Русская линия
Одна Родина Мария Головкина10.02.2009 

Вернутся ли Харитоненко?
Заметки о династии сахарозаводчиков и меценатов

В собрании Государственной Третьяковской галереи есть портрет видного представителя династии Харитоненко из Малороссии — Павла Ивановича Харитоненко (1852−1914) работы великого русского художника Валентина Александровича Серова. Выходец из бедной семьи, П.И.Харитоненко стал не только крупнейшим сахарозаводчиком России, но и одним из самых щедрых покровителей русского искусства, почетным членом Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Семейная традиция — творить благо

К 1914 году Торговый дом «Харитоненко и сын» стал самым крупным поставщиком сахара в России.

Павлу Ивановичу Харитоненко только в Харьковской губернии принадлежало 10 сахарных заводов, что давало ему возможность поставлять сахар в различные районы не только Российской империи, но и далеко за её пределы — в Германию, Австро-Венгрию, Иран.

Одновременно с производством сахара Павел Иванович Харитоненко открывает новую для себя сферу деятельности — становится директором управления Белгородско-Сумской железной дороги. Деятельность его на этом поприще была столь популярной, что одну их станций назвали именем Харитоненко.

Павел Иванович Харитоненко получил прекрасное образование. Еще в юности, живя в Москве, общаясь с цветом московской интеллигенции, формируясь как меценат, он понял неразделимость экономического и культурного развития России.

Последний русский Государь Николай II за особо успешную деятельность на поприще отечественной промышленности возвел Павла Харитоненко в потомственное дворянство, а его фамильный герб был увенчан словами «Трудом возвышаюсь».

Многие годы Павел Иванович состоял директором Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, в ведении которого находилась Московская консерватория, где на средства Харитоненко обучались 20 студентов.

Все благотворительные и культурные начинания мужа поддерживала его супруга. Павел Иванович и Вера Андреевна занимались попечительством учебных заведений, делали крупные денежные пожертвования больницам, детским приютам, помогали в строительстве церквей.

Щедрый взнос был внесен им на строительство памятника Богдану Хмельницкому в Киеве. Харитоненко также вносит 2 тысячи рублей на строительство народного дома в Харькове.

Харитоненко стремится поднять авторитет любимых Сум, привлечь к этому городу как можно больше талантливой молодежи. Для этого Павел Иванович пригласил известных фотомастеров, которые сфотографировали все достопримечательные места. Затем они, в основном в Стокгольме, отпечатали более 300 снимков. Эти снимки использовались как путеводитель по любимому городу Харитоненко и являлись его гордостью: такой рекламы в то время не имели даже губернские города.

Профессор Иван Владимирович Цветаев, отец известной поэтессы Марины Цветаевой, выступил с предложением помочь в строительстве и содержании музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) — Павел Харитоненко первым откликнулся на этот призыв.

..Разве мог предположить дед Павла Ивановича — чумак Герасим Харитоненко, возивший соль из Крыма, что сын его Иван будет иметь 40 тысяч десятин земли и 7 сахарных заводов, а внук Павел прославится как меценат и получит потомственное дворянство?

Когда Александр II Освободитель издал манифест об отмене крепостного права, обладавший деловой жилкой и имевший небольшой капитал Иван Харитоненко начинает скупать у разорившихся помещиков земли в Харьковской и Курской губерниях и строить сахарные заводы.

Дела его шли столь успешно, что постепенно он становится вторым после Терещенко сахарным магнатом. Построенный в 1869 году на окраине Сум и названный Иваном Харитоненко в честь своего сына Павловским, завод по производству рафинада вскоре стал крупнейшим в Российской империи.

Видно, с генами передалась Ивану Харитоненко память о горькой нужде. Сам он, несмотря на миллионные прибыли, жил крайне скромно, вкусы имел самые простые. В то же время щедро выделял средства на благотворительные цели. На своих заводах открывал школы и больницы для рабочих и их детей.

Ему обязан возникновением детский приют в Сумах, на строительство и содержание которого Иван Герасимович выделил 240 тысяч рублей.

Иван Харитоненко имел за плечами всего лишь церковно-приходскую школу. Однако в 1880-е годы избирается попечителем Харьковского университета. Это было общественным признанием его заслуг перед городом и признаком доверия, которое Харитоненко постарался оправдать. На окраине Харькова по проекту архитектора Михайловского полностью на деньги Ивана Герасимовича (около 100 тысяч рублей) был построен трехэтажный корпус студенческого общежития на 150 человек. Харьковчане называли его «Дом Харитоненко». Вплоть до Великой Отечественной войны здесь располагался главный корпус медицинского института.

На средства Харитоненко был построен в Харькове и удивительный по красоте Троицкий собор, в проектировании которого принимал участие знаменитый московский архитектор А.В.Щусев.

Заслуги Ивана Харитоненко в области коммерции были отмечены присвоением ему звания действительного статского советника, которое соответствовало генеральскому чину. Он был награжден орденами Владимира III-ей степени и Станислава I-ой степени, что было беспрецедентно для предпринимателя.

Именно благодаря усилиям Ивана Герасимовича пришедший в запустение после упразднения казачества уездный город Сумы перед октябрьским переворотом приобрел вес губернского.

Умер Иван Герасимович Харитоненко в 1891 году, завещав значительный капитал на благотворительные цели. Так, в завещании Ивана Герасимовича было оговорено обустроить в Сумах детскую больницу на 20 коек со всеми удобствами и преимуществами и обеспечить ее капиталом на содержание в размере 30 тысяч рублей. Для открытия в Сумах кадетского корпуса Иван Харитоненко завещал свою дачу и капитал в 500 тысяч рублей.

Заканчивалось завещание словами: «Наконец, завещаю всю мою любовь моей жене Наталье Максимовне, сыну Павлу Ивановичу, невестке Вере Андреевне и моим дорогим внуку и внучкам. Прошу их любить друг друга и любить город Сумы, так как любил я».

До 15 тысяч человек собралось в день похорон, чтобы почтить память Ивана Герасимовича. Многие пожелали оставаться в Сумах все 9 дней траура. Для них было построено временное жилище.

На траурной церемонии харьковский архиепископ Амвросий сказал: «Почивший был незнатного происхождения, но тем поразительнее сближение первой и второй половины его жизни — бедность и простота, богатство и великолепие. В жизни его была особенность, выделяющая его среди остальных. Он не получил научного образования. Но в нем поражало развитие ума и разнообразные сведения, приобретенные путем самообразования. Он порядочно любил отечество и имел верные понятия о средствах устроения его благополучия. Иван Герасимович страстно любил коммерческую деятельность, как ученый любит свою науку, как художник любит свое художество. Он радовался, что его учреждения красивы, что его поля ухожены, что у тысяч крестьян, работавших на его полях, нет казенных недоимок. Его состояния были обширны. Он остерегался тщеславия и не имел пристрастия к светским удовольствиям. Он делил свое время на труд и тихое отдохновение в кругу семьи».

Благодарные жители Сум приняли решение установить памятник своему благородному земляку. Но так как памятники можно было возводить только лицам дворянского звания, сумчане обратились к Государю Николаю II с ходатайством о разрешении.

В ответ на ходатайство сумчан Николай II своим Указом ввел Ивана Герасимовича Харитоненко в дворянское звание с наследованием его по нисходящей линии. В Указе отмечалось: «Мы, Николай II, во внимании к особо полезной деятельности его Ивана Харитоненко на поприще отечественной промышленности и в воздаяние его заслуг всемилостивейше позволили возвести его в потомственное Российской империи дворянское достоинство». Вслед за Указом давалось высочайшее разрешение на возведение памятника.

Сын Ивана Герасимовича Павел Иванович заказал разработку проекта памятника московскому скульптору Александру Михайловичу Опекушину, автору знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве. Памятник Ивану Герасимовичу Харитоненко был установлен на центральной площади Сум и простоял там до 1924 года, а потом был разрушен.

В 1991 году комиссия по вопросам развития культуры при Сумском горисполкоме приняла решение о восстановлении памятника, и в 1998 году он был возвращен на свое законное место.

Особняк на Софийской набережной

Московский особняк Павла Ивановича Харитоненко (Софийская набережная, 14), построенный 1893 году в стиле «модерн» известным архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем, привлекал не только красотой интерьеров и богатством художественной коллекции.

Павел Иванович, плативший большие деньги за собираемые им с такой любовью произведения искусства, был в близких отношениях со многими русскими и зарубежными художниками, часто посещавшими его имение и московский дом.

Со временем в особняке Павла Ивановича Харитоненко сосредоточилась одна из лучших московских частных коллекций произведений живописи. В галерее экспонировались знаменитая «Неизвестная» Крамского, картины Серова, Репина, Верещагина, Айвазовского, Сурикова, Архипова, Поленова, Коровина, Врубеля, братьев Васнецовых, Сомова, Малявина, Малютина, зарубежных художников-импрессионистов.

У Павла Ивановича в коллекции было и немало работ великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова — «Тихая жизнь», «Молчание», «Осенний день», «Вечерний звон», «Тихие воды"…

Харитоненко считал, что ни у кого из частных коллекционеров Нестеров не был так представлен, как у него. Супруги Харитоненко дружили с художником, часто бывали у него в гостях. В свою очередь и Нестеров с теплотой отзывался об их семье: «Они были добры, внимательны к людям.., тратили огромные деньги на свои Сумы, на десятки учреждений, ими созданных…».

В собрании Харитоненко была и богатейшая коллекция икон, считавшаяся третьей по значимости в России.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Павел Иванович Харитоненко имел собственный павильон, где знакомил посетителей и с собранной им коллекцией икон. А в 1911—1912 годах в дни празднования 300-летия Дома Романовых часть коллекции икон Харитоненко экспонировалась на выставке иконописи и художественной старины в Москве.

В парадном Белом зале особняка на Софийской набережной выступали великие люди, гордость отечественного музыкального и театрального искусства — композитор и пианист Александр Иванович Скрябин и певец Фёдор Иванович Шаляпин, режиссером домашних любительских спектаклей был Иван Михайлович Москвин.

..И в советское время особняк Павла Ивановича Харитоненко, который перешел в ведение Наркомата иностранных дел, видел множество именитых людей.

Здесь останавливались американский миллионер Арманд Хаммер, король Афганистана Амманулла-хан, один из военных лидеров Турции Энвер-паша, танцовщица Айседора Дункан. Герберт Уэллс, автор книги «Россия во мгле», отсюда направился в Кремль на встречу с В. И. Лениным.

В 1931 году особняк Харитоненко был передан посольству Великобритании — первой державе, установившей дипломатические отношения с молодым Советским государством.

В разное время здесь останавливались члены британской королевской семьи — герцог Глостерский, принц Эдвард, принцесса Диана, супруг Королевы герцог Эдинбургский, принцесса Анна.

В октябре 1994 года в бывшем особняке Харитоненко жила королева Елизавета II. По ее словам, «особняк на Софийской набережной — самая красивая британская резиденция в мире».

В октябре 1944 года, после открытия «второго фронта», Уинстон Черчилль, приехавший в Москву, пригласил на обед в посольство Великобритании И. В. Сталина.

В 2000 году для посольства Великобритании в Российской Федерации было выстроено современное здание на Смоленской набережной.

Особняк на Софийской набережной теперь — резиденция английского посла.

Продолжая музыкальные традиции прошлого, здесь часто дают концерты российские и английские исполнители.

«Трудом возвеличиваюсь», щедростью увековечиваюсь

Умер Павел Иванович в 1914 году. Руководство Торговым домом «Харитоненко и сын» взяла на себя его вдова Вера Андреевна, которая управляла им до 1917 года.

В 1918 году семья Харитоненко навсегда покинула Россию.

Со смертью в 1924 году в Мюнхене единственного сына Павла Ивановича и Веры Андреевны — Ивана Павловича (вскоре после этого умерла и Вера Андреевна) — род Харитоненко прервался.

Правда, по женской линии династия породнилась со знаменитыми Горчаковыми и Мусиными-Пушкиными. Потомки аристократических родов и чумака Герасима Харитоненко из Малороссии сегодня живут за рубежами их Отечества — России.

А в отечественной истории сохранились имена выдающихся сахарозаводчиков-предпринимателей, передовых людей своего времени, благотворителей, меценатов.

Для Харитоненко всегда важна была нравственная сторона предпринимательства. Не случайно один из исследователей жизни и деятельности знаменитых сахарозаводчиков написал: «Если бы в царской России большинство капиталистов были такими, как Харитоненки, большевистского переворота, очевидно, просто бы не было».

После национализации в 1920—1930-е годы художественная коллекция Павла Ивановича Харитоненко пополнила фонды крупнейших музеев России — Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галереи. В собрании ГТГ можно видеть ныне такие шедевры из коллекции П. И. Харитоненко, как «Неизвестная» И.Н.Крамского, «Бурное море» И.К.Айвазовского, «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» В.Л.Боровиковского, «Лесная тропинка» А.М.Васнецова, работы О.А.Кипренского, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, И.И.Шишкина.

Потомкам остались также портреты династии Харитоненко, написанные лучшими русскими художниками — Серовым, Сомовым, Малявиным.

Эти портреты хранятся сегодня в музеях и картинных галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Харькова.

Девиз Павла Ивановича Харитоненко — «Трудом возвеличиваюсь» — так же актуален и в наше время, актуален для тех, кто стремится служить добру и своей Отчизне.

http://odnarodyna.ru/articles/3/493.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика