Русская линия
Русское Воскресение Юрий Бородкин15.01.2009 

Пойдёт ли урок впрок?
Спасём наши души, несмотря на все невзгоды, значит, спасем Россию

..В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

В самом начале разрушительной перестройки Ю.В.Бондарев сравнил ситуацию в стране с самолетом, который взлетел, но пилоты не знают где и как приземлиться. До сих пор находимся в этом непредсказуемом полёте, хотя бортовые системы давно барахлят, а теперь начались перебои и в самих двигателях. Команда пытается лихорадочно, на авось, что-то предпринять, но тщетно: крен на крыло усиливается.

Вовлечённость России в мировой экономический кризис Г. Зюганов назвал острым приступом капитализма: иронично и точно. Приступ этот оказался для наших рулевых полной неожиданностью, поскольку ещё накануне неумолимых событий они бодро вещали со всех трибун и экранов об успехах нацпроектов, о накоплении резервов, о подъёме экономики, о торжестве внятно неозвученного плана Путина и т. п.

Каков результат? Нацпроекты нужны были, прежде всего, для раскрутки Д. Медведева перед президентскими выборами (выделение денег здравоохранению или сельскому хозяйству элементарно насущно без всяких проектов), «подушки безопасности», бездарно хранящиеся в заокеанских сейфах, тают на глазах, экономика рухнула вплоть дл приостановки заводов-гигантов и массовых увольнений рабочих, про план Путина никто и не заикается при таком потрясающем фиаско.

Казалось бы, это можно было предвидеть. Ведь не только по Марксу-Ленину, а из исторической практики давно известно о неизбежности периодически повторяющихся кризисов при капитализме, который в лихорадочной спешке реставрировали (в наихудшем варианте) демократы-ельцинисты. Тем более, это знание касается деятелей, окончивших юрфак ленинградского университета. Или по наивности думали, что кризисы явление только западное, а мы как-нибудь спасительно отсидимся в сторонке? Не выйдет, господа! Ибо стремление ваше в Европу столь велико и безоглядно, что вы пошли на выучку к ней, а с волками жить — по-волчьи выть.

Подражание США тем более не понятно, потому что в историко-культурном отношении это государство-младенец, лишенное национальной основы, не может быть нам примером, а ныне оно ещё и банкрот по всем статьям, включая и политику.

Достойны внимания пророческие высказывания об Америке нашего гения А. Пушкина, понявшего суть ложной демократии уже в те давние годы. Например, он писал: «А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина; человек в ней выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит». Или другое: «С изумлением увидели мы демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нетерпимом тиранстве». И мы, и народы всей планеты увидели безудержно-наглую агрессию мирового жандарма, когда бомбили братскую Сербию, а затем — по надуманному поводу — Ирак. А что потеряли американцы в Афганистане, втянув за собой послушную Европу?

Такое же мнение о США имел С. Есенин, повидавший её своими глазами: «Однако я очень не люблю Америку — это смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества». А для доморощенных демократов Америка — образец. Помните, как постоянно слышалось: «Хватит социалистических экспериментов, хотим жить, как развитые страны». Заметим, что мысль о справедливом устройстве общества существует со времён Томмазо Кампанеллы, а, может быть, и ранее того, и это стремление к социализму никогда не прекратится.

Что же мы приобрели за короткий срок тесного сотрудничества с Западом, добровольно капитулировав, решив поучиться у него и шагать с ним в ногу? Каковы итоги начального курса капитализма? Горько даже перечислять эти приобретения: безработица, обнищание народа, миллиардеры олигархи, теракты, наркомания, СПИД, рэкет, рейдерство, дедовщина, проституция, страшно сказать, продажа людей в рабство! К этому ещё можно многое добавить, например, платные медицина и образование, ставшее недоступным жильё, грабительские услуги ЖКХ, подорожавший в 15 раз общественный транспорт и т. п. Всех «приобретений» не перечислишь. И, наконец, это «чудище обло, стозевно» мировой кризис, действующий с неумолимостью чёрной дыры. Вот чем обернулась наша хроническая болезнь подражания Западу. Такова цена встраивания в прогнившую капсистему с её «общечеловеческими ценностями».

О том, какие представления вынес о жизни на Западе современный человек, поживший во Франции, я прочитал в газете, цитировавшей книжку Сергея Зубцова «Как жить в Западной Европе?» Вот его наблюдения: «Есть вещи и посерьёзней, то, что делает Запад цивилизацией биороботов. У подавляющего большинства населения стран Запада нет личности. Они пустые внутри, особенно молодёжь. В западном мире всё — технология. Как будто в большинстве из них души нет, ходят только тела пустые..У таких людей нет будущего. Запад рухнет! И наблюдать это лучше издалека». Не правда ли, оценка сходная с пушкинской и есенинской?

Давно ли наши демреформаторы, любители примерять на себя европейские одежды, заклинательно повторяли: «как в цивилизованном мире», «как на Западе», «как в странах развитой демократии». Сейчас восторга поубавилось, но приоритеты настойчиво сохраняются: в первую очередь, неприкосновенность частной собственности, присвоенной в годы перестроечной смуты, и неизменность курса, как всегда у нас безальтернативного. При этом наша руководящая и направляющая партия призывает к единству: кого с кем? Обнищавшего народа, увольняемого с заводов, и неправедно награбивших миллиарды толстосумов? Когда они возводят трехэтажные особняки, строят роскошные дачи, покупают за границей виллы и замки, хочется напомнить им предостережение пророка Исайи: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей». А так и произойдёт, что подтверждает вся история человечества.

Увы, метастазы капитализма проросли чересчур глубоко. В обстановке всеобщего поклонения золотому тельцу дело дошло до абсурда: пишу эти грустные строки, а по телевидению в «Новостях» показывают, как в одном из белгородских садиков (!) внедряют обучение детишек основам экономики. У них в ручонках — сторублёвые бумажки. Не воспитательница, а приглашенный бухгалтерский работник объясняет им как делать покупки, в чём разница между купюрой и монетой и прочее. «Вздор! — не поверите вы. — Не может этого быть!» Однако факт остается фактом: детей начинают роботизировать едва не с пеленок. Боже мой, до чего мы докатились в этом прагматическом рвении, если не щадим светлые души малышей, которые должны заниматься беззаботными играми. Вместо этого, они и дома тычут пальчиками в клавиатуру компьютера. Где же настоящее, здоровое детство? Оно будет потеряно. Получается совсем по О. Хайяму: «виноградом не став, превратился в изюм».

Российскому реформаторству, кажется, не будет конца. «Наша вечно создающаяся Россия», — заметил Достоевский. И ведь верно: оглянитесь на нашу тысячелетнюю историю — не было в ней длительного периода стабильного государственного устройства. То раздробленность и княжеские междоусобицы, то двухсотлетнее иго, то многочисленные воины, то революции и «перестройки» на европейский лад. И вечно меняющиеся географические очертания. Огромная страна постоянно находится в напряжении физических и моральных сил: всё надеемся на очередное благоустроение.

Неужели и после столь очевидно проявленного в годы пресловутой перестройки негатива и пришедшего с Запада кризиса мы не перестанем быть учениками стареющей Европы? Неужели это не в тягость национальному чувству? Пойдёт ли урок впрок? Неужели все разговоры об особом пути России беспочвенны? Ведь совершенно очевидно, что особость эта заключается не только в нашем славянском менталитете, различии вероисповедания, но и в географическом расположении страны, в совершенно ином культурно-историческом развитии России и пр. Н. Я Данилевский даже учитывал культурородную силу леса, коим изобилует Россия, его влияние на сложившийся культурно-исторический тип.

Ответ на поставленный выше вопрос был найден давно в воззрениях А.С.Хомякова, И.В.Кириевского, К.С.Аксакова, других славянофилов. «Все связи нашей публики с Западом должны быть прерваны, Должна кончиться, наконец, наша подражательность!» — писал К.С.Аксаков.

Понятно, что такой радикализм нынче неприемлем, поскольку всюду слышатся призывы к толерантности, но то, что оскорбительная для нас подражательность, начатая с петровых времён, когда «принялся он Русь онемечивать», продолжается — это несомненно.

Все попытки либеральных политиков подсуетиться в Европе, как-то встроить Россию в её экономическую и политическую модель, в различные институты, вплоть до НАТО, безнадёжны. Никто в Западной Европе нас не ждёт, и слава Богу. Россия без Европы может совершенно самодостаточно жить века, а Европе без России придётся туго. И странно, что она, по давней привычке, пытается диктовать нам свои условия. Вообще, понятие Европа носит в основном культурно-политический смысл, нежели географический, поскольку и азиаты и европейцы живут, по сути, на одном материке.

Сторонникам европеизации следовало бы почитать фундаментальный социологический труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (в этом году — 140-летие первой его публикации), этот кодекс славянофильской мысли, который остаётся актуальным и ныне, даже более, нежели в 19 веке.

Во вступительной статье переиздания этой книги С.-Петербургским университетом (1995) профессор А.А.Галактионов так выразил её непреходящее значение: «..это, теперь уже давнее учение (славянофильство -Ю.Б.) всегда будет служить идеологической основой воззрений, утверждающих самобытность и защищающих национальные формы быта и сознания славян и русских особенно в ситуациях, угрожающих народу прямым захватом и подчинением, оттеснением или поглощением. Если же — так эту мысль выразил Данилевский — нация по каким-либо причинам утрачивает самостоятельное развитие своих начал, то ей придётся отказаться от всякого исторического значения и опуститься на степень этнографического материала для чужих целей».

Одна из глав этой книги так и названа «Европейничанье — болезнь русской жизни», другие тоже говорят сами за себя: «Почему Европа враждебна России?», «Европа ли Россия?», «Гниёт ли Запад?» и т. д.

Опять же, нынешним западникам покажутся слишком резкими такие суждения, хотя следует учесть, что книга опубликована в 1869 году, и, если вспомнить события давних лет, то тенденция агрессивности Европы против России налицо: походы псов-рыцарей на Новгород, польская интервенция Смутного времени, шведские притязания Карла 12, вторжение Наполеона, Крымская война. С Запада нас всегда ожидало не просто покорение наших пространств и богатств, как это было, например, во времена монгольского нашествия, но более глубокая и опасная экспансия: политическая, культурная, религиозная, то есть полный передел менталитета русского народа, ликвидация его национального самосознания.

Если возьмем новейшую историю, то и по сию пору Европа продолжает свою антироссийскую политику: Антанта, гитлеровское нападение, натовское приближение со всех сторон к нашим границам. Надеяться на дружбу с Европой не приходится, потому что это — германо-романская цивилизация, к которой мы, славяне, по мнению Н. Данилевского, не имеем отношения.

«Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяют России считать себя Европой, — пишет он. — Она не заслужила этой чести, и, если хочет заслужить другую, не должна изъявлять претензий на ту, которая ей не принадлежит..Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое..- И далее: — Но как дозволить распространяться влиянию чуждого, враждебного, варварского мира, хотя бы оно распространялось на то, что по всем божеским и человеческим законам принадлежит этому миру? Не допускать до этого — общее дело всего, что только чувствует себя Европой. Тут можно и турка взять в союзники и даже вручить ему знамя цивилизации. Вот единственное удовлетворительное объяснение той двойственной меры и весов, которыми отмеривает и отвешивает Европа, когда дело идёт о России (и не только о России, но вообще о славянах)..»

Воистину так, и выводы эти сохраняют своё непреходящее значение. Двойные стандарты европейской политики как были, так и остаются: например, дружное признание независимости Косова в пику Сербии и России и столь же дружное непризнание Южной Осетии и Абхазии, или отрицание очевидности грузинской агрессии и переложение вины с больной головы на здоровую, то есть на Россию. Мало того, что натовцы беспощадно бомбили Сербию, её до сих пор не принимаю в Евросоюз, добиваясь унизительных уступок.

Прозорливо сказано и о Турции, которая давно является членом НАТО, да ещё её тешат приманкой будущего членства в Евросоюзе, хотя вряд ли хотели бы видеть её в своём доме. Но чего не сделаешь ради давления на Россию. «Разве Европою не выработано окончательной формы человеческой культуры, которую остается только распространить по лицу земли, чтоб осчастливить все племена и народы?» — с иронией спрашивает Данилевский. И мы видим с каким усердием продолжается это распространение демократии огнем и мечом, что главным её «сеятелем» стал могущественный союзник Европы — США, тщетно пытающиеся насадить демократию по своему образцу в залитом кровью Ираке и в Афганистане.

Спасение славянства, как самостоятельной цивилизации, в создании Всеславянского Союза, считал Данилевский, да и до него так считали. Чешский поэт и ученый Ян Коллар (1793 — 1852) призывал в поэме «Дочь славы»:

Сто раз я призываю вас, сейчас кричу

Вам, раскиданные по всему свету Славяне,

Будем единым целым, а не раздробленными,

Будем все или ничто.

Н.Данилевский даже видел конечной целью объединение славян в единое государство, центром которого являлся бы Царьград. Эту идею создания славянской федерации разделяли многие, в том числе единомышленник Данилевского «почвенник» Н.Н.Страхов, известный историк К. Бестужев-Рюмин, считавший «Россию и Европу» «замечательнейшей из всех русских книг последнего времени, а, может быть, даже и не одного последнего». Стремление распространить славянскую федерацию даже на католическую Польшу находим у Ф. Тютчева:

Тогда лишь в полном торжестве

В славянской мировой громаде

Строй вожделенный водворится,

Как с Русью Польша помирится.

А помирятся эти две —

Не в Петербурге, не в Москве,

А в Киеве и в Цареграде.

Конечно, нынче мечты о столичном Царьграде выглядит утопично, да и в ту пору они были неосуществимы из-за разобщенности славян. Однако есть настоятельная историческая необходимость создания Союзного государства в составе России, Украины и Белоруссии, братские, однокровные народы которых вышли из одной киевской колыбели и крещены в одной днепровской купели, да, собственно, и не думали, что будут жить порознь: всё дело в амбициях политических руководителей, трактующих историю по-своему. Долго ещё будем вспоминать недобрым словом беловежский сговор лидеров, захотевших любой ценой стать самостоятельными царьками. А какое мощное, жизнеспособное, неуязвимое было бы государство — гарант безопасности всего славянского мира! Думаю, нет задачи в сфере политики более важной, чем эта.

К сожалению, при русофобствующем президенте Украины В. Ющенко она не выполнима, ибо тут дело не просто в амбициях, а в предательстве братских славянских интересов, проявившемся, в особенности, во время агрессии Грузии против Южной Осетии. Поставки буквально накануне конфликта ракетных комплексов, которыми сбивали наши самолеты, акт явно враждебный, непростительный и совершенный, разумеется, только по распоряжению Ющенко. Перечислять его антироссийские деяния нет необходимости. По меньшей мере, странно то, что этот господин, откровенно демонстрирующий неприязнь к Москве, хотел бы пользоваться российским газом задарма: как говорится, стыд под каблук, совесть — под подошву. Русские никогда не будут перекладывать столь тяжкий грех с руководства Украины на украинский народ, дружба с которым вечна по самому факту родства.

Нет сомнения, настанут другие, более благоприятные времена, придут другие лидеры с другими взглядами, с пониманием исторической ответственности перед своим народом, и мечта о единстве России, Украины и Белоруссии сбудется.

Другим условием сохранения независимости славянской цивилизации является её самостоятельное, опережающее развитие с тем, чтобы не копировать Европу, не плестись в фарватере её интересов, чтобы «не превратиться в этнографический материал для чужих целей», а самим показывать пример общественного, экономического, культурного развития. Кто станет уважать нас, если в стране всё, от мобильника и компьютера до автомобиля и «Боинга», привозное, не говоря уже о китайском ширпотребе, коим завалены магазины? Задачи должны быть самыми амбициозными, необходимо найти целенаправляющую идею, способствующую духу лидерства, сплачивающую нацию. Конечно, и при этом европейцы не проникнутся к нам дружеством, но считаться с окрепшим славянским миром придется.

Разумеется, духовной опорой такого славянского Союза должно оставаться объединяющее нас тысячу лет Hравославие, ибо самое драгоценное наше богатство — душа народа, которую не сломили самые тяжкие испытания. При всех изъянах и несправедливостях нынешней жизни:

Нам пора подумать о душе

Искренней, отзывчивой, крылатой,

Чтоб не променять на горсть грошей

Наше злато.

(Владимир Лебедев).

Наше злато — русская душа, о которой прекрасно сказал Сергей Марков: «алою рябиной на сугробе пламенеет русская душа». Именно так, ярко, жертвенно, чисто.

Как её уберечь при нынешнем всевластии чистогана — вот вопрос. Спасём наши души, несмотря на все невзгоды, значит, спасем Россию.

http://www.voskres.ru/idea/borodkin.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика