Русская линия
Седмицa.RuСвященник Алексий Уминский04.02.2009 

Избрание Патриарха
Телепрограмма 31.01.2009

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Здравствуйте, в эфире — «Православная энциклопедия». На этой неделе, во вторник, 27 января, произошло эпохальное событие в истории Русской Церкви. Поместным собором в Храме Христа Спасителя был избран 16-й Патриарх Московский и всея Руси. Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Завтра, 1-го февраля, в Храме Христа Спасителя состоится его торжественная интронизация. Мы хотим напомнить вам, как проходило его избрание.

Сюжет: Хроника собора

Утром 25 января все участники Архиерейского Собора Русской Церкви совместно отслужили литургию в Храме Христа Спасителя. Это богослужение возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл. Затем иерархи перешли в Зал Церковных соборов, где открылось первое заседание Архиерейского собора. В этот раз в нем участвовало 198 архиереев.

Участники Собора отслужили литию, помолившись об упокоении Святейшего Патриарха Алексия. После этого Патриарший Местоблюститель в своем докладе рассказал о важнейших событиях церковной жизни за месяцы, прошедшие со времени предыдущего Архиерейского собора. В тот же день состоялось тайное голосование. Из списка возможных кандидатов в патриаршество — а таких епископов было 145 — каждый иерарх выбирал одну кандидатуру. По итогам голосования были названы три кандидатуры на патриаршество, предложенные для утверждения Поместным Собором.

В тот же день Архиерейский Собор завершил свою работу.

Во вторник 27 января участники Поместного Собора Русской Православной Церкви собрались на богослужение в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. После литургии архиереи, облаченные в мантии, вошли в верхний храм, где уже собрались другие делегаты Собора — священники, монашествующие и миряне. После чего митрополит Кирилл огласил Грамоту о созыве Поместного Собора. Все участники пропели «Символ Веры».

Святейший Патриарх Кирилл: — При начале трудов настоящего Собора вновь и вновь призываю всех вас хранить братскую любовь, мир и единство. Да исполнятся на нас, на Святой Церкви Русской слова молитвы Самого Господа Иисуса: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

На закрытом заседании Поместного Собора его делегаты избрали тайным голосованием Патриархом Московским и всея Руси митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Поместный Собор, главным деянием которого было избрание Патриарха Русской Церкви, завершился вечером 28 января.

Интронизация избранного Патриарха пройдет в воскресение 1 февраля в Храме Христа Спасителя.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Поместный собор Русской Православной церкви тайным голосованием избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Избранный Патриарх

Митрополит Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье потомственных священников. Сразу после школы он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем и в академию, которую окончил с отличием в 1970 году, через четыре года став ее ректором.

В 1969-м году двадцатитрехлетний студент Владимир Гундяев постригается в монашество. Его рукополагают в иеродиакона, затем в иеромонаха. В 71-м году возводят в сан архимандрита, в 76-м — во епископа, в 91-м — митрополита.

Еще в студенческие годы будущий избранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принимал активное участие в общественной деятельности Церкви. Сразу после окончания Духовной академии его назначили представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. А вскоре избрали членом Центрального и Исполнительного комитетов этой международной религиозной организации.

В 1989 году владыку Кирилла назначили председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода. Он участвовал в разработке Социальной концепции Церкви и государственных законов, касающихся свободы вероисповедания, был одним из инициаторов создания Всемирного Русского Народного Собора и членом совета по внешней политике МИД России.

Деятельность митрополита Кирилла отмечена многими церковными, государственными и международными наградами.

Кандидат богословских наук, автор книг и публикаций по самым актуальным темам жизни церкви и общества.

***

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Сегодня у нас в гостях представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион (Алфеев). Здравствуйте, Владыка.

Епископ Венский и Австрийский Илларион: — Здравствуйте.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Поместный Собор подвел итоги почти двадцатилетней деятельности Святейшего Патриарха Алексия. Избранный Патриарх не раз говорил о том, что почивший Патриарх Алексий принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений, а оставил нам совсем другую Церковь — живую и мощную. В этом, наверное, главная заслуга Патриарха Алексия. А что предстоит сделать новому Предстоятелю Церкви?

Епископ Илларион: — Прежде всего новому Патриарху предстоит продолжить то дело, которое совершал Святейший Патриарх Алексий, и эта преемственность церковного правления очень важна. Именно поэтому, я думаю, Собор избрал на патриаршество человека, который стоял рядом со Святейшим Патриархом Алексием в течении многих лет. Одной из главных задач нового Патриарха будет укрепление единства Церкви, поскольку существуют определенные центробежные силы и, самое главное, что существуют внешние силы, которые пытаются это единство ослабить и расколоть Церковь. Это касается, прежде всего, Украины, но это может коснуться других регионов. Поместный Собор явил единство епископата и верующих, волю к сохранению единства, волю к Церкви единой на пространстве исторической Руси.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — А как бы Вы охарактеризовали прошедший Собор? Ведь впервые после 1917 года на нем была представлена вся полнота Церкви, впервые в нем участвовали представители Русской Церкви зарубежом.

Епископ Илларион: — Одним из главных итогов предшествующего патриаршества было воссоединение Церкви в рассеянии с Церковью в отечестве и на этом Поместном Соборе впервые присутствовали представители Русской Церкви зарубежом, причем они активно участвовали во всех дискуссиях, как иерархи, так и клирики и миряне. Собор был очень представительным. Я вспоминаю Собор 1990 года, тогда в два раза меньше было делегатов, проходил он в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры и по сравнению с нынешним Собором носил камерный характер.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Я думаю, что следующий вопрос будет интересен и нашим телезрительницам, тем более, что они составляют большую часть нашей аудитории. В Соборе впервые принимали участие женщины. О чем это свидетельствует?

Епископ Илларион: — Это свидетельствует о том, что у нас женщины играют активную роль в нашей церковной жизни и на Поместном Соборе были и игумении монастырей и простые монахини и довольно много мирянок. Это очень хороший признак. Это свидетельствует о том, что, конечно, у нас сакраментальные функции сохраняются за мужчинами, как это было всегда в традиции Церкви, но женщины играют важную роль.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: —

Избранный Патриарх в одном из своих выступлений сказал: «Упаси Бог хоть одному Патриарху войти в историю с именем реформатора». В чем Вы видите незыблемость Церкви, а в чем — необходимость ее развития?

Епископ Илларион: — Незыблемым и вечным остается догматическая и богословская сторона церковной жизни, то есть те столпы вероучения, на которых основана наше богословие и церковная жизнь. Также неизменным остается Литургическое Предание. Мы не реформируем Литургию, не делаем ее более короткой и удобной, как это происходит в протестантских церквях, хотя, конечно, какие-то литургические обычаи, способы совершения богослужения, могут модифицироваться в зависимости от обстоятельств времени.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Так и происходит. Русская традиция служит Литургию довольно сильно отличается от греческой.

Епископ Илларион: — Да. Речь идет об отличиях не фундаментальных, потому что основная структура богослужения остается, и будет оставаться. А что действительно нуждается в постоянном обновлении — это диалог Церкви с внешним миром и те способы, с помощью которых Церковь обращается к внешнему миру.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Вы имеете в виду миссию Церкви?

Епископ Илларион: — Я имею в виду миссию Церкви и необходимость, как я часто говорю, строить мосты между Церковью и внецерковным миром.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Как Вы считаете, какой должна быть миссия Церкви?

Епископ Илларион: — Мне кажется, что мы очень привыкли, что мы занимаемся пастырским окормление наших прихожан и для тех кто уже в Церкви существуют все необходимые условия для их духовного развития. Но тех мостов, которые соединяли бы Церковь с внецерковным миром их достаточно мало. Человек, который приходит в Православную Церковь с улицы он, в лучшем случае, его просто не трогают и дают ему возможность постепенно интегрироваться, а в худшем, например, если женщина придет без платка или в брюках, обругают. Я знаю многих людей, которые боятся придти в Церковь именно потому, что их несколько раз уже обругали и они в страхе.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — В ходе Собора была высказана идея создания некоей площадки для церковной дискуссии, что-то вроде Общественно-церковной палаты. Что это предполагает? Будут ли миряне принимать активно участие в работе этой палаты? А чем она будет отличаться от уже существующих форумов, таких, как, например, Рождественские чтения, богословские конференции и круглые столы?

Епископ Илларион: — Рождественские чтения, конференции существуют, и дискуссионные площадки есть, а эта идея которая, как я понял, принадлежит избранному Патриарху, он ее озвучил на Поместном Соборе. Речь идет о понятии «Предсоборное присутствие», то есть это тот орган, который существовал перед Собором 1917 года и который работал в течении многих лет. В его работу были вовлечены архиереи, священники, монашествующие и миряне. Люди высказывали свои точки зрения по всем животрепещущем вопросам. Отличие такого органа, если он будет создан, от Рождественских чтений и различных конференций будет в том, что он будет систематически заниматься раскрытием тех или иных вопросов, но носить он будет консультативный характер. Он не будет принимать решения, а будет изучать какие-то вопросы, озвучивать и делать рекомендации, а решения будет приниматься Архиерейскими Соборами и Священным Синодом.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — А миряне будут участвовать в этом «Предсоборном присутствии»?

Епископ Илларион: — Безусловно.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Многие годы власть в России была атеистической. Сегодня положение изменилось. У Церкви и государства много точек соприкосновения и много общих задач. Но при этом многие инициативы, без сомнения направленные на благо общества (это, к примеру, институт военного духовенства, преподавание основ православной культуры), остаются неуслышанными государством. Как Церковь должна добиваться решения этих задач?

Епископ Илларион: — Я думаю, что митрополит Кирилл, который известен как сторонник сильной и независимой церковной власти, конечно, будет добиваться и того, чтобы Основы Православной культуры преподавались в школах, и чтобы появился институт военного духовенства и, вообще, чтобы Церковь играла свою собственную, реальную и весомую роль в жизни нашего общества. Она ее, безусловно, уже играет, но те проблемы, которые Вы озвучили, существуют. В диалоге с властью митрополит Кирилл будет поднимать эти вопросы.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Владыка, Вы — многолетний автор «Православной энциклопедии». На Поместном Соборе о нашей энциклопедии было сказано немало приятных слов. Как Вы оцениваете роль «Православной энциклопедии» в жизни Церкви и в жизни современного общества?

Епископ Илларион: — «Православная энциклопедия» — очень значимый проект, прежде всего потому, что он позволяет консолидировать научные силы нашей Церкви и выявить тех людей, которые пока еще не заявили о себе на богословском, научном поле. Конечно, значимость этого проекта обусловлена тем, что создается группа людей, которые работают вместе, вкладывают свои знания и силы и, мне кажется, это очень многообещающий проект.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Это одна из задач новоизбранного Патриарха, потому что он, вступая в управление Церковью, одновременно становится и главой «Православной энциклопедии» и ее главным редактором. Владыка, Вы являетесь представителем Русской Православной Церкви при европейских международных организациях и находитесь в центре церковно-дипломатической работы. Есть ли сегодня основания для развития диалога с инославными христианами? Не зашел ли он в тупик?

Я думаю, диалог с католиками в тупик не зашел, а вот диалог с протестантами, похоже, близится к тому. Конечно, диалог с католиками будет развиваться так, как он развивался при Святейшем Патриархе Алексие. Будет и в этом преемственность. Будем прямо говорить, именно митрополит Кирилл при Святейшем Патриархе Алексие и был человеком, который давал рекомендации о том, как развивать отношения с Католической церковью и другими инославными конфессиями. Что касается протестантских деноминаций, то здесь диалог сталкивается с очень серьезными трудностями, потому что во многих протестантских церквях мы наблюдаем очень явный отход от основополагающих нравственных принципов, вплоть до открытого признания однополых союзов, даже до благословения этих однополых союзов. Здесь диалог очень часто упирается в какую-то стену, которую мы преодолеть не можем. Я боюсь, что это расхождение между традиционным христианством и либеральным настолько очевидно, что преодолеть эту пропасть при помощи диалога уже невозможно.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Владыка, известный русский писатель Лесков в своей замечательной книге «Соборяне» констатировал: «Русский народ крещен, но не просвещен». А что сегодня можно сказать об этом и в чем Вы видите задачу Церкви?

Епископ Илларион: — К сожалению, они актуальны сейчас, поскольку сегодня мы наблюдаем такую картину, что 70 или 80 процентов населения относят себя к Православной Церкви и это все крещеные люди, но при этом гораздо меньший процент людей это те, кто посещает храм и знает основы своей веры. Мне кажется, одна из главных задач новоизбранного Патриарха будет заключаться в том, чтобы мобилизовать нашу Церковь, прежде всего священнослужителей, активных мирян на катехизаторскую и миссионерскую работу, чтобы номинальные христиане, которых у нас большинство, стали реальными христианами, чтобы Церковь для них стала духовным домом.

Эти номинальные христиане восприняли выборы Патриарха с огромным интересом, и было видно, какой удивительный резонанс в обществе получил Поместный Собор. Как Вы это охарактеризуете?

Епископ Илларион: — Это свидетельствует о том авторитете, которым сейчас пользуется Церковь и о том интересе, который сама Церковь вызывает у широкой общественности. И во-вторых это свидетельствует о широком авторитете митрополита Кирилла, который он накапливал на протяжении многих лет служения в Церкви.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Спасибо, Владыка, за то, что Вы нашли время придти к нам на эфир.

****

История Церкви безгранична, как безгранична история любого народа. Ее созидают миллионы, но есть те, кто делает саму ткань истории, чьи поступки, мысли, даже черты характера определяют судьбы народов. В истории и жизни государств и стран — это императоры, цари, президенты, правители. В церковной истории — это предстоятели Церквей, Патриархи. Сегодня мы начинаем новую рубрику: «Русские Патриархи».

Сюжет: Русские Патриархи. Патриарх Иов

Происхождения Патриарх Иов был самого простого — из крошечного посада при Старицком Успенском монастыре. Сюда Иван (так звали будущего Патриарха) и поступил послушником. Он был начитан, красноречив, знал наизусть все богослужение, Псалтирь и Библию. Его дарования не остались незамеченными. В 1569 году его назначают настоятелем Успенского монастыря. А вскоре по указу Ивана Грозного Московского Царского Симонова монастыря. В 1587 году Иов становится Главой Русской церкви — митрополитом московским. А еще через два года, в 1589 году, Константинопольский Патриарх Иеремия рукополагает его в первого Патриарха Московского и всея Руси.

Когда в 1603 году на Руси появился Лжедмитрий и на его сторону стали переходить целые города и армии, когда собственная мать погибшего царевича Димитрия под угрозой расправы признала в самозванце собственного сына, только Патриарх Иов оставался тверд, называя самозванца самозванцем, расстригой и вором.

Расправились с Иовом в июне 1605 года в Успенском соборе во время Литургии. Его вытащили из алтаря, избили и протащили через весь Кремль до Лобного места, сорвали патриаршие ризы и, бросив в телегу, увезли в Старицу. А меньше, чем через год, тот же народ расправился с самозванцем и свел с престола незаконно поставленного им лжепатриарха Игнатия. К Иову отправились послы уговаривать его вернуться. Но у больного и почти слепого Патриарха Иова уже не было сил. Он благословил на патриаршество митрополита Казанского Гермогена.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: — Многие современники и историки рассматривают кротость Патриарха Иова как слабость. Но именно он показал твердость, не признав Лжедимитрия и отвергнув попытки бояр представить его как Русского царя. Это предотвратило полное подчинение Руси самозванцу.

***

Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.Ru». Там же Вы узнаете много интересного из жизни Русской Православной Церкви и религиозной жизни всего мира. Программа, которая выйдет через неделю, будет посвящена иконописи. Всего Вам доброго! Храни Вас Господь!

http://www.sedmitza.ru/text/559 802.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика