Фома | Владимир Легойда | 09.02.2009 |
Такова природа СМИ и современного информационного общества: Русская Православная Церковь еще только обрела нового Патриарха, а радио, телевидение и газеты уже делают прогнозы: каков будет «новый курс», что изменится в отношениях Церкви и общества, Церкви и государства, каковы задачи…
Разговоры о том, насколько курс нового Предстоятеля продолжит дела ушедшего Патриарха, представляются весьма наивными. Святейший Патриарх Кирилл ведь не из ссылки призван на высокое патриаршее служение, не из стана несуществующей оппозиции. Напротив, все прошедшие 18 лет он был одним из ближайших сподвижников Патриарха Алексия. Достаточно только вспомнить, что при непосредственном участии митрополита Кирилла и вверенного ему Отдела внешних церковных связей был разработан и принят Архиерейским собором 2000 года основополагающий церковный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», содержащий все основные ответы на вопросы о внутренней и внешней жизни нашей Церкви. А летом прошлого года Архиерейский Собор принял принципиально значимые сегодня «Основы учения Русской Православной Церкви о правах и достоинстве личности», проект которых также курировался Отделом и лично митрополитом Кириллом. Самое значимое церковное, да и общественно-политическое событие прошедших лет — воссоединение с Русской Православной Церковью Заграницей — прошло при непосредственном участии митрополита Кирилла. И вряд ли мы сможем найти в списке церковных деяний последних двадцати лет что-то, в чем бы нынешний Патриарх не принял участия. Конечно, в настоящее время кораблю Церкви предстоит не спокойное плавание в тихих и безопасных водах, а опасное путешествие в бурном море новых вызовов и сложностей. Так что изменения, естественно, неизбежны, но связаны они будут в первую очередь не с коренным пересмотром старого курса, но с теми принципиально новыми экономическими и социальными условиями, в которых будет жить не только Русская Церковь и Россия, но и весь мир.
Отношение церковного сообщества к личности и взглядам Святейшего Патриарха Кирилла было однозначно проявлено на Архиерейском и Поместном Соборах. Поэтому пора уже остановить навязываемую СМИ в ходе «предвыборной кампании» лавину предвзятых и необъективных оценок. Избрание произошло. Сегодня важно молитвенно поддержать нового Предстоятеля, о чем он сам сразу попросил всех верных в ответном слове после избрания его Патриархом.
Что касается предстоящих проблем и задач, то замечу, вновь и вновь разочаровывая многих, что главным предметом попечения Церкви была, есть и навсегда останется духовная, внутренняя жизнь ее паствы. Устремленность людей ко Христу, готовность к жертвенности, нравственная чистота. Как никто не может положить основания, кроме уже положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3:11), так невозможно и изменить основной цели Церкви, и она останется одним из важнейших попечений Патриарха — на том высоком и особом уровне ответственности, который на него возложен Богом и людьми.
Конечно, Церковь в той степени, в какой она является мощнейшим социальным институтом, решает очень много различных задач. Условно их можно разделить на внутрицерковные и внешние.
Что касается внутренних задач, то это и нерешенная до конца проблема церковного образования, его статуса, качества и направленности, и важнейшая задача катехизации и просвещения, которая лишь намечена была в годы, все чаще называемые сегодня временем второго крещения Руси. И если о первом, Владимировом Крещении нередко говорят, что Русь была крещена, но не просвещена, то сегодня надо приложить все усилия, чтобы ситуация не повторилась. А такая опасность существует. Девяностые годы прошлого века и начало нынешнего были временем, когда важно было разрушить существовавшие стереотипы о Православии, показать и доказать, что наша вера — не удел темных и непросвещенных, отсталых и никчемных. Благодаря усилиям людей Церкви и лично Патриарха Алексия ситуация изменилась. Но почивать на лаврах нет никаких оснований. Сегодня большинство россиян легко и уверенно причисляет себя к православным, но что они знают о Православии? Что значит для них эта, простите, самоидентичность?
Готовы ли мы изменить свою жизнь, готовы ли проверять свои поступки, мысли и действия истиной Христовой? Увы, ответы пока неутешительны, а значит, нерв церковной жизни по-прежнему чрезвычайно напряжен. Что значит быть православным сегодня? Как должен себя вести современный человек, если он хочет жить по Евангелию? На эти вопросы нашей Церкви и предстоит ответить — вместе с ее Предстоятелем.
В этой связи принципиальной является необходимость переосмысления и, скажу осторожно, быть может, пересмотра как информационной политики Церкви, так и сложившейся (если об этом можно говорить) системы церковных СМИ. Сегодня очевидно, что назрела (перезрела?) необходимость занимать активную позицию в информационном поле, в общественно-политическом пространстве. Не снята с повестки дня и задача духовного воспитания не только пасомых, но и пастырства — чем сегодня живут в первую очередь молодые священники, какова их открытость пастве, их готовность жить по Евангелию? Все это не праздные и не пустые вопросы, которые — не стоит забывать — всегда были предметом особой заботы Святейшего Патриарха Алексия. Конечно, эти вопросы стояли и всегда будут стоять перед Церковью, перед христианским сообществом. Но древность и даже «постоянность» проблемы не отменяют ее актуальности. Скорее, наоборот.
Еще об одном нужно сказать особо: о почитании нашим церковным сообществом новомучеников и исповедников Российских. Общецерковное прославление состоялось, продолжают выходить книги и публикации, касающиеся памяти новомучеников. Во всем этом справедливо отмечают безусловную заслугу почившего Предстоятеля. Однако, увы, мы сегодня не можем говорить — о чем много раз писал и наш журнал — о сложившемся общецерковном почитании новомучеников, а значит — о понимании важности их подвига для нашей жизни, жизни во Христе.
Если говорить о задачах внешних, то и здесь нет возможности для передышки. Много новых и старых вопросов придется решать и в плоскости церковно-общественных отношений. При новой экономической ситуации, когда благотворительность подвергнется структурным изменениям, а ее объемы будут существенно сокращаться, Патриарху Кириллу придется осуществлять церковное управление в принципиально новых условиях. Не исключено, что основная тяжесть благотворительной нагрузки из корпоративного сектора переместится на уровень личной помощи. Хочется надеяться, что призыв, впервые прозвучавший на сайте Милосердие.Ру — «Благотворительность закончилась. Милосердие остается», — станет определяющим. Благотворительная деятельность самой Церкви также пройдет испытание на прочность.
Дискуссия о преподавании «Основ православной культуры», конечно, продолжится. И как следует из доклада еще митрополита Кирилла, прозвучавшего в первый день Поместного Собора, позиция Церкви в данном вопросе является принципиальной. Думаю, что реалии современного образовательного процесса в школе с неизбежностью переведут вопрос в более широкую плоскость. Сегодня важно и нужно вести речь не просто о преподавании конкретной дисциплины, но в целом о воспитательной составляющей образовательного процесса. Именно эта воспитательная составляющая (а не предметная) заявлена приоритетной в школьных стандартах второго поколения, которые должны вступить в силу в марте нынешнего года согласно поручению Президента. Однако уже сейчас можно заметить, что прописана эта приоритетная составляющая недостаточно хорошо и почти полностью игнорирует духовно-нравственное воспитание в школе. И Церковь может сыграть здесь очень важную для страны роль.
Все это лишь некоторые проблемы, которые предстоит решать новому Патриарху. Точнее, решать их придется всей Церкви, всему народу Божию, ведомому своим Предстоятелем. Думаю, что лучшей помощью Святейшему Кириллу будет молитва о нем и выполнение своего христианского долга согласно апостольскому слову каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор 7:20).
Помоги всем нам, Господи!