть психически здоровым; 3) быть мусульманином; 4) быть свободным; 5) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома; 6) осознавать и не отрицать обязательность хаджа; 7) заблаговременно выехать в дорогу, чтобы успеть к моменту начала хаджа.

Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие условия выполнения хаджа: 1) хорошее здоровье; 2) отсутствие препятствий для совершения паломничества (например, нахождение под уголовным следствием); 3) обеспечение безопасности путешествия; 4) наличие у женщины сопровождающего.

При совершении хаджа мусульманин обязан выполнить следующие обряды: 1) облачиться в одеяния паломника, что знаменует вхождение в состояние физической и духовной чистоты; 2) совершить первый обход вокруг Каабы (главной мусульманской святыни, в сторону которого мусульмане обращаются во время молитвы); 3) совершить стояние в долине Арафат, вознося молитвы Всевышнему; 4) совершить второй (прощальный) обход вокруг Каабы после стояния в долине Арафат.

После облачения в ритуальные одежды мусульманин совершает молитву и обращается к Всевышнему со следующими словами: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!»

Во время нахождения паломника в состоянии ритуальной чистоты ему запрещаются некоторые действия, которые могут сделать хадж недействительным. Например, занятие торговлей, супружеские отношения, курение и другое.

Первым из обязательных действий, которые совершает мусульманин после облачения в ритуальные одежды, является обход вокруг Каабы. После этого паломник совершает сай — семикратный бег между холмами Сафа и Марва, после чего утоляет жажду водой из источника Зам-зам. Далее он направляется к долине Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. Кульминацией хаджа является обряд стояния в долине Арафат с полудня до захода солнца девятого дня месяца зуль-хиджа. Во время этого стояния паломник читает множество молитв, а после захода солнца направляется в долину Муздалифа, где принимает участие в коллективной молитве.

На следующий день паломник держит путь в долину Мина, где бросает семь камней в столб, символизирующий Сатану. Далее следует обряд жертвоприношения, знаменующий наступление праздника Ид-уль-Адха, известный в России как Курбан-байрам. После жертвоприношения паломник возвращается в Мекку для совершения прощального обхода вокруг Каабы. Все обряды хаджа завершаются в четырнадцатый день месяца зуль-хиджа. В этот день мусульманин снимает ритуальные одеяния, и паломничество заканчивается.

Хадж является одним из пяти столпов (основных заповедей) ислама, который обязателен для каждого мусульманина, имеющего материальную и физическую возможность для его совершения. В Коране сказано: «Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать» (Сура «Семейство Имрана», аят 97).

Совершаемые обряды хаджа несут в себе глубокий смысл. Например, стояние в долине Арафат символизирует встречу Адама и Хаввы (Евы), после того как Всевышний изгнал их из Рая.

Бег между холмами Сафа и Марва повторяет бег Хаджар (Агари), которая в отчаянии бегала между этими холмами в надежде найти воду для Исмаила до тех пор, пока ангел не указал ей на источник Зам-зам. Он существует и в наше время, утоляя жажду паломников и исцеляя людей своими лечебными свойствами.

Обряд побития Сатаны камнями, которого символизируют столбы в долине Мина, напоминает нам историю, по которой Дьявол пытался уговорить Исмаила, сына Ибрагима (Авраама), ослушаться своего отца, поскольку тот должен был принести его в жертву Богу. В свою очередь, Исмаил поднимал с земли камни и бросал их в Сатану, который появлялся в разных местах.

Обряд жертвоприношения является продолжением истории, связанной с Исмаилом. Безусловно, Господь не позволил Ибрагиму принести в жертву сына, поскольку убийство невинного человека является страшным грехом. Этим Он проверил силу веры Ибрагима, так как ему приходилось проповедовать единобожие среди язычников. В те времена законы общества были менее гуманны. Люди, отойдя от основ монотеизма, погружались в пучину суеверий и невежества. Поэтому необходим был человек, способный отдать ради Всевышнего все, что у него есть. Данным повелением Аллах показал Ибрагиму, что Он не оставит его в трудную минуту.

Вместо сына Ибрагим принес в жертву агнца. С этих пор мусульмане приносят в жертву Всевышнему овец, верблюдов, коров, тем самым показывая свою богобоязненность.

Наглядным примером совершения хаджа является прощальное паломничество Пророка Мухаммада, который он совершил в месяц Зуль-хиджа 10 года Хиджры (февраль, 632 г. от Р.Х.).

Вместе с Пророком совершить паломничество явилось большое количество людей. Религия мира, которую проповедовал Пророк Мухаммад, сплотила и пробудила в их сердцах любовь к Богу и к окружающим людям.

Хадж был венцом пророческой деятельности Мухаммада. Во время совершения прощального паломничества он обратился к мусульманам со следующей проповедью:

«О люди, послушайте меня! Поистине не знаю я, может быть, и не встречу я вас больше на этом месте после этого года! Поистине жизнь ваша, имущество и честь должны быть столь же запретными и неприкосновенными для вас, сколь запретным является этот день в этом месяце в этом городе! Разве не отменил я все установления времени невежества? Я оставлю вам то, что не даст вам сбиться с пути, если станете вы крепко держаться этого, — Книгу Аллаха. А теперь скажите, что вы будете отвечать, когда вас спросят обо мне?»

Люди сказали: «Мы засвидетельствуем, что ты передал нам то, что было тебе велено сообщить, сохранил в целости то, что было тебе доверено, и наставлял нас».

Внимая проповеди Мухаммада, мусульмане по сей день стремятся жить по законам Аллаха, провозглашенным в Коране.

Ренат Ваисович Абянов, Халит Рифатович Ситдеков — сотрудники Международного отдела Совета муфтиев России.

http://religion.ng.ru/history/2006−01−18/5_kamni.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика