Русская линия
Радонеж Сергей Худиев05.01.2009 

Порвалась дней связующая нить

Второго января, на последней седмице Рождественского Поста 1 канал решил порадовать телезрителей фильмом «Код да Винчи». Было ли это сознательной антихристианской выходкой? Не будем умножать сущности сверх необходимого; скорее всего, телевизионщики не думали ним о чем другом, как только развлечь публику и привлечь зрителей к экрану — и крутящимся на нем рекламным роликам. Однако для тех, кто боится клерикального засилья это еще одна причина успокоиться — центральный телеканал преспокойно показывает перед Рождеством антихристианский фильм, и никакие клерикалы не могут этому помешать.

Однако сам фильм — как и бурный, хотя и постепенно сходящий на нет успех книги, по которой он снят — это определенный культурный и духовный симптом. Фильм является одним из проявлений того, что можно было бы назвать «вторичной мифологией». Как говорят антропологи, мифология формируется для того, чтобы давать объяснения явлениям окружающего мира. Например, скала необычной формы — это окаменевший при таких-то обстоятельствах великан, озера образовались, когда некая мифологическая героиня в начале времен расплескала воду из ковша, источник забил там, где в незапамятные времена красавица оплакивала своего возлюбленного. Такого рода мифология объясняет, как правило, природные явления; ландшафт, часть непонятного, а временами и угрожающего внешнего мира, получает какие-то разъяснения, как-то вписывается в картину мира, одомашнивается, делается своим.

Вторичная мифология имеет дело с культурным ландшафтом; она приписывает свои объяснения артефактам культуры, среди которых люди живут, но значения которых не понимают. Как путешественники, через джунгли пробившиеся к заброшенным городам, гадают, что могли бы означать изображения на стенах, какое из зданий является храмом, а какое — дворцом, во что верили исчезнувшие жители и на каком языке они говорили, так и наследники европейской цивилизации оказываются недоумевающими чужаками среди памятников культуры, созданной их собственными предками. Чужаки, конечно, будут пытаться осмыслить то, что они видят, в рамках своих собственных представлений; их догадки, неизбежно, будут иметь мало общего с тем смыслом, который в свои творения вкладывали те, кто их создавал.

Некоторое время назад мне довелось слушать (в записи) лекцию по археологии. Профессор рассказывала о том, как трудно на основании археологических раскопок понять исчезнувшую культуру. Она привела следующий пример: представьте себе, что европейская цивилизация совершенно исчезла с лица земли, и через несколько тысяч лет археологи далекого будущего раскапывают католические церкви. Почти в каждой из них они находят статую Женщины с Ребенком. Они, вероятно, сделают вывод, что на территории древней Европы был очень распространен культ, в котором верховным божеством была богиня-мать. Вывод напрашивающийся, но абсолютно неверный.

Интересный феномен, одним из проявлений которого является «Код да Винчи», состоит в том, что и автор, и его читатели склонны воспринимать художественное наследие христианской Европы именно так, как восприняли бы его археологи из приведенного примера — пытаясь истолковать явления абсолютно чуждой им культуры. Сначала при чтении книги (и просмотре фильма) поражает фантастическое, ни в какие ворота не лезущее невежество автора относительно истории Европы вообще и Церкви в особенности; однако это становится понятным, если признать, что автор, в культурном смысле, инопланетянин, пишущий для инопланетян — он пишет об абсолютно чужом, и очень мало знакомом ему мире. Как говорит Гамлет у Шекспира, The time is out of joint, «порвалась дней связующая нить».

Почему исторические и искусствоведческие штудии автора так смехотворны? Прежде всего потому, что он — и его благодарные читатели — отказываются видеть центральный элемент европейской культуры — веру во Христа. Именно в том, что персонажи «кода» говорят о Христе, их инопланетное невежество особенно бросается в глаза:

«- Что-то я не совсем понимаю, — с недоумением нахмурилась Софи. — Божественность Иисуса?..

— Моя дорогая, — торжественно объявил Тибинг, — до этого исторического момента Иисус рассматривался Его последователями как смертный пророк… человек, безусловно, великий и влиятельный, но всего лишь человек. Простой смертный.

— Не сын Бога?

— Да! — радостно воскликнул Тибинг. — Только на этом Вселенском соборе Христос был провозглашен и официально признан Сыном Божиим. В результате голосования.

— Погодите. Вы что же, хотите сказать, что божественная сущность Иисуса стала результатом голосования?

— Причем выиграл Он лишь с небольшим преимуществом голосов, — сказал сэр Тибинг."

Можно, конечно, открыть, хотя бы, Евангелие от Марка, и прочитать в первой строке

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мар.1:1)

чтобы убедиться в полной фантастичности всего того, чем Тибинг грузит бедную дикарку Софи. Христиане доконстантиновской эпохи оставили нам множество письменных свидетельств — начиная с Нового Завета — в которых они провозглашают, разъясняют и отстаивают свою веру в Господа Иисуса Христа как Сына Божия. Хочет ли человек разделить эту веру — вопрос его личного произволения, но то, что ранние христиане верили, «что Иисус есть Сын Божий» (1Иоан.5:5) есть вопрос исторического знания. Полагать, что Иисус был объявлен Сыном Божиим при Константине — значит проявлять не неверие, а невежество. Мы не будем рассматривать все ляпы, которыми наполнена книга; упомянем только кочующий миф о «пяти миллионах женщин, сожженных средневековой инквизицией по обвинению в колдовстве». Дэн Браун еще относительно сдержан — некоторые говорят о девяти миллионах. Реалистичность этих цифр можно оценить, если вспомнить, что, по оценкам историков, все население, например, Германии XV века не превышало 10 миллионов человек.

Однако у Дэн Брауна — и его читателей — есть одно серьезное отличие от наших воображаемых археологов. Археологи не виноваты в том, что их представления о чужой культуре ошибочны; они рады бы знать правду, но не могут. Популярность Дэна Брауна — симптом нежелания знать правду, сознательного предпочтения выдумок истине, истине, которую всякий пользователь Интернета может установить за пять минут. Христиане отнюдь не исчезли с лица земли, и Новый Завет, и письменные источники по истории ранней Церкви доступны в библиотеках и в интернете, тому, кто хочет разобраться, нетрудно это сделать.

Но, как пророчествовал Апостол, «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2Тим.4:3,4)».

Церковь же увещевает людей обратиться к Истине; уделите те часы, которые впустую уходят на просмотр глупых фильмов или другую подобную чепуху, чтению Евангелия, и Бог поможет Вам найти ее.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2914


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика