Русская линия
Одна Родина Аждар Куртов28.01.2009 

Кому на руку кризисы в экономических отношениях России и Украины?

Газовый конфликт между Москвой и Киевом в очередной раз актуализировал полемику по вопросу о том, насколько удовлетворительны сложившиеся в постсоветский период экономические отношения России и Украины. Вряд ли сегодня найдется кто-то, кто скажет по поводу этих отношений добрые слова. Естественно при этом, что виновников совершенно ненормальной ситуации полного раздрая между ближайшими соседями каждая сторона видит по-своему.

Многие украинцы упрямо твердят об имперских аппетитах бывшего «большого брата», а россияне обижаются на неблагодарных бывших «младших братьев», не ценящих, по их мнению, того, что делала и продолжает делать Россия. Спор этот предельно политизирован. Между тем экономика позволяет если не найти непререкаемую истину в споре, то хотя бы минимизировать элементы конъюнктурного политического субъективизма.

Позволим себе проанализировать некоторые аспекты российско-украинских экономических отношений.

В настоящее же время наши экономические связи в международно-правовом плане регулируются довольно скромно и по юридической силе подписанных актов, и по срокам. Так, в 2007 году была принята Программа экономического сотрудничества на 2008−2010 годы. В тоже время реально многие эти соглашения существуют сами по себе, а практика — сама по себе. Например, во время последнего газового конфликта в России много раз ссылались и на подписанные соглашения в газовой сфере, и на то, что Украина подписала и ратифицировала Энергетическую хартию. Не упоминали, правда, еще один любопытный акт — Соглашение о стратегическом партнерстве в газовой сфере между Россией и Украиной 2002 года. В любом случае очевидно, что правовые обязательства, по крайней мере, для Украины не являются доминантой в её действиях.

Посмотрим на данные статистики о российско-украинской торговле. Она позволяет найти ответ на вопрос, кому на самом деле выгодна прежняя схема экономических связей. Статистика показывает, что суверенная Украина действительно становится более открытой для экономических контактов со всем остальным миром. Если в 1996 году украинский экспорт в страны СНГ составлял 51,4% от его общего объема, а экспорт в Россию — 38,7% этого же параметра, то в 2007 году (данные за 2008 год еще не опубликованы) картина существенно изменилась. Украинский экспорт в страны СНГ упал до 37,8%, а экспорт в Россию — до 25,7%. Судя по всему (в частности, по итогам первого полугодия), за 2008 год эти цифры будут еще более красноречивыми.

Для кого-то из украинских экспертов и политиков приведенные выше цифры не являются причиной для беспокойства: Киев, мол, начинает больше торговать не с Россией, а с Европой и Америкой. Так-то оно так, но Украина явно утрачивает свои позиции на российском рынке. А вот может ли европейский или американский рынок быть более качественной заменой российскому — большой вопрос. С нашей точки зрения, в обозримой перспективе не может.

Экономика Украины, как и любой другой страны, должна формироваться на здоровом интересе быть и прибыльной, и конкурентоспособной. Если в Россию Украина до сих пор поставляет широкий спектр изделий с большой степенью переработки и добавочной стоимости — продукцию машиностроительной, химической, легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, то в Европу Киев поставляет преимущественно сырье. Америка же занимает весьма скоромное место в украинском экспорте — всего 5,4% по данным 2007 года. Другими словами, пока что Европа использует украинских хозяйственников в качестве сырьевого придатка.

В такой ситуации для любого вменяемого правительства Украины было бы крайне важным не утратить, а сохранить выгодные для себя хозяйственные позиции на российском рынке. Но как раз сухие, не политизированные данные статистики свидетельствуют об обратном: с приходом к власти в Киеве «оранжевой камарильи» качественный срез украинского экспорта в Россию стал иным, чем это было при Л.Кучме. Судите сами.

В 2004 году на долю продукции машиностроения в экспорте Украины в Россию приходилось 26% (любой специалист подтвердит, что это — очень высокий показатель), на долю металлургической отрасли — около 30%, на изделия пищевой промышленности — около 17%, на товары химической промышленности — 14,1%. Теперь посмотрим, как изменилась ситуация всего за три года правления «оранжевой власти». В 2007 году доля металлов упала до 22,6%, доля химической продукции — до 6,9%, доля продовольственных товаров — до 9,1%. Несколько выросла доля машин и оборудования — до 29%.

Отсюда видно, что Москва отнюдь не закрывала свой рынок для наиболее продвинутой украинской продукции машиностроения, поддерживала кооперацию в перспективных областях. Падение же показателей по продукции металлургии было вызвано откровенно недружественной политикой украинских металлургов, пытавшихся использовать демпинг для продвижения тех же труб на российский рынок. В ответ Москва вынуждена была инициировать антидемпинговые расследования и установить определенные квоты. Если бы власти Украины в этом отношении просто элементарно задумались над тем, что их продукция нужна именно России, а не Грузии или Молдове — партнерам по ГУАМу, поскольку те трубопроводов не строят, то таких недружественных действий они не допустили бы. Ведь российские металлурги постоянно ставят перед своим правительством вопрос: почему страна покупает в огромных количествах ту продукцию, которую металлургические заводы России вполне могут освоить самостоятельно? В итоге Украина нарвалась на антидемпинговый таможенный тариф, введенный с января 2006 года, когда он был повышен сразу с 8,5 до 55,3% для труб малого и среднего диаметра.

И с продукцией пищевой промышленности произошло нечто похожее. Когда украинская сторона стала фальсифицировать документы, выдавая за украинскую говядину мясо буйволов из Южной Азии, она по заслугам получила в ответ квотирование этой части украинского экспорта. Для многих украинских производителей неразумная политика собственного правительства стала очень болезненным ударом по их интересам. Ведь до 90% экспорта молочной продукции Украины шло не куда-то в Германию или Францию, а в Россию. Там она была востребована.

Любопытно посмотреть и на то, что представляет собой импорт Украины из России. Оказывается, что торговля с Россией и в этом отношении выгодна больше Киеву, чем Москве. Ведь главной позицией импорта из России выступает не продукция машиностроения, а сырье — нефть и газ, которые занимают 45% от всего объема. Продукция же машиностроения составляет 19,5%, металлы — 11,9%, химическая продукция — 9,1%, продовольственные товары — 3,5%, древесина — 2,6% (0,9% приходится на прочие товарные группы). Иными словами, украинский экспорт в Россию отличается большей трудоемкостью и большей частью добавочной стоимости, что, несомненно, выгодно Украине. Инициировать в таких условиях какие-либо конфликты — это действовать против национальных интересов своей страны.

Тем более что премьер России Владимир Путин в январе на встрече с иностранными журналистами сообщил весьма примечательную цифру: только по газу с 1992 по 2008 год Россия фактически дотировала Украину на фантастическую величину — 47 миллиардов долларов. Иными словами, Москва предпочитала давать деньги не на развитие собственных металлургических и машиностроительных предприятий, а дотировать производство на Украине. А что мы получили в итоге? Между тем 47 миллиардов — это величина, которая в разы превышает все объемы прямых иностранных инвестиций в Украину. Сегодня же всё идет к тому, что эти деньги для России пошли прахом, они не были конвертированы в какие-либо выгоды и преимущества.

Раздувание конфликта между Россией и Украиной на руку и не русским, и не украинцам, а совершенно сторонним силам. Шаг за шагом идут эти силы к поставленной цели: ликвидировать и Россию, и Украину как потенциальных конкурентов на мировых экономических рынках. И это им, надо признать, неплохо удается. Например, при СССР авиазаводы России, Украины владели до 30% мирового рынка этой высокотехнологичной продукции. КБ Антонова, Харьковский и Киевский авиазаводы были так же знамениты, как и КБ Туполева, предприятие в Воронеже. Выпуск таких лайнеров, как АН-225 «Мрия» и АН-124 «Руслан», базировался на многосторонней российско-украинской кооперации. В поставках комплектующих было задействовано до 400 заводов. А что мы видим сегодня? Российские авиазаводы большей частью простаивают, тогда как мировой рынок заполонен Боингами и Эрбасами.

Российская элита сделала свой выбор: стать новым центром силы, обрести «экономические мускулы» в современном мире. Украинская же элита почему-то предпочитает иную стратегию: войти на любых условиях (даже в качестве половой тряпки!) в ЕС и НАТО. Для этого украинские политики готовы принести в жертву и собственную экономику, и экономические связи с Россией, и многое другое.

В этом свете последний газовый конфликт Москвы и Киева приобретает дополнительные оттенки, способствующие лучшему пониманию его истинных причин.

http://www.odnarodyna.ru/articles/5/477.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика