Правая.Ru | Павел Троицкий | 17.01.2009 |
Не стоит ли нам всем вспомнить о том, что Божий Промысел действует в сегодняшнем мире, точно так же как он действовал во времена свт. Василия Великого. И невозможно даже предположить, что Бог не промышляет о Своей Церкви. Не лучше ли всем нам смириться под правящей дланью Божией. Передать все на волю Господа и избрать патриарха, как избирали в древности — жребием.
Когда после смерти патриарха Алексия, когда Священный Синод установил дату созыва Поместного Собора, казалось, что сейчас развернется предвыборная кампания. И эта кампания будет острой, появятся разные публикации, может, и не вполне корректные. Но церковь миновала это искушение, никакой кампании мы не видим, да и вообще мало что говорится о возможных кандидатах. Но так ли это хорошо?
Весь этот предсоборный период проходит под знаком смиренного согласия на все священства, и нарастающего недовольства всем большой части церковного народа. И, конечно, ликующего ожидания врагов церкви: «Вот сейчас послушные архиереев примут к действию постановление митрополитбюро, изберут в патриархи местоблюстителя и тогда. Тогда наши (их) ряды пополнятся тысячами и тысячами новых членов».
Радуются и другие: сейчас церковь, наконец, очиститься от всяких ревнителей, противников прогресса и экуменизма, и тогда наша церковь при слабости сегодняшней власти зашагает к светлому будущему иерократического государства, а-ля Ватикан. Государство — это, увы, получится чуть больше Ватикана.
Сейчас в церкви сложилось две партии: экуменическо-миссионерская и антиглоболистки-ревнительская. Внешне это две очень разные партии. Одна желает жить и царствовать долго, вписываясь в прогресс и адаптируясь к современному человеку, вторая испуганно боится любого шага, потому что любой шаг предвещает падение в антихристову бездну.
Если к первой чаще всего принадлежат люди интеллигентные, энергичные, отдающее дань современности небольшим прислуживаниям языческому богу Эпикуру, то ко второй бывшие интеллигентные люди или вовсе простые необразованные люди, которые в порыве суеверия боятся, что к ним ночью приделают, пришьют, вживят что-нибудь, и это что-то бросит их в вечную тьму, где будет плач и скрежет зубов. Но в сущности как это бывает в истории, вторая партия — это отражение первой, как протестантство — это отражение католицизма.
Объединяет же протестантство и католицизм склонность к рационализму. И здесь обе партии имеют единый корень в неверии. Это неверие состоит в том, что они де-факто не признают главой церкви Христа, который в действительности и управляет церковью. И управляет не только вселенской церковью, а каждой поместной, каждой епархией. На словах все согласятся, что главой является Христос, но никто не желает видеть, что Он всем правит в церкви. И сегодняшние пороки церковной организации — это наши пороки, и Бог попускает их ради нашего спасения, дабы мы не уповали в деле своего спасения на митрополитов Константина или Георгия, на старцев Иегудиила или Мефодия. Путь к Богу индивидуален и каждый, кто желает спастись, должен проделать его лично, ни митрополиты, ни батюшки не способны никого протащить в рай. Послушание играет важную роль в монашестве, но это только первая ступень в иноческом делании.
Для экуменической партии в той мере, в какой ее члены думают о спасении, это шествие за церковным начальством, для ревнителей спасение даруется причащением из рук самого хорошего и чистого епископа, изолированного от всяких нехороших митрополитов и первосвятителей. Тех, кто утверждает, что уже сегодня в нашей церкви нельзя причащаться, потому что патриархом станет местоблюститель митрополит Кирилл, могу заверить, что не понаслышке знаю, чем закончится их путь. Греческие старостильники поднялись на праведную борьбу за старый календарный стиль, затем занялись поисками самого-самого епископа и отделением от недостойных, и это привело к неимоверному дроблению церкви. Та же самая участь постигла и РПЦЗ (В), часть зарубежной церкви, не пожелавшей соединяться с московскими коммунистами и еретиками.
Конечно, кое-кто ныне наслаждается в тихом оазисе, где кроме него один епископ и один иерей, но скоро и этот кто-то заподозрит своего предстоятеля в каких-то грехах и сам для себя станет церковью. С другой стороны, создание сильной партии вседозволяющей миссии во главе с сильным епископом и приведет к тем же делам, которые в свое время провернул злой гений греческой церкви, весьма талантливый организатор Мелетий Метаксакис. Он же породил этих самых старостильников. Новостильная часть церкви стала эволюционировать, и продукт этой эволюции теперь вызывает издевательство у всей неверующей Греции. Скандальные богатства, собираемые для миссии, для ее пользы церкви заставляют вспомнить слова Апокалипсиса: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг».
Не стоит ли нам всем вспомнить о том, что Божий Промысел действует в сегодняшнем мире, точно так же как он действовал во времена свт. Василия Великого. И невозможно даже предположить, что Бог не промышляет о Своей Церкви. Не лучше ли всем нам смириться под правящей дланью Божией.
Бывшему епископу Диомиду подумать о том, что наказания без вины не бывает (уж по крайней мере без пользы) и стать простым монахом-молитвенником, а не ненавистником русской православной церкви; толпам обличителей митрополита Кирилла вспомнить, что есть Тот, кто больше митрополитов и патриархов, и Его Суд окончательная инстанция, нашим святителям не ждать директив, а передать все на волю Божию и избрать патриарха, как избирали в древности жребием.
Напомню, что этот жребий не обманул ожидания церкви в 1917 году и вместо сильных Арсения Стадницкого (с большой радостью принявшего тогда новую власть) и Антония Храповицкого, человека решительного и поэтому часто ошибающегося, создавшего неудачное учение об искуплении, избрал самого простого архиерея, более напоминавшего батюшку, святителя Тихона. Он часто пытался ошибаться, но Господь не позволял ему этого. Он в растерянности не противился самочинному и обманному введению нового стиля, но новостильная реформа в церкви не состоялась; он попустил захвату власти в церкви обновленческому ВЦУ, но очень скоро сгинуло само обновленчество. В его правление вышел указ разрешающий использовать невиноградные соки для Евхаристии, но никто сегодня, разве кроме самых беспутных священников, не дерзает на такое кощунство.
Затем первосвятителем стал митрополит Сергий, сильный человек и прекрасный богослов, и он не раз ошибался. Сначала впал в обновленчество, затем слишком не осторожно декларировал свое послушание советской власти. Но он, увы, обогатил церковь новым понятием сергианства.
Может смириться митрополиту Кириллу и, учитывая многочисленные обвинения, возводимые на него, недовольство большой части церкви его деятельностью в качестве главы ОВЦС, ради пользы церкви отказаться быть претендентом на патриарший престол? Ведь именно так должен поступать истинный пастырь, который ищет не власти, а трудится ради спасения своей паствы.
Надо отметить, что все разговоры вокруг имени митрополита Кирилла, возникли из-за упущений нашего священноначалия. Ведь надо было не игнорировать возводимые на него обвинения, а потребовать разбирательства по материалам публикаций.
Ведь и главный редактор МК Павел Гусев и автор большинства статей Сергей Бычков, обличающих митрополита, являются православными людьми и должны были бы дать ответ Священному Синоду по поводу этих обвинений. А теперь есть возможность и выступить и в Церковном Суде. Любое пятно на чистых одеждах церкви служит к поношению Ее пред лицом язычников, и оно должно быть отмыто.
В заключение хочу сказать, что я как простой человек, не ставил перед собой целью кого-то учить или обличать, но всего лишь высказал свое мнение, которое вправе иметь каждый. Отмечу, что, вероятно, надо вспомнить слова покойного Святейшего Патриарха о том, что ныне уже достаточно заниматься возведением стен, а пора бы нашим пастырям перейти к душепопечительству. Ныне же наша церковь напоминает стадо без пастыря, испуганное и сбившееся в кучу. Пастырю, особенно архипастырю, а уж тем более патриарху надо помнить, что пастырский жезл дан ему не для того чтобы разгонять этих испуганных овец, а чтобы пасти их, чтобы вести их по возможности без потерь по дороге к Богу.