Русский дом | Яна Амелина | 17.01.2009 |
Как утверждается в «декларации о независимости Татарстана», «вот уже 456 лет татары находятся под гнетом самого свирепого человеческого деяния — русского колониализма». За это время сменилось многое и многие, «неизменной оставалось лишь одно: политика насильственного крещения, русификации, бесчеловечной эксплуатации, физического уничтожения татар путем постоянного и целенаправленного геноцида».
В конце декабря самозванный Милли меджлис («национальный парламент») татарского народа заявил о «нелегитимности насильственного включения Татарстана в состав Российской Федерации» и обратился ко всем государствам мира и ООН с просьбой признать независимость республики. Однако «парада признаний» не получилось, совсем наоборот — уже через несколько дней по факту публикации в интернете следственным управлением следственного комитета при прокуратуре РФ по РТ было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 282 («возбуждение национальной вражды публично или с использованием средств массовой информации»).
Но даже если бы этого не случилось, российской государственности ничто бы не угрожало. Члены Милли меджлиса не представляют никого, за исключением самих себя и крайне малочисленной группы радикальных татарских националистов-маргиналов, не оказывающих влияния на политические процессы в РТ. Идеи отделения Татарстана от России не отражают чаянья татарского народа и не поддерживаются ни властями республики, ни ее населением, ни подавляющим большинством татарской национальной интеллигенции. Появление «деклараций о независимости Татарстана» можно объяснить как неадекватностью их авторов, так и попыткой использования жупела «татарского сепаратизма» внешними силами в целях ослабления и, как максимум, расчленения России.
Как утверждается в «декларации о независимости Татарстана», «вот уже 456 лет татары находятся под гнетом самого свирепого человеческого деяния — русского колониализма». За это время сменилось многое и многие, «неизменной оставалось лишь одно: политика насильственного крещения, русификации, бесчеловечной эксплуатации, физического уничтожения татар путем постоянного и целенаправленного геноцида».
По утверждению авторов документа, татары лишены возможности избирать президента, «Кремль запретил татарам иметь свой алфавит», «запрещает учить татарских детей на их родном языке», мусульман-татар жестоко преследуют, «происходит беспощадный грабеж естественных ресурсов Татарстана», и все это творится «на фоне циничного и лицемерного признания Российской Федерацией независимости грузинских республик Абхазия и Южная Осетия». Авторы документа задаются вопросом: «чем же отличаются права татарского народа — колонии русских — от прав народов вышеназванных республик?». Их ответ: «Ничем. Правда в том, что Россия фактически вновь закабалила и эти народы, сделав их своими поданными. Следовательно, татарам больше невозможно рассчитывать на добрую волю русских колонизаторов, питая напрасные надежды на свою деколонизацию и получение независимости».
Очевидная дикость приведенных «аргументов», отсутствие всякой логики заставляют сожалеть о том, что подобная декларация является фактом современной политической жизни. «Для защиты интересов татарского народа» утвержден состав Милли назарат («национальное правительство») в изгнании, которое возглавил проживающий в США химик Вил Мирзаянов. Всего за границами Татарстана (в том числе в Германии и Турции) обретается почти половина этого «правительства», что само по себе свидетельствует об отсутствии у него влиятельности.
Решение обратиться к международной общественности с просьбой о признании государственной независимости Татарстана было принято президиумом Милли меджлиса еще 26 октября, тогда же восстановили и Милли назарат. Толчком к этим действиям стало признание Косово, Южной Осетии и Абхазии. «Этот прецедент дает надежду татарскому народу на признание Россией государственного суверенитета Республики Татарстан с обеспечением территориального коридора через Оренбургскую область для экономических и культурных международных сообщений», — говорится в обращении Милли меджлиса президентам и парламентам государств, в ООН.
Характерно, что «нелогичная логика» в духе «почему, если другим дают, то нам не дают?» демонстрируется не только откровенными маргиналами, но и вполне вписанными в татарстанский политикум общественными деятелями. «Я по своей наивности подумал, что новый президент России вдруг решил пойти по пути Пугачева: „я пришел дать вам волю“, — говорит, в частности, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев. — Абхазии дал, Осетии дал — я подумал, вдруг и нам дадут. Я высказал не только свое мнение — так считают многие представители татарского народа». В то же время, отмечает г-н Валеев, «Татарстан, в отличие от некоторых кавказских республик, пошел по другому пути». «Мы хотим решить свои проблемы цивилизованным путем, — говорит он. — Мы пролили уже слишком много крови татар. …Татары — очень практичный народ, поэтому я думаю, что мы не свернем с этого пути».
Впрочем, планы объявления «независимости Татарстана» строились значительно раньше косовского или югоосетинского прецедентов. «Сегодня видно, что Россия катится в пропасть фашизма, — писала лидер националистической партии „Иттифак“ Фаузия Байрамова в статье, вышедшей перед парламентскими выборами. — Если после выборов придет фашистская диктатура, мы вынуждены будем поднять вопрос о провозглашении государственной независимости татарского народа перед международным сообществом». Если татарские националисты-маргиналы действительно считают правление Дмитрия Медведева «фашистской диктатурой», к ним следует адресовать вопросы уже не политического, а сугубо медицинского характера. Примечательно, что эта статья Фаузии Байрамовой начинается фразой: «Для тех татар, кто борется за независимость Татарстана, никакая Россия не нужна».
Умеренные националисты-прагматики считают по-иному: как говорит в уже цитировавшемся интервью Разиль Валеев, «мы хотим, чтобы Российская Федерация не разрушалась, а укреплялась». «Распад РФ очень болезненно повлияет на будущее татарского народа, — признает он. — Территория Российской Федерации — это бывшая территория Золотой Орды, мы считаем ее и своей прародиной, и нынешней родиной. Почему мы должны хотеть, чтобы она рухнула? Мы этого не хотим».
Что касается проблем, стоящих перед татарским народом, то, констатирует Разиль Валеев, «в Татарстане более-менее нормально решаются многие вопросы. Нас больше всего беспокоит положение татар, проживающих за пределами республики. …Если бы Россия приняла новую, демократическую концепцию национальной политики, о чем уже так много говорилось, и необходимые для ее реализации законы и подзаконные акты, тогда особых проблем не было бы». Возмущение Казани вызывает, например, ликвидация национально-регионального компонента федерального образовательного стандарта, в рамках которого в российских школах до 1 сентября 2009 года преподаются национальные языки, культура, история, краеведение, а также «Основы православной культуры». Предлагаемое изучение их в рамках факультатива не устраивает ни национальные республики, ни Русскую православную церковь, однако пока компромиссное решение этого болезненного вопроса, несмотря на десятки совещаний и конференций федерального и межреспубликанского уровней, не найдено.
Похожего мнения придерживаются и многие другие татарские общественные деятели, оказывающие влияние на формирование внутренней и внешней политики РТ. «Зачем нам выходить из состава России?, — удивляется директор Казанского института федерализма Рафаэль Хакимов, более пятнадцати лет занимавший пост советника президента РТ Минтимера Шаймиева по внутренней политике. — Я еще понимаю, если бы все татары жили в Татарстане, или республика имела бы внешнюю границу с другими государствами. Но наши амбиции гораздо больше: мы хотим влиять на ситуацию в России. …Россия для нас — наша собственная территория. Нам некуда и незачем от нее отделяться». Его претензии к Москве сводятся к недостаточному развитию федеративных отношений, включая межбюджетные, экономические, научные и культурные. «Мы долго искали общий язык с федеральным центром — и мы это сделали (нашли его), — поясняет Рафаэль Хакимов, рассуждая, почему Татарстан не станет добиваться независимости от федерального центра. — Потому что общий язык и взаимоприемлемые договоренности — это лучше, чем война».
«Мне больше нравится идея нормального развития в рамках Российской Федерации, — говорит доктор исторических наук Дамир Исхаков, комментируя возможность и уместность достижения Татарстаном независимости. — Татары, как и представители других этносов, должны иметь возможность развиваться в рамках российского государства — иметь свои национальные школы, культуру и так далее. Никому от этого плохо не будет». Он предлагает российской элите задуматься о том, что в условиях надвигающегося масштабного экономического кризиса спасти Россию может только единство и сплоченность ее народов. «Надо дать народам России вздохнуть свободно, — призывает Дамир Исхаков. — Прежде всего, необходимо вернуть в учебные программы региональный образовательный компонент и восстановить выборность глав регионов». Следует также гарантировать права русского народа, который, отметил ученый, в настоящее время не имеет возможности изучать «Основы православной культуры».
Подавляющее большинство жителей Татарстана, рассуждают так же, воспринимая нахождение республики в составе РФ как данность со знаком «плюс» и не мысля о провозглашении независимости. О степени народной поддержки Милли меджлиса, Всетатарского общественного центра и других карликовых националистических организаций свидетельствует ничтожно малое число участников организуемых ими акций, исчисляемое примерно полутора сотнями человек (последний пример — день памяти защитников Казани 12 октября 2008 года). «Заявления миллимеджлисовцев — полный бред, — констатирует эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Ирек Муртазин. — О какой независимости Татарстана можно говорить? Если чисто теоретически предположить, что эта цель достигнута, республику, обремененную долгами и кредитами, придется тут же объявить банкротом. Не может быть Татарстана вне России! Эта идея непопулярна сейчас даже среди татарских националистов».
Возникает вопрос — да стоит ли придавать заявлениям горстки татарских русофобов («сегодняшняя идеология великорусского шовинизма значительно мрачнее для всего человечества, чем большевистская, нынче Россию все больше охватывает волна фашизма, которая угрожает всему миру, — вещают они „городу и миру“. — …Миф о том, что российское государство было создано совместными усилиями русских и татар — не более чем пропагандистский прием. Средства и силы на строительство Российской империи у татарского народа изымали насильственно») какое-либо значение? Не много ли чести? Увы, стоит. Очевидно, что мирзаяновы и байрамовы еще не раз будет использованы врагами России для ее ослабления и, как максимум, развала страны.
«Декларация независимости Татарстана» и предшествовавшая ей информационная подготовка стали поводом для появления в иностранной (в первую очередь, грузинской и западной) прессе множества материалов, «констатирующих» наличие и укрепление в Поволжье, и, в частности, в Татарстане, сепаратистских тенденций, развитие которых якобы приведет в обозримом будущем к выходу РТ из состава РФ. И пусть для этого нет никаких объективных оснований, сепаратистская «страшилка» имеет большой пропагандистский потенциал.
Во всем этом явно заметны «следы», оставленные геополитическими противниками России. Вспомним, как и кем раскручивалась в начале девяностых фигура Мирзаянова, обвинившего российские власти в нарушении Парижской конвенции о прекращении производства и испытаний химического оружия, и с 1996 года проживающего в США. «Многие хотят, чтобы Россия распалась, — констатирует Разиль Валеев. — В США есть целые институты, которые этим занимаются — вот они и направляют, и подсказывают, и помогают этого добиться». Недаром сообщения о принятии Декларации молниесно появились на разного рода «оранжевых» сайтах и тут же были подхвачены иностранными СМИ, недоброжелательно настроенными по отношению к современной России. Подавляющему большинству татар ближе не опасная идея отделения от России, а «евразийское» определение Разиля Валеева: «Россия — это колосс, который должен стоять на двух ногах: одна — славянская, другая — тюркская». Выразители же сепаратистских настроений, чем бы они их не мотивировали, не заполнят и школьного актового зала.