Коммерсант | Юлия Таратута | 28.01.2009 |
Вчера поместный собор Русской православной церкви выбрал нового предстоятеля — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Сторонники митрополита опасались, что его конкурентам удастся укрепить оппозицию «церковному модернизму», но протестного голосования не случилось. К тому же вчера самоотвод взял один из кандидатов на патриарший престол, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, призвав голосовать за Кирилла. Новому патриарху придется не только взять на себя ответственность за налаживание контактов с властью, обществом и другими конфессиями, что, по сути, стало его предвыборной программой, но и решать застарелые проблемы церкви — восстанавливать влияние Московского патриархата на постсоветском пространстве.
Митрополит Кирилл победил на выборах патриарха, набрав 508 (72%) голосов поместного собора. За его соперника, митрополита Климента, проголосовали 169 выборщиков. В голосовании принимали участие 702 делегата, действительными признаны 677 бюллетеней.
Выборы патриарха оказались предопределены уже в первый день архиерейского собора. За митрополита Кирилла в качестве одного из кандидатов на патриарший престол проголосовала почти половина епископов РПЦ (он набрал 97 голосов из 198). Этот показатель втрое превысил число голосов, отданных за его главного конкурента — митрополита Калужского и Боровского Климента. А третий кандидат — митрополит Минский и Слуцкий — набрал всего 16 голосов. Архиерейский собор выступает своеобразными «праймериз» по отношению к поместному — позиция епархиальных делегаций не сильно разнится с волей епископов.
Победителю голосования на поместном соборе достаточно было набрать больше 50% (352 голоса). По прогнозам экспертов, недостающие голоса митрополит Кирилл должен был «отнять» у митрополитов, баллотировавшихся в кандидаты на патриарший престол, но оказавшихся за пределами «тройки».
Церковные аналитики считают, что на столь плавное избрание митрополита Кирилла повлиял целый набор факторов. Так, уже на первом этапе избирательной гонки — во время заседания Священного синода 6 декабря — он получил сразу два предвыборных очка. Члены Синода назначили раннюю дату выборов, хотя по уставу РПЦ могли провести поместный собор и через полгода после смерти патриарха. За короткое время, признавались сторонники владыки Кирилла, сложно будет создать серьезную оппозицию и провести полноценную информационную войну. Митрополита Кирилла его сторонники представляли «модернистом» — склонным к церковной открытости и диалогу с конфессиями и светским миром, включая власти. Под оппозицией же понималось «консервативное» крыло РПЦ, которое должно было выступить за митрополита Климента. В него команда владыки Кирилла включала «латентных сторонников» опального епископа Диомида (был лишен сана из-за нападок на руководство РПЦ) и умеренных традиционалистов из числа монахов.
Вторым «подарком» митрополиту Кириллу стал пост местоблюстителя, на который высшие церковные иерархи избрали его подавляющим большинством голосов. Синод накануне выборов патриарха наделил митрополита Кирилла существенным административным ресурсом и поводом для упоминаний: он стал основным героем СМИ в предвыборный период.
В качестве местоблюстителя владыка не только возглавил подготовку к собору, но и стал лицом церкви во время всех православных праздников — провел несколько рождественских служб в храме Христа Спасителя, возглавил поминальную службу на сороковой день кончины патриарха Алексия II и новогодний молебен в Богоявленском соборе. Владыка Кирилл выполнил всю программу патриарха на декабрь и начало января 2009 года — службы в Кремле, в московских приходах, а также участие в детских рождественских праздниках. Кроме того, в статусе местоблюстителя посетил многие монастыри и святыни. Наиболее важной с предвыборной точки зрения в РПЦ считают поездку к духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову) и духовнику Оптиной пустыни схиигумену Илию (Ноздрину) — эти визиты должны были продемонстрировать духовенству, что местоблюстителя поддерживают наиболее авторитетные из старцев.
Пост местоблюстителя расширил и возможности «светской» предвыборной кампании. Он позволил митрополиту в особом качестве присутствовать на государственных новогодних приемах — в Кремле и в мэрии Москвы. Причем в отличие от остальных представителей РПЦ и глав других конфессий на последнем он разделил стол с президентом России Дмитрием Медведевым. Популярности ему добавил рейтинговый телепроект «Имя Россия» на канале РТР, который выбирал героя российской истории, — с подачи митрополита победителем зрительского голосования стал Александр Невский.
По мнению сторонников местоблюстителя, поддержку их кандидату оказали и российские власти. Делегаты поместного собора, избранные по квоте от мирян (в основном чиновники и бизнесмены) накануне выборов признались, что намерены голосовать за местоблюстителя именно потому, что его кандидатуру российские власти считают приемлемой. А один из самых активных спикеров команды кирилловцев диакон Андрей Кураев в разговоре с «Ъ» и вовсе намекнул, что присутствие первых лиц государства в качестве гостей было бы логично на поместном соборе.
Впрочем, главную поддержку патриарху, по мнению церковных экспертов, оказали церковные старейшины. Так, по информации «Ъ», пост местоблюстителя изначально предлагался митрополитам Ювеналию и Филарету. Однако иерархи отказались от подобной чести, уже в начале предвыборной кампании «подыграв» митрополиту Кириллу. А по итогам архиерейского собора в аппарате РПЦ «Ъ» дали понять, что старейшины Ювеналий и Филарет окончательно откажутся от собственных патриарших амбиций (митрополиту Ювеналию сделать это было проще, он даже не вошел в «тройку» кандидатов). Их, напомним, считали компромиссными претендентами на патриарший престол — на случай, если делегаты поместного собора решили бы отсрочить выбор между идеологиями митрополитов Кирилла и Климента. На финише старейшины поддержали местоблюстителя открыто — митрополит Филарет не только снял свою кандидатуру перед голосованием на поместном соборе, но и призвал своих сторонников голосовать за владыку Кирилла.
И наконец, из предвыборной гонки добровольно вышел еще один авторитетный иерарх — митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Его кандидатуру пообещала поддержать Украинская православная церковь (почти треть выборщиков поместного собора). Однако накануне собора владыка Владимир взял устный самоотвод. Это позволило экспертам предположить, что отец Владимир не только отказался быть компромиссной фигурой на выборах патриарха, но и дал сигнал церковному собранию: украинский епископат не выдвигает кандидата, который может принять реальное участие в выборах, а значит, гарантирует поддержку местоблюстителю. Эта версия лишь подтвердилась, когда поместный собор отказался от уставного права расширить шорт-лист кандидатов. Как уже сообщал «Ъ», четвертым в списке мог стать именно кандидат от Украинской православной церкви.
Будущее Русской православной церкви при патриаршестве митрополита Кирилла церковные аналитики прогнозируют по-разному. Так, став предстоятелем, митрополит Кирилл может несколько охладить реформаторский пыл своих сторонников, не желая развития скандалов с консерваторами и дальнейших обвинений в «экуменизме» (в основном сближении с католиками). Напомним, что несмотря на давнее намерение встретиться с папой римским, руководству РПЦ это до сих пор не удавалось. Причем «православный ультиматум», не позволяющий и малейшего сближения католической и православной позиций, в свое время был подготовлен именно митрополитом Кириллом. Предстоятелю, а не митрополиту Клименту отныне придется лоббировать продвижение православия в светском обществе — например, отстаивать курс «Основ православной культуры» в светских школах. Главный редактор православного журнала «Фома» Владимир Легойда считает, что патриарху придется работать и в новых экономических условиях — в эпоху кризиса, который отражается на благотворительности, чем всегда жила церковь. Кроме того, в наследство митрополиту Кириллу (в том числе и по собственной вине) досталась критическая ситуация на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Так, Московский патриархат теряет влияние в Эстонии, Молдавии, Греции и Сербии. По мнению диакона Андрея Кураева, главным вопросом церковной политики станет Украина. С одной стороны, Московский патриархат испытывает давление Константинополя — при поддержке президента Украины Виктора Ющенко в стране усиленно лоббируется создание автокефальной церкви, подчиненной Константинопольскому патриархату. С другой стороны, сильны раскольнические настроения внутри самой Украинской православной церкви Московского патриархата. Часть украинских епископов настаивает на большей автономии УПЦ, которая может поставить под сомнение российско-украинское православное единство.